Устройство защиты электродвигателя судовой рулевой машины

 

Изобретение относится к судовым рулевым машинам. Цель изобретения - повышение надежности работы судовой рулевой машины. При включении электродвигателя 4 и отсутствии обрыва в питающих фазах первичные обмотки трансформаторов 16 тока обтекаются равными токами. Напряжение с трансформатора 16 тока через выпрямитель 19 и фильтр 20 поступает на операционные усилители 21, выполняющие функции порогового элемента и на выходе которых при наличии тока в фазе электродвигателя имеет место отрицательное напряжение, по величине близкое к напряжению источника 15. При отсутствии тока в фазе или при его величине, равной или меньшей тока уставки (J<SB POS="POST">уст</SB>), определяемой переменным резистором 14 уставки, на выходе операционного усилителя 21 имеет место положительное напряжение, по величине также близкое к напряжению источника 15. Через узел 22 сопряжения, в котором диоды 23 предназначены для исключения возможности попадания отрицательного напряжения на логические элементы 25, 26, а делитель 24 напряжения - для повышения надежности защиты входов этих элементов и привязки их к нулевому значению напряжения, напряжение с выхода операционного усилителя 21 поступает на логический блок 13, выполняющий логическую операцию "Неравнозначность". При наличии сигнала на выходе блока 13 открывается транзистор 27 и включается электромагнитное реле 29, контакты которого коммутируют внешние сигнальные цепи "обрыв фазы". 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTGPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4244607/40-11 (22) 12.05.87 (46) 15 ° 04.90. Бюл . Р 14 (72) В.А.Андреев, В.И.Геркусов, А.И.Хмелев и H.À ° Зуев (53) 629.12.02/09 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и 337294, кл. В 63 В 21/50, 1970. .(54) УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ СУДОВОЙ РУЛЕВОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к судовым рулевым машинам. Цель изобретения

„, SU„„3 557007 А 1 (})5 В 63 Н 25/26 Н 02 Н 7/08

2 повышение надежности работы судовой рулевой машины. При включении электродвигателя 4 и отсутствии обрыва в питающих фазах первичные обмотки трансформаторов 16 тока обтекаются равными токами. Напряжение с трансформатора 16 тока через выпрямитель

19 и фильтр 20 поступает на операционные усилители 21, выполняющие функции порогового элемента и на выходе которых при наличии тока в фазе электродвигателя имеет место отри1557007

15 цательное напряжение, по величине близ:: .ое к напряжению источника 15, При отсутствии тока в фазе кли при его величине, равной или меньшей тока уставки (Х,|„ ), определяемой

Ь С переменным резистором 14 уставки, на выходе операционного усилителя

21 имеет место положительное напряжение, по величине также близкое к напряжению источника 15. Через узел 22 сопряжения, в котором диоды

23 предназначены для исключения возможности попадания отрицательного напряжения на логические элеИзобретение относится к судовым рулевым машппам. 20

Цель изобретения — повышение надежности работы судовой рулевой машины, На чертеже приведена функционально-принципиальная схема рулевой ма- 25 шины.

Судовая рулевая машина содержит исполнительный механизм 1, передаточные механизмы 2,3, например, гидравлического или механического типа„ основные электродв||гатели 4,5, блоки б питания, управления и сигнализации лередато.-|пых механизмов и основных электродвигателей, авторулевой 7 и устройства 8,9 защиты (блоки контроля выхода з строя фазы) каждого основного электродвигателя 4,5. 1(аж- дый из блоког, 8,9 состоит из трех фазных токовых каналов 10,11, 12 и общего логического блока 13 с выходным каскадом, общих переменного ре-" зистора 14 уставки и ||сточннка 15 питания.

Каждый из каналов содертд|т фгзпый трансформатор 16 тока де||и литани|H основного электродвигателя, резистор 17, входной трансформатор 18, выпрямитель 19, фильтр 20 онерапионный усилнтсль 21, узел 22 сопряжения, содержащий диод 23 и делитель 24 на50 пряжения.

Логический блок 13 состоит из логических элементов 25, 26, à его выходной каскад из транзистора 27, двух резистивных цепей базы транзистора с электронным повторителем 28 и электромагнитного реле 29.

Логический элемент 25 состоит из четырех логических схем 2И-НЕ, а элементы 25, 26, а делитель 24 напряжения — для повышения надежности защиты входов этих элементов и привязки их к нулевому значению напряжения, напряжение с выхода операционного усилителя 21 поступает на логический блок 13, выполняющий логическую операцию "Неравнозначность". При налички сигнала на выходе блока 13 открывается транзистор

27 и включается электромагнитное реле 29, контакты которого коммутируют внешние сигнальные цепи "Обрыв фазы", 1 ил. мент 26 — из трех логических схем

ЗИ-НЕ.

В каждом канале (например, канале

10) вторичная обмотка фазного трансформатора 16 тока соединена с первичной обмоткой входного трансформатора 18 и параллельно им включен резистор

17. Трансформатор 16 тока выполняет функции преобразователя ток-напряжение. Выход вторичная обмотка входного трансформатора 18 через выпрямитель 19 и фильтр 20, охваченного положительной обратной связью по второму входу.

Выход операционного усилителя 21 через узел 22 сопряжения (диод 23 и делитель 24 напряже|ьия) соединен с объединенными входами первой схемы логического элемента 25 и одним из входов первой логической схемы логического элемента 26 логического блоKB 13.

Лналогичные соединения имеются в каждом фазном канале (фиг.1). Входы второй схемы элемента 26 соединены с выходами трех схем элемента

25, объединенный вход третьей схемы элемента 26 соединен с выходом пер- . вой схемы этого же элемента, а объединенный вход четвертой схемы элемента 25 соединен с выходом третьей схемы элемента 26. Выход второй схемы этого элемента соединен с входом третьей схемы элемента 26.

Выход четвертой схемы элемента 25 соединен с выходным каскадом. На входе последнего может быть включен элемент временной задержки (не показан) °

1557007

6 переменным резистором 14 уставки, на выходе операционного усилителя

21 имеет место положительное напряжение, по величине также близкое к напряжению источника 15. Уставка по току изменяется переменным резистором 14 и не должна превышать тока холостого хода I „

Через узел 22 сопряжения, в котором диоды 23 предназначены для исключения возможности попадания отрицательного напряжения на логические элементы 25, 26, а делитель 24 напРяжения для повышения надежности защиты входов логических элементов

25, 26 и привязки их к нулевому значению напряжения, напряжение входа операционного усилителя 21 поступает

20 на логический блок 13.

Логический блок 13 выполняет логическую операцию "Неравнозначность" по нижеприведенной таблице истиннос25 ти.

Выход логического блока

Ток в фазах

Выходные операционных усилителей — входы логических элементов 25 и 26

О

1

1

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

О

1

CI ст

CI чст

0Т ст

PIgct Т ст а 1. .. т

c - ст

)Т сг

cI ст I ger

>Inc

cI ст Т ст - Т gct ст

Т ст

Т ст

>Incr - ст Т ст . ст

Из таблицы видно, что сигнал на выходе логического блока 13 вырабатывается только в случае, если на одном из входов сигнал будет неравнозначен с сигналами на других входах, т.е. при токах в одной или двух фазах меньших I ч, Так как I принимается меньше, чем ток холостого хода электродвигателя Izq, то наличие сигнала на выходе соответствует случаям обрыва фазы (фаз). . 55

При наличии сигнала на выходе логического блока 13 открывается транзистор 27 и включается электромагнитное реле 29.

Соединение источника питания 15 с элементами блока контроля выхода из строя фазы показано условно.

При включении основного электродвигателя, например 4 и отсутствии обрыва, в питающих фазах, первичные обмотки фазных трансформаторов тока фазных каналов, обтекаются равными токами (например трансформатора 26 тока канала 10) с преобразователя ток-напряжение трансформатора 16 (напряжение через выпрямитель 19 и фильтр 20 поступает на инвертирующие входы операционного усилителя

21). Операционные усилители 21 выполняют функцию порогового элемента и на их выходе при наличии тока в фазе электродвигателя имеет место отрицательное напряжение, по величине близкое напряжению источника

15.

При отсутствии тока в фазе или при его величине равной или меньшей тока установки I«» определяемой

Контакты последнего коммутируют внешние сигнальные цепи "Обрыв фазы".

Формула и з обретения

Устройство защиты электродвигатепя судовой рулевой машины, содержащее фазные трансформаторы тока цепи питания электродвигателя, выпрямители, резисторы, переменный резистор уставки, усилитель, реле, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы судовой рулевой машины, устройство выполнено с тремя фазными токовыми каналами и

1557007

Составитель А.Петрушин

Техред Л.Олийнык Корректор С, Щекмар.

Редактор М.Товтин

Заказ 690 Тираж 367 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 общими для них логическим блоком с выходным каскадом и источником питания, при этом каждый из трех фазных токовых каналов включает B себя указанные фазный трансформатор тока, 5 резистор, выпрямитель и усилитель, а также входной трансформатор, фильтр и узел сопряжения, причем усилитель выполнен в виде операционного усилителя с двумя входами и цепью обратной связи, а вторичная обмотка указанного фазного трансформатора тока соединена с первичной,обмоткой входного трансформатора, параллельно 15 которым включен упомянутый резистор, а вторичная обмотка входного трансформатора через выпрямитель и фильтр соединена с первым входои операционного усилителя, второй вход которого соединен с переменным резистором уставки и цепью обратной связи, при этом выход операционного усилителя через узел сопряжения, состоящий нз диода и резистивного делителя напря- 25 жения, соединен с логическим блоком, .содержащим два логических элемента, один из которых выполнен из четырех логических схем 2И-НЕ, а другой— из трех логических схем ЗИ-НЕ, транзистор с резистивными цепями базы, 1 одна из которых включает в себя электронный повторитель, и вышеуказанное реле, выполненное электромагнитным, при этом в одном логическом .элементе в каждой логической схеме 2 И-HE оба входа соединены друг с другом, причем входы трех из этих схем соединены соответственно с тремя выходами фазных токовых каналов с которыми соединены соответственно три входа первой логической схемы ЗИ-НЕ другого логического элемента, входы второй логической схемы ЗИ-НЕ которого соединены с выходами упомянутых трех схем 2И-НЕ, соединенных с фазными токовыми каналами, при этом два входа третьей логической схемы ЗИ-НЕ соединены друг с другом и с выходом первой логической схемы ЗИ-НЕ, выход третьей логической схемы ЗИ-НЕ соединен с входами четвертой логической схемы 2И-НЕ, выход второй логической схемы ЗИ-HE соединен с входом третьей логической схемы ЗИ-НЕ, а выход четвертой логической схемы 2И-НЕ через две параллельные резистивные цепи соединен с базой транзистора, в коллекторпую цепь которого включено упомянутое электромагнитное реле с контактами в. цепях сигнализации.

Устройство защиты электродвигателя судовой рулевой машины Устройство защиты электродвигателя судовой рулевой машины Устройство защиты электродвигателя судовой рулевой машины Устройство защиты электродвигателя судовой рулевой машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах вторичного электропитания

Изобретение относится к системам защиты асинхронных электродвигателей от перегрева и может быть использовано практически во всех электроприводах общепромышленных механизмов и установок

Изобретение относится к электротехнике, может быть использовано для защиты трехфазных электродвигателей от обрыва фазы

Изобретение относится к электротехнике, в частности к устройствам защиты электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам релейной защиты

Изобретение относится к электротехнике, в частности к релейной защите

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в релейной защите

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в релейной защите

Изобретение относится к подвеске глиссера к корпусу судна, а также к подвесным моторам для легких катеров и моторных яхт

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при создании конструкций винтовых движителей надводных и подводных плавательных средств. Для активного управления плавательным средством включают передачу крутящего момента с приводного вала на гребной вал и угловое изменение положения гребного вала, на котором установлен гребной винт, относительно приводного вала в пространстве за счет нелинейной продольной конфигурации законцовок этих валов. Изменение положения гребного вала относительно приводного вала осуществляют путем воздействия на крепежный элемент, который установлен на гребном валу, парными знакопеременными силовыми нагрузками. Достигается повышение маневренности и надежность активного управления плавательным средством. 2 ил.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента
Наверх