Учебный прибор по электротехнике

 

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано при изучении электрических машин. Целью изобретения является расширение демонстрационных возможностей. Учебный прибор по электротехнике содержит вертикальную лицевую панель с графически выполненными на ней координатными осями и эллипсовидным вырезом с ползуном, на котором закреплен один конец эластичного подвижного вектора, другой конец которого закреплен в точке пересечения осей координат. Магнит, размещенный на ползунке, взаимодействует с герконами, электрически связанными со световыми индикаторами, размещенными на лицевой панели. Электрическая часть схемы включает ячейки по числу индикаторов, каждая из которых содержит реле и два геркона. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 G 09 В 23 18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4213265/40-12 (22) 23.03.87 (46) 15.04.90. Бюл. Р:14 (72) В.М.Пожидаев и Л.Д.Иванов (53) 371.66/67(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1432590, кл. G 09 В 23/18, 1987. (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ЭЛЕКТРОТЕХНИКЕ (57) Изобретение относится к учеб. ным пособиям и может быть использовано при изучении электрических машин. Целью изобретения является расширение демонстрационных возможностей. Учебный прибор по электротехнике содержит вертикальную лицеИзобретение относится к наглядным учебным пособиям по электротехнике и может быть использовано в учебном процессе для наглядной демонстрации образования вращающегося эллиптического магнитного поля из двух взаимно перпендикулярных пуль:сирующих магнитных полей разной амплитуды, имеющих место при асимметричном (по амплитуде напряжения) питании обмоток статора двухфазной электрической машины, при изучении принципа работы и свойств двухфазного асинхронного электродвигателя.

Цель изобретения — расширение демонстрационных возможностей за счет демонстрации возникновения вращающейся магнитодвижущей .силы.

На фиг.1 изображен прибор, общий вид; на фиг.2 — электрическая схема

„„SU„„> 557581 А 1

2 вую панель с графически выполненными на ней координатными осями и эллипсовидным вырезом с ползуном, на ко, тором закреплен один конец эластичного подвижного вектора, другой конец которого закреплен в точке пересечения осей координат. Магнит, размещенный на полэунке, взаимодействует с герконами, электрически связанными со световыми индикаторами, размещенными на лицевой панели. Электрическая часть схемы включает ячейки по числу индикаторов, каждая из которых содержит реле и два геркона. 3 ил. прибора; на фиг.3 — схема размещения 2 герконов и светоиндикаторов.

Учебный прибор по электротехнике имеет основание 1, вертикально установленную лицевую панель 2 с координатными осями Х-Y которая содержит сквозной круговой эллипсовидный паэ 3, который делит ее на две части 4 и 5, соединенные дугообразны.ми планками 6, и в котором помещен полэун 7 с осью 8, соединенный снару жи панели эластичным элементом 9 с .ее центром 10, и имеющий консольно установленный постоянный магнит (1, магнитоуправляемые герконы 12, расположенные с обратной стороны внутренней части 4 панели 2 по траектории движения магнита 11, индикаторы взаимно перпендикулярных векторов, которые выполнены в виде табло со

1557581

Нормально замкнутый геркон 19 (Г ), включенный в цепь схемы упЫ равления этого же светового индикатора 13 (Pi

55 световыми элементами 13, установленными в отверстиях 14 внутренней части 4 лицевой панели с одинаковым шагом по длине соответствующих полуосей эллипса вдоль координатных

5 осей Х-Y. Электрическая часть прибора содержит и ячеек по числу светоиндикаторов, каждая из которых содержит реле. 15 в одной координатной полуоси, а обмотки каждого реле соответствующей части схемы коммутации первой клеммой электрически связаны через параллельно соединенные нормально разомкнутые герконы 16, и нормаль- 1 но разомкнутые контакты 17 этого же реле 15 с первой клеммой блока 18 питания через световой индикатор 13 со второй клеммой источника питания, а второй клеммой — через нор- 0 мально замкнутые герконы 19 со второй клеммой источника питания.

Чтобы привязать схему коммутации (фиг.2) световых индикаторов 13 к конкретным четвертям панели 2, положительную полость Х, расположенную горизонтально, обозначим цифрой 1, отрицательную полуось У, расположенную вертикально, обозначим цифрой 2, отрицательную полуось Х вЂ” цифрой 3„ положительную полуось Y — цифрой 4. Тогда первая цифра светового элемен,та 13 будет обозначать его порядковый номер, начичая ат центра панели, а вторая цифра — номер полуоси.

Таким же образом обозначены и дру- 35 гие элементы схе кс.";мутации, относящиеся к своим световым элементам, при этом нормально замкнутые герконы 19 обозначены дополнительно

40 вверху штрихом.

На фиг.3 — нормально разомкнутый геркон 16 (Г< ), управляющий соответствующим световым индикатором 13 (Л 1 ), расположен по траектории движения магнита 11 на расстоянии, равном расстоянию данного светового элемента ат начала системы координат, в тай же четверти (квадрат), в котором находится радиус-вектор 9, В

50 паре с герконом Г< расположен на панели 2 и нормально замкнутый геркон Г >< (выключающий лампу Л<« ).

3-й полуоси и находится в паре с нормально разомкнутым герконом 16 (r ).

Учебный прибор по электротехнике работает следующим образом.

После включения прибора выключателем Âi делают предварительно один холостой оборот вектором 9, устанавливают его в исходном состоянии (например, на полуоси 1 (Х) и начинают его двигать).

При этом конец эластичного вектора 9, соединенный с осью 8 ползуна и центром внутренней части 4 лицевой панели 2, воспроизводит движение конца радиуса-вектора,, имитирующего вращающуюся эллиптическую магнитодвижущую, силу двухфазной электрической машины. Одновременно с этим постоянный магнит 11, консольно установленный на палзуне 7, проходит над дискретно расположенными парами герконов 16, 19 с различным исходным состоянием контактов, расположенных на обратной стороне внутренней части 4 панели 2 по траектории движения магнита 11 и относящиеся к тем частям схемы коммутации, которые управляют световыми индикаторами 13 векторов взаимно перпендикулярных координатных полуосей. Так,нормально, разомкнутые герконы 16 (Г„„ ), относящиеся к первой части схемы коммутации, которая управляет, например, световыми индикаторами 13, установленными в отверстиях 14 внутренней части 4 панели 2 верхней координатной полуоси Y соединены в пары с нормально замкнутыми герконами 18 (Г„ ), относящимися ко второй части схемы коммутации, которая управляет световыми индикаторами 13 табло, установленными в отверстиях внутренней части 4 панели 2 левой координатной полуоси Х и т.д.

Таким образом, при прохождении постоянного магнита 11 над, герконами в каждой паре происходит замыкание контактов у нормально разомкнутых герконав 16 и размыкание контактов у нормально замкнутых гер- --конов 19. При этом через герконы 16 питание от блока 17 поступает на очередной световой индикатор 13, установленный, например, вдоль верхней координатной полуоси У, а гер-, конами 18 отключается питание от соответствующего светового индикатора 13, установленного вдоль леУчебный прибор по электротехнике, содержащий источник питания, осно- вание с размещенной на .нем вертикаль-ной лицевой панелью, на которой графически выполнены координатные оси, 2 и световых индикаторов, размещенных на лицевой панели, закрепленный одним концом в точке пересечения коор/Р

155 вой части координатной оси Х, чем и отображается длина векторов, имитирующих взаимно перпендикулярные пульсирующие МДС разной амплитуды и сдвинутых по фазе на четверть периода.

- Учебный прибор по электротехнике позволяет просто и наглядно показать в динамике образование вращающейся эллиптической ИДС двухфазной электрической машины путем воспроизведения траектории движения конца радиуса-вектора, имитирующего эллиптическую МДС, и длин, векторов, имитирующих взаимно пер; пендикулярные пульсирующие МДС.

Формула изобретения

7581 6 динат подвижный вектор с постоянным магнитом, замыкаюшие герконы. размещенные на тыльной стороне панели и установленные с возможностью вза5 имодействия с постоянным магнитом, при этом один вывод замыкающего геркона связан с первой клеммой источника питания, а другой вывод через соответствующий световой индикатор соединен с второй клеммой источника питания, отличающийся тем, что, с целью расширения демонстрационных возможностей, он имеет размыкающие герконы и реле по числу световых индикаторов, в лицевой панели выполнен эллипсовидный паэ с размещенным в нем ползуном, подвижный вектор выполнен из эластичного

20 материала, а его другой конец за- креплен на ползуне, при этом замыка ющий контакт реле подсоединен параллельна замыкающему геркону, а их точка соединения со световым *индика-5 тором через последовательно соединенные обмотку реле и размыкающий геркон связана с второй клеммой ис". точника витания, 1557581 — 4?1

Д «»

Составитель В.Тюркин

Редактор А»Долинич Texpep N.Õîäàíè÷ Корректор А»Обручар

Заказ 719 Тираж 387 Подписное

ВЯЯИПК Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Учебный прибор по электротехнике Учебный прибор по электротехнике Учебный прибор по электротехнике Учебный прибор по электротехнике 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к демонстрационным приборам и позволяет с высокой степенью наглядности демонстрировать зависимость тока электрической машины от уровня напряжения источника питания

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в учебном процессе для обучения навыкам сборки электрических цепей

Изобретение относится к тренажерам для обучения методам измерения характеристик кабельных линий связи, в частности для обучения измерению величины полного затухания безобломным двухточечным методом в волоконно-оптических линиях связи, и может быть использовано как в учебных целях, так и для объективной оценки квалификации специалистов

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию и может быть использовано в учебном процессе, а также в конструкторских бюро для моделирования и отладки дискретных устройств, построенный с использованием программируемых логических матриц

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию для исследования вольт-амперных характеристик двухполюсников

Изобретение относится к лабораторным учебным приборам и может быть использовано при изучении движения электронов в электрических и магнитных полях

Изобретение относится к учебно-лабораторному оборудованию, в частности к установкам для исследования электроприводов робототехнических систем, обеспечивающих изменение динамического момента нагрузки

Изобретение относится к учебным моделям и может быть использовано для демонстрации явлений при развитии главноканальной стадии разряда молнии

Изобретение относится к физическому моделированию разряда молнии , в частности, к процессам формирования главной стадии разряда, и может быть использовано при исследованиях главной стадии молнии в учебных целях

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к средствам обучения и может использоваться в качестве дидактического материала при индивидуальном и групповом обучении сборке электрических цепей

Изобретение относится к вычислительной технике

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано на лабораторных занятиях в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам по физике и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики для изучения и углубления знаний физических законов

Изобретение относится к учебным приборам и может быть использовано в лабораторном практикуме в высших и средних специальных учебных заведениях по курсу физики и электротехники для изучения и углубления знаний физических законов и явлений

Изобретение относится к средствам обучения учащихся в учебных заведениях различного уровня на уроках физики, а именно к средствам проведения лабораторных работ по разделу "Электродинамика" школьного курса физики

Изобретение относится к области электротехники
Наверх