Способ определения колебаний лопаток турбомашины

 

Изобретение позволяет повысить точность аэроупругой устойчивости решетки в условиях эксплуатации при различном угле закрутки потока путем воздействия через поток на исследуемую лопатку /ИЛ/ 2 принудительным колебанием /ПК/ соседних лопаток /СЛ/ 3, расположенных по обе стороны относительно ИЛ 2. Фиксируют разность фаз этих ПК на частоте, равной собственной частоте колебаний /СЧК/ ИЛ 2 при максимальной амплитуде ее колебаний. При фиксированной разности фаз этих колебаний колеблют СЛ 3 с частотой, отличной от СЧК ИЛ 2, плавно приближают вынужденную частоту колебания к СЧК ИЛ 2 до момента возникновения резонанса колебания ИЛ 2. Определяют разность между вынужденной и СЧК ИЛ 2 и по этой разности судят об аэродинамической устойчивости решетки. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТ! !ЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

Д1) С 01 ! 9/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

:(21) 4453551/24-06 (22) 05.07.88 (46) 23.06 ° 90. Бюл. !1- 23 (71) Институт проблем прочности

АН УССР (72) А,В.Перевозников (53) 621.438.9(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

9 1188560, кл..С О1 М 9/00, !983.

",54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ

ЛОПАТОК ТУРБОИАШИНЫ (57) Изобретение позволяет повысить точность аэроупругой устойчивости решетки в условиях эксплуатации при различном угле закрутки потока путем воздействия через поток на исследуе„„SU„„1573368 А1

2 мую лопатку (ИЛ) 2 принудительным колебанием (ПК) соседних лопаток (СЛ) З,расположенных по обе стороны относительно ИЛ 2. Фиксируют разность фаэ этих ПК на частоте, равной собственной частоте колебаний (СЧК)

ИЛ 2 при максимальной амплитуде ее колебаний. При фиксированной разности фаэ этих колебаний колеблют СЛ3 с частотой, отличной от СЧК ИЛ 2, плавно приближают вынужденную частоту колебания к СЧК ИЛ 2 до момента возникновения резонанса колебания ИЛ 2. Определяют разность между вынужденной и СЧК ИЛ 2 и по этой разности судят об аэродинамической устойчивости решетки. 2 ил.

157" Зб8

Изобретение относится к турбомашиностроению, в частности к способу определения колебаний лопаток турбомашины, Цель изобретения — повышение точЭ ности определения аэроупругой устойчивости решетки в условиях эксплуатации при различном угле закрутки потоKBю !

О

На фиг.1 показан стенд, реализующий способ определения колебаний лопаток турбомашины; на фиг.2 — сечение

А-А на фиг.1.

Стенд, реализующий способ определения колебаний лопаток турбомашины, содержит корпус 1 с исследуемой лопаткой 2, двумя соседними лопатками 3 и остальными закрепленными на обечайке 4 и втулке 5 лопатками 6.Лопатки 2, 3 и 5 .образуют кольцевую решетку. Исследуемая лопатка 2 консольно закреплена на массивном центральном теле 7, установленном в корпусе 1 на струнах 8. Перед решеткой лопаток 2,3 и 5 25 установлена решетка направляющих лопаток 9, выполненных с возможностью изменения угла их установки. Лопатки 3 консольно закреплены на втулке 5, и их свободные концы связаны с индивидуальными вибраторами 10. Каждый вибратор 10 через свой усилитель 11 мощности и фазовращатель 12 подключены к одному генератору )3 импульсов напряжения. На исследуемой и двух соседних лопатках 2 и 3 установ- 35 лены соответственно тензодатчики 14 и 15, которые через тензостанцию 16 подключены к осциллографу 17 и цифровому фазометру 18.

Способ определения колебаний лопаток 2 турбомашины реализуется на стенде следующим образом, На исследуемую лопатку 2 воздействуют через закрученный поток принудительным колебанием соседних лопаток 3, расположенных с обеих сторон относительно исследуемой лопатки 2, фиксируют разность фаз д g этих колебаний на частоте f равной собственной частоте колебаний исследуемой 50 лопатки 2 при максимальной амплитуде ее колебаний. Затем при фиксированной разности фаз д, которую обеспечивают фазовращатели 12, принудительно колеблют соседние лопатки 3 с частотой f отличной от собственной частоты f колебания исследуемой о лопатки. Плавно приближают вынужденную частоту f, колебания к собственной частоте f исследуемой лопатки 2 до момента возникновения резонанса колебания исследуемой лопатки 2.

При этом определяют разность df

= f, — f между вынужденной и собственной частотами колебаний исследуемой лопатки 2 и по этой разности судят об аэродинамической устойчивос- ; ти решетки, т.е, определяют af, больше которой обеспечивается аэроупругая устойчивость решетки для заданного угла закрутки набегающего потока на исследуемую решетку. Угол закрутки потока можно менять путем поворота направляющих лопаток 9 вокруг их осей.

Формула изобретения

Способ определения колебаний лопаток турбомашины, заключающийся в том, что на исследуемую лопатку воздействуют через закрученный поток принудительным колебанием соседних лопаток, расположенных с обеих сторон относительно исследуемой, фиксируют разность фаз этих колебаний на частоте, равной собственной частоте колебаний исследуемой лопатки при максимальной амплитуде ее колебаний, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определе.-. ния аэроупругой устойчивости решетки в условиях эксплуатации при различном угле закрутки потока, затем при фиксированной разности фаз принудительно колеблют соседние лопатки с частотой, отличной от собственной частоты колебания исследуемой лопатки, плавно приближают. вынужденную частоту колебания к собственной частоте исследуемой лопатки до момента возникновения резонанса колебания исследуемой лопатки, при этом определяют разность между вынужденной и собственной частотами колебаний исследуемой лопатки и по этой разности судят об аэродинамической устойчивости решетки.

1573368

ООО0

Составитель Ю.Антипов

Техред М.Дидык Корректор А,0бручар

Реда к тор С . Патрушев а

Заказ 1638 Тираж 436 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ определения колебаний лопаток турбомашины Способ определения колебаний лопаток турбомашины Способ определения колебаний лопаток турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной аэрогидродинамике и позволяет повысить точность эксперимента

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к устройствам для подвески моделей летательных аппаратов в аэродинамической трубе

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к устройствам для подвески моделей летательных аппаратов в аэродинамической трубе

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для измерения сил и момента в аэродинамических экспериментах

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к оптическим способам исследования пограничного слоя на обтекаемой газом поверхности

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике летательных аппаратов

Изобретение относится к способам получения в наземных условиях высокоэнергетических потоков рабочего газа, пригодных для моделирования условий гиперзвукового полета в атмосфере Земли

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано для определения коэффициента лобового сопротивления тел в разреженных средах, изобретение позволяет расширить экспериментальные возможности за счет обеспечения определения коэффициента лобового сопротивления тел в свободномолекулярном потоке газовой среды

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности, к вакуумным аэродинамическим установкам, обеспечивающим моделирование условий полета летательных аппаратов (ЛА) в верхних слоях атмосферы и в космическом пространстве

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения напряжения трения на поверхности самолетов, судов, автомобилей и других транспортных средств и их моделей

Изобретение относится к технике и методике эксперимента в аэродинамических трубах

Изобретение относится к области аэрокосмической техники, а именно, к способам определения аэродинамических характеристик - зависимостей коэффициентов аэродинамических моментов от определяющих переменных: углов атаки, скольжения и углов отклонения рулей, формы указанных зависимостей и их числовых параметров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при испытаниях транспортных средств
Наверх