Устройство для торможения противовключением трехфазного асинхронного электродвигателя

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления общепромышленными асинхронными электродвигателями. Целью изобретения является повышение надежности. Устройство позволяет обеспечивать торможение противовключением трехфазных асинхронных электродвигателей с автоматическим отключением от питающей сети при их останове. Применения в устройстве одновибраторов 2 и 3 с повторным запуском четырех логических элементов 2И - НЕ 8 - 18, двух инверторов 12, 13, двух триггеров 6, 7, исполнительных реле с катушками 16, 19, контакты 33, 34 которых включены в цепи питания катушек 24, 25 магнитных пускателей, позволяет уменьшить число контактов коммутационной аппаратуры. Введение схем 14, 17 временной задержки позволяет отстроиться от возможного дребезга контактов и импульсных помех и, кроме того, выполнение устройства на интегральных микросхемах цифровой логики повышает точность и стабильность его работы. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 Н 02 P 3/24

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фаг.1 (21) 4392766/24-07 (22) 15.03,88 (46) 07.07.90. Бюл. М 25 (71) Белорусский институт механизации сельского хозяйства (72) А.А,Гелейша,и В.В.Гурин (53) 623,313.323 (088.8) (56) Васин В.М. Электрический привод.— M.:

Высшая школа. 1984, с, 150-151, рис.9,14.

Устррйство бесконтактного торможения серии УБТ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 1976.

„„Я2 „„1577044 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМО)КЕНИЯ

П РОТИ В О В КЛ ЮЧ Е Н И ЕМ TP ЕХ ФАЗ Н ОГО

АСИНХРОННОГО ЭЛ Е КТРОДВ И ГАТЕЛ Я (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в.системах автоматического управления общепромышленными асинхронными электродвигателями, Целью изобретения является повышение надежности. Устройство позволяет обеспечивать торможение противовключением трехфазных асинхронных электродвигателей с автоматическим от1577044

10

45 ключением 0T HYiTBIOLUOA сети при их оста нове, Применение в устройстве одновибраторов 2 и 3 с повторным запуском четырех логических элементов 2И-НЕ 8 — 11, двух инверторов 12,13, двух триггеров 6, 7, исполнительных реле с катушками 16, 19, контакты 33, 34 которых включены в цепи питания катушек 24, 25 магнитных пускатеИзобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления общепромышленными асинхронными электродвигателями.

Целью изобретения являешься повышение надежности, На фиг,1 приведена структурная схема устройства; на фиг.2 — временные диаграммы, поясняющие его работу.

Устройство для торможения противовключением трехфазного асинхронного электродвигателя содержит импульсный датчик 1 частоты вращения, первый 2 и второй 3 одновибраторы с повторным запуском, первый 4 и второй 5 элементы настройки процесса торможения, первый 6 и второй 7 триггеры, первый 8, второй 9, третий 10 и четвертый 11 логические элементы

2И-НЕ, первый 12 и второй 13 инверторы, последовательно соединенные первые схему 14 временной задержки, транзисторный ключ 15 с пороговым элементом на входе и катушку 16 первого исполнительного реле и последовательно соединенные вторые схему 17 временной задержки, транзисторный ключ 18 с пороговым элементом на входе и катушку 19 второго исполнительного реле, блок 20 коммутации, составленный из двух кнопок 21 и 22 "Пуск", кнопки 23 "Стоп" и двух магнитных пускателей с катушками 24 и 25, Первый 4 и второй 5 элементы настройки процесса торможения выполнены в виде последовательно соединенных переменного резистора и конденсатора и подключены к входам задания соответственно первого 2 и второго 3 одновибраторов с повторным запуском, входы которых соединены с выходом импульсного датчика 1 частоты вращения. Прямой выход первого триггера. 6 соединен с входом первой схемы 14 временной задержки„а прямой выход второго триггера 7 соединен с входом второй схемы 17 временной задержки, Вход установки первого триггера 6 соединен с выходом первого логического элемента 2И-НЕ 8, пеовый вход которого соединен с инверсным выходом лей, позволяет уменьшить число контактов коммутационной аппаратуры. Введение схем 14, 17 временной задержки позволяет отстроиться от возможного дребезга контактов и импульсных помех и, кроме того, выполнение устройства на интегральных микросхемах цифровой логики повышает точность и стабильность его работы. 2 ил. второго триггера 7. Выход первого одновибратора 2 соединен с первым входом второго логического элемента 2И-НЕ 9, выход которого соединен с входом сброса первого триггера 6, Вторые входы первого 8 и второго 9 логических элементов 2И-НЕ соединены соответственно с выходом и вхсдом первого инвертора 12, вход которого через замыкающий контакт 26 первого магнитного пускателя блока 20 коммутации соединен с общей шиной, Инверсный выход первого триггера 6 соединен с первым входом третьего логического элемента 2И-НЕ 10, выход которого подключен к входу установки второго триггера 7. Выход второго одновибратора 3 соединен с первым входом четвертого логического элемента 2И-НЕ 11, выход которого подключен к входу сброса второго триггера 7. Вторые входы третьего

10 и четвертого 11 логических элементов

2И-НЕ соединены соответственно с выходом и входом второго инвертора 13, вход которого через замыкающий контакт 27 второго магнитного пускателя блока 20 коммутации соединен с общей шиной. Силовые контакты 28 и 29 первого и второго магнитных пускателей блока 20 коммутации предназначены для подключения выводов статорной обмотки трехфазного асинхронного электродвигателя 30 к зажимам питающей сети соответственно с прямым и обратным порядком чередования фаз.

Устройство работает следующим образом.

С момента подачи напряжения питания на устройство на выходах второго 9 и четвертого 11 логических элементов 2И-НЕ уровень логического "0". На прямых выходах первого и второго триггеров 6 и 7 устанавливается уровень логического "0".

Катушки 16 и 19 исполнительных реле отключены. При нажатии кнопки 21 Пуск" электродвигателя по часовой стрелке подается напряжение на катушку 24 первого магнитного пускателя, который, включаясь, силовыми контактами 28 подключает электродвигатель 30 к сети. Одновременно за1577044 мыкается блок-контакт 31, который шунтирует кнопку 21 "Пуск", размыкается контакт

32 в цепи управления катушкой 25 второго магнитного пускателя, предотвращая его включение. Замыкается контакт 26, при 5 этом на выходе инвертора 12 возникает уровень логической "1", а на выходе первого

15 логического элемента 2И-НЕ 8 — уровень логического "0", Первый триггер 6 переключается и на его прямом выходе возникает уровень логической "1" (фиг.2, 0в). С некоторой задержкой времени, обусловленной элементами первой схемы 14 временной задержки, уровень логической единицы появится на входе первого транзисторного ключа 15 и включится первое исполнительное реле. Задер>кка на включение необходима для отстройки от возможного дребезга контактов магнитного пускателя и отстройки от помех. Включившись, первое исполнительное реле переключает свой контакт ЗЗ в цепи управления катушкой 25 второго магнитного пускателя, подготавливая его к включению, При вращении электродвигателя 30 на выходе импульсного датчика 1 частоты вращения возникают импульсы, частота которых пропорциональна частоте вращения электродвигателя. Импульсы с выхода датчика 1 поступают на вход одновибраторов 2 и 3. При достижении электродвигателем 30 определенной частоты вращения первый одновибратор 2 входит в режим повторного запуска, импульсы на его выходе исчезают и устанавливается уровень логического "0" (фиг.2, Uz), Второй триггер 7 при вращении электродвигателя 30 по часовой стрелке не переключается. В таком состоянии схема находится на протяжении всего режима времени работы электродвигателя.

При нажатии кнопки 23 "Стоп" отключается катушка 24 первого магнитного пускателя. При этом размыкаются его силовые. контакты 28, блок-контакт 31 и контакт 26, а блок-контакт 32 замыкается. На входе установки первого триггера 6 устанавливается, уровень логической "1" (фиг.2, Оз). Такой же уровень напряжения держится на входе сброса первого триггера 6 и на его прямом выходе остается уровень логической "1", следовательно, первое исполнительное реле остается включенным, подключается катушка 25 второго магнитного пускателя через замкнутый контакт 33 первого исполнительного реле и блок-контакт 32 первого магнитного пускателя. Одновременно замыкается контакт 27 второго магнитного пускателя, но второй триггер 7 не переключается, так как на первый вход третьего логического элемента 2И-НЕ 10 поступает

50 уровень логического "0" с инверсного выхода первого триггера б. Включение второго магнитного пускателя вызывает замыкание его силовых контактов 29 и электродвигатель 30 начинает тормозиться в режиме противовключения. При снижении скорости вращения электродвигателя 30 частота импульсов на выходе датчика 1 частоты вращения уменьшается, при частоте вращения . электродвигателя 30, близкой к нулю, первый одновибратор 2 выходит из режима повторного запуска. При этом на ега выходе возникают импульсы логической "1" (фиг.2, Ог), а на выходе второго логического 2И-НЕ 9 — импульсы логического "0".

Первый триггер 6 переключается и на его прямом выходе возникает уровень логического "0". Отключается катушка 1Ч> первого исполнительного реле, которое своим контактом 33 размыкает цепь питания катушки

25 второго магнитного пускателя. Электродвигатель 30 отключается ат сети.

Торможение электродвигателя 30 при вращении против часовой стрелки происходит аналогично, при этом в работе схемы участвует второй одновибратор 3, второй триггер 7, третий 10 и четвертый 11 логические элементы 2И-НЕ, второй инвертор 13, второе исполнительное реле с контагтом 34, второй магнитный пускатель с контактами

29, 27, 35 и 36, Регулировка схемы производится следующим образом, Включая электродвигатель 30 по часовой стрелке кнопкой 21

"Пуск" и отключая кнопкой 23 "Стоп", регулировкой первого элемента 4 настройки процесса торможения добиваются, чтобы выбег электродвигателя 30 после прекращения торможения был минимальным, После этога, включая электродгигатель 30 против часовой стрелки кнопкой 22 "Пуск" и отключая кнопкой 23 "Стоп", регулировкой второго элемента 5 настройки процесса торможения добиваются, чтобы выбег электродвигателя после прекращения торможения также был минимальным, Таким образом, применение двух одно= вибраторов 2 и 3 с повторным запуском, четырех логических элементов 2И-.НЕ 8 — 11, двух инверторов 12 и 13, двух триггеров 6 и

7 позволяет уменьшить число контактов в устройстве. Введение двух схем 14 и 17 временной задержки позволяет отстроить-. ся от возможного дребезга контактов и импульсных помех, Кроме того, выполнение устройства на интегральных схемах и оперирование импульсными логическими сигналами повышает точность и стабильность его работы.

1577044

Формула изобретения

Устройство для торможения противо- включением трехфазного асинхронного

Электродвигателя, содержащее датчик час тоты вращения, два элемента настройки процесса торможения, два транзисторных ключа с пороговыми элементами на входе каждого, два исполнительных реле, катушки которых соединены с выходными зажимами соответствующих транзисторных ключей, блок коммутации сдвумя магнитными пускателями с замыкающими и тремя силовыми контактами каждый, силовые контакты первого и второго магнитных пускателей предназначены для подключения выводов статорной обмотки трехфазного асинхронного электродвигателя к зажимам питающей сети соответственно с прямым и обратным порядком чередования фаз, о тл и ч а ю щ е е с я TGM, что, с целью повышения надежности, в него введены два одновибратора с повторным запуском, четыре логических элемента 2И-НЕ, два инвертора, два триггера, две схемы временной задержки, датчик частоты вращения выполнен в виде импульсного датчика частоты вращения, первый и второй элементы настройки процесса торможения выполнены в виде последовательно соединенных переменного резистора и конденсатора каждый и подключены к входам задания соответственно первого и второго одновибраторов с повторным запуском, входы которых объединены и соединены с выходом импульсного датчика частоты вращения, вход первого транзисторного ключа через первую схему временной задержки соединен с прямым выходом первого триггера, вход установки

5 которого соединен с выходом первого логического элемента 2И-НЕ, первый вход KoTgporo соединен с инверсным выходом второго триггера, выход первого одновибратора с повторным запуском соединен с

10 первым входом второго логического элемента 2И-НЕ, выход которого соединен с входом сброса первого триггера, вторые входы первого и второго логического элементов 2И-HE соединены соответственно с

15 выходом и входом первого инвертора, вход которого через замыкающий контакт первого магнитного пускателя блока коммутации соединен с общей шиной, инверсный выход первого триггера соединен с первым вхо20 дом:третьего логического элемента 2И-НЕ, выход которого подключен к входу установки второго триггера, прямой выход которого через вторую схему временной задержки соединен с входом второго транзисторного

25 ключа, выход второго одновибратора с повторным запуском соединен с первым входом четвертого логического элемента

2И-КЕ, выход которого подключен к входу сброса второго триггера, вторые входы

30 третьего и четвертого логических элементов

2И-НЕ соединены соответственно с выходом и входом второго инвертора, вход которого через замыкающий контакт второго магнитного пускателя блока коммутации со35 единен с общей шиной, 1577044

Тармджеюие

Составитель С.Поэднухов

Техред М.Моргентал Корректор Н.Ревская

Редактор С.Пекарь

Заказ 1854 Тираж 453 Подписное . ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113О35. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для торможения противовключением трехфазного асинхронного электродвигателя Устройство для торможения противовключением трехфазного асинхронного электродвигателя Устройство для торможения противовключением трехфазного асинхронного электродвигателя Устройство для торможения противовключением трехфазного асинхронного электродвигателя Устройство для торможения противовключением трехфазного асинхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромышленного назначения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах транспортных устройств

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах станочных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для электроприводов общепромышленных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах бытовой техники

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в асинхронных реверсивных электроприводах, работающих при частых пусках и остановах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для пуска и торможения конденсаторных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах промышленных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электрорадиотехнике

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в устройствах для перемещения и натяжения ленточных материалов, например в технологическом оборудовании для производства и обработки электропроводящих рулонных ленточных материалов, в электроприводах подачи ленточных материалов в пресс, в лентопротяжных механизмах устройств ввода-вывода информации

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых двигателей
Наверх