Мускульный привод транспортного средства

 

Изобретение относится к устройствам для приведения в действие колесных транспортных средств мускульной силой человека, в частности к мускульным приводам с возвратно-поступательно движущимися ножными рычагами преимущественно для веломобилей. Цель изобретения - расширение тяговых усилий путем ступенчатого изменения диапазона и бесступенчатого изменения крутящего момента в каждом диапазоне. Мускульный привод транспортного средства содержит возвратно-поступательно качающиеся рычаги 4 с педалями, муфту 16 свободного хода, цепь 13 со звездочкой ведущего колеса, механизм переключения передач, причем привод снабжен механизмом синхронизации, выполненным в виде двух блоков 17, каждый из которых жестко соединен с качающимся рычагом 4, ход которого ограничен аккумулирующими буферами, установленными на раме веломобиля и, каждый из которых состоит из корпуса, в котором установлен подпружиненный шток. При этом блоки связаны между собой посредством стального каната 18 с четырьмя направляющими блоками 19. Каждый качающийся рычаг 4 жестко соединен с ведущей звездочкой 3 цепной передачи 2, а ведомая звездочка 6 связана со шкивом 8 переменного радиуса с помощью механизма переключения передач, содержащего фиксатор 9, жестко соединенный со шкивом 8 переменного радиуса, причем шкив 8 переменного радиуса установлен на корпусе звездочки 6 с возможностью вращения. В корпусе звездочки 6 выполнены по окружности отверстия, в которые может поочередно входить шток фиксатора 9. На раме 1 веломобиля закреплены аккумулирующие буфера 22, каждый из которых состоит из корпуса, в котором установлен подпружиненный шток. 6 ил., 1 з.п. ф-лы.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 В 62 М 1/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

19

17

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4293823/25-11 (22) 04.08.87 (46) 07.04.90. Бюл. № 13 (71) Проектно-конструкторское бюро Специализированного объединения по перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов

«Спецтяжа втотра нс» (72) В. Е. Баскачев (53) 629. 118 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1316904, кл. В 62 М !/02, 1984. (54) МУСКУЛЬНЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОЖ СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к устройствам для приведения в действие колесных транспортных средств мускульной силой человека, в частности к мускульным приводам с возвратно-поступательно движущимися ножными рычагами преимущественно для веломобилей. Цель изобретения — расширение тяговых усилий путем ступенчатого изменения диапазона и бесступенчатого изменения крутящего момента в каждом диапазоне. Мускульный привод транспортного средства содержит возвратно-поступательно качающиеся рычаги 4 с педалями, муфту 16 свободного хода, цепь 13 со звездочкой ведущего колеса, механизм переклю„„SU„„1555176 А 1

2 чения передач, причем привод снабжен механизмом синхронизации, выполненным в виде двух блоков 17, каждый из которых жестко соединен с качающимся рычагом

4, ход которого ограничен аккумулирующими буферами, установленными на раме веломобиля и, каждый из которых состоит из корпуса, в котором установлен подпружиненный шток. При этом блоки связаны между собой посредством стального каната

18 с четырьмя направляющими блоками 19.

Каждый качающийся рычаг 4 жестко соединен с ведущей звездочкой 3 цепной передачи 2, а ведомая звездочка 6 связана со шкивом 8 переменного радиуса с помощью механизма переключения передач, содержащего фиксатор 9, жестко соединенный со шкивом 8 переменного радиуса, причем шкив 8 переменного радиуса установлен на корпусе звездочки 6 с возможностью вращения. В корпусе звездочки 6 выполнены по окружности отверстия, в которые может поочередно входить шток фиксатора 9. На раме 1 веломобиля закреплены аккумулирующие буфера 22, каждый из которых состоит из корпуса, в котором установлен подпружиненный шток. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.!

555176

Изобретение относится к устройствам для приведения в действие колесных транспортных средств мускульной силой человека, в частности к мускульным приводам с возвратно-поступательно движущимися ножными рычагами, преимущественно для веломобилей.

Цель изобретения — расширение тяговых усилий путем ступенчатого изменения диапазона и бесступенчатого изменения крутящего момента в каждом диапазоне.

На фиг. 1 изображена схема мускульного привода транспортного средства, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2! на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 — сечение В-В на фиг. 2; на фиг. 6 — сечение Г-Г на фиг. 1.

Мускульный привод транспортного средства, смонтированный на раме 1, содержит двухступенчатую ускоряющую передачу, состоящую из замкнутой цепи 2, охватывающей ведущую звездочку 3, жестко связанную с качающимся рычагом 4 с педалью

5, и ведомую звездочку 6, закрепленную на оси 7 и соединенную жестко со шкивом

8 переменного радиуса и фиксатором 9 механизма переключения передач. Шкив 8 имеет рукоятку 10 для переключения передач, причем шкив 8 переменного радиуса установлен на корпусе звездочки 6 с возможностью вращения, а в корпусе звездочки 6 выполнены по окружности отверстия 1, в которые поочередно может входить шток 12 фиксатора 9.

На ободе шкива 8 закреплена цепь

13, охватывающая звездочку 14. Второй конец цепи 13 соединен с пружиной 15, конец которой закреплен на раме 1. Звездочка 14 связана с ведущим колесом веломобиля муфтой 16 свободного хода хранового типа.

К рычагам 4 прикреплены жестко блоки

17, которые между собой соединены стальным канатом 18, перекинутым через четыре направляющих блока 19. Канат 18 закреплен на блоке 17 болтами 20 и планками 21. Блоки 17 и 19 и канат 18 составляют механизм синхронизации, служащий для перемещения одного из рычагов 4 назад при ходе другого рычага 4 вперед. Ход каждого качающегося рычага 4 ограничен двумя аккумулирующими буферами 22, установленными на раме 1 веломобиля, каждый из которых состоит из корпуса 23, в котором установлен подпружиненный шток

24 (фиг. 6).

Мускульный привод транспортного средства работает следующим образом.

При нажатии на педаль 5 качающегося левого рычага 4 усилие через нижнюю ветвь цепи 2 передается на звездочку 6, вращая ее, и далее на жестко связанный с ней фиксатором 9 шкив 8 переменного радиуса. Шкив 8, вращаясь по часовой стрелке, 25

55 наматывает на обод цепь 13. Верхняя ветвь цепи 13, двигаясь вперед, вращает против часовой стрелки звездочку 14 и жестко связанное с ней через муфту 16 свободного хода колесо веломобиля. При этом пружина

15 растягивается. Когда левый рычаг 4 доходит до переднего буфера 22, нажатие на педаль 5 прекращается. Перемещаясь вперед по инерции, рычаг 4 прожимает шток

24 пружинного буфера 22. Вращаясь по инерции по часовой стрелке, шкив 8 через верхнюю ветвь цепи 2, звездочку 3 и рычаг

4 также прожимает буфер 22, который запасает кинетическую энергию шкива 8, звездочек 3 и 6, цепи 2 и рычага 4 с педалью 5, преобразуя ее в потенциальную энергию сжатой пружины 25 буфера 22. Под действием пружины 25 буфера 22 рычаг 4 и шкив 8 останавливаются и начинают двигаться назад. B это время водитель должен нажать ногой на педаль 5 правого рычага 4.

В начале движеи я левого рычага 4 вперед блок 17, жестко связанный с рычагом 4, наматывает на свой ручей канат !8 (фиг. 2 и 3), который, сходя с ручья правого блока 17, вращает блок 17 и жестко связанный с нчм правый рычаг 4 против часовой стрелки. Рычаг 4 движется назад и через верхню о ветвь правой цели 2 вращает правый шкив 8 против часовой стрелки. При этом правая цепь 13 (фиг. I), исходя с обода правого шкива 8, движется назад под действием натяжения пружины ! 5 и вращает звездочку 14 по часовой стрелке.

При вращении звездочки 4 срабатывает хра повой меха низм муфты свободного хода 16, а колесо веломобиля продолжает вра щаться против часовой стрелки.

Дойдя до заднего буфера 22 правый рычаг 4 прожимает его силой инерции и силами инерции правого шкива 8, правой цепи

2 и правых звездочек 3 и 6.

При этом кинетическая энергия правогс рычага 4, правого шкива 8, правой цепи

2 и правых звездочек 3 и 6 переходит в потенциальную энергию сжатой пружины

25 буфера 22. Затем рычаг 4 и шкив 8 оста навливаются и начинают двигаться вперед под действием пружины 25 буфера 22.

Нажатием на педаль 5 правого рычага

4 водитель повторяет полуцикл. При остановке правого рычага 4, шкива 8 и начале движения правого рычага 4 вперед под действием пружины 25 потенциальная энергия, запасенная пружиной 25 буфера 22, переходит в кинетическую энергию рычага

4, шкива 8, цепи 2 и звездочек 3 и 6.

Применение аккумулирующих буферов 22 значительно повышает КПД привода.

Для увеличения скорости движения веломобиля (или соответственно уменьшения

1555! 76

Формула изобретения

P тяг = 25Р, Фиг. величины крутящего момента на колесах веломобиля) водитель, придерживая ногами педали 5, отжимает фиксатор 9 одной рукой, а другой рукой за рукоятку 10 вращает левый шкив 8 (фиг. 1, 4 и 5) по часовой стрелке. В начальный момент вращения шкива 8 фиксатор 9 должен быть отпущен.

Водитель вращает шкив 8 до тех пор, пока шток 12 под действием пружины 26 не входит в гнездо корпуса звездочки 6.

При этом средний радиус шкива 9величивается. Скорость веломобиля возрастает.

Для дальнейшего увеличения скоррсти веломобиля водитель, действуя в той же последовательности, переключает шкив на третью и четвертую передачи. Для преодоления крутых подъемов водитель переключает шкив на первую передачу.

1. Мускульный привод транспортного средства, содержащий двухступенчатую ускоряющую передачу, первая ступень которой включает в себя ведущую звездочку, жестко связанную с рычагами, и ведомую звездочку, охваченные цепью, а вторая ступень включает в себя цепь, упругий элемент, звездочку ведущего колеса с отгонной муфтой, охваченной цепью, и ведущий элемент переменного радиуса, размещенный на оси ведомой звездочки первой ступени, отличающийся тем, что, с целью расширения тяговых усилий путем ступенчатого изменения диапазона и бесступенчатого изменения крутящего момента в каждом диапазоне, педали установлены с возможностью качания между упругими демпферными элементами, ведущий элемент переменного радиуса выполнен в виде шкива переменного радиуса, на котором в точке минимального радиуса закреплен один конец цепи второй ступени, другой конец

15 которой через упругий элемент закреплен на раме транспортного средства, при этом шкив переменного радиуса установлен на оси ведомой звездочки первой ступени с возможностью относительного поворота и его фиксации.

2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что педали связаны между собой механизмом синхронизации, представляющим собой два блока, каждый из которых жестко соединен с ведущей звездочкой первой ступени, 25 а блоки связаны между ссбой посредством замкнутой гибкой тяги через четыре направляющих блока.

1555176

I:г

12

Составитель H. Николаева

Редактор И. Дербак Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец

Заказ 529 Тираж 440 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 10)

Мускульный привод транспортного средства Мускульный привод транспортного средства Мускульный привод транспортного средства Мускульный привод транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным колесным средствам, например веломобилям, приводимым в действие мускульной силой человека

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к транспортным средствам, в частности веломобилям, приводимым в действие мускульной силой человека, и может быть использовано для езды по дорогам с пересеченным рельефом местности

Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в действие мускульной силой человека

Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в действие мускульной силой человека

Изобретение относится к безрельсовым наземным транспортным средствам, в частности, к устройствам для приведения в действие колесных транспортных средств мускульной силой человека, и может быть использовано в индивидуальных транспортных средствах с несколькими приводными устройствами, например в велосипедах типа "Тандем", или с единичным приводом

Изобретение относится к велостроению для любителей и может быть использовано при конструировании мускульного транспортного средства с передним приводом на управляемых колесах и с ручным приводом на задние колеса

Изобретение относится к личным индивидуальным транспортным средствам передвижения по грунтовым проселочным и шоссейным дорогам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам, в частности к приводу велосипеда

Изобретение относится к области машиностроения и спорта, а более конкретно к изготовлению велосипедов

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к конструкции привода грузового велосипеда

Изобретение относится к наземным транспортным средствам

Изобретение относится к наземным транспортным средствам
Наверх