Способ изменения деформации гибкого колеса волновой передачи и волновая передача

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах машин для редукторов, требующих периодического регулирования нагрузочной способности и точности. Целью изобретения является управление изменением деформации гибкого колеса для повышения нагрузочной способности и кинематической точности волновой передачи. Указанная цель достигается тем, что за счет принудительного периодического поворота генератора 6 волн вокруг своей малой оси происходит деформирование до получения заданных зазоров в зацеплении. Поворот осуществляется вращением винта 11, имеющего участки 12 и 13 с разнонаправленной резьбой, на которых установлены перемещающиеся в осевом направлении соответствующие гайки 17 и 18, связанные шарнирно через тяги 23 и 24 с генератором 6 волн. 2 с.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 1 00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

40 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ; (21) 4426797/25-28 (22) 20.05.88 (46) 23.07.90. Бюл. № 27 (71) Харьковский авиационный институт им. Н. Е. Жуковского (72) А. И. Полетучий (53) 621.833.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1106938, кл. Р 16 Н 1/00, 57/00, 1984. (54) -СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ГИБКОГО КОЛЕСА ВОЛНОВОЙ

ПЕРЕДАЧИ И ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах машин для редукторов, требующих периодического регулирования нагру„„Я0„„1580О89 А1 зочной способности и точности. Целью изобретения является управление изменением деформации гибкого колеса для повышения нагрузочной способности и кинематической точности волновой передачи. Указанная цель достигается тем, что за счет принудительного периодического поворота генератора 6 волн вокруг своей малой оси происходит деформирование до получения заданных зазоров в зацеплении. Поворот осуществляется вращением винта 11, имеющего участки 12 и 13 с разнонаправленной резьбой, на которых установлены перемещающиеся в осевом направлении соответствующие гайки 17 и 18, связанные шарнирно через тяги 23 и 24 с генератором 6 волн. 2 с. п. ф-лы, 3 ил.

1580089

25

40

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводахх маши н для редукторов, требующих периодического регулирования нагрузочкой способности и точности.

Цель изобретения — управление изменением деформации гибкого колеса для повышения нагрузочной способности и кинематической точности волновой передачи.

На фиг. 1 изображена схема изменения величины деформации гибкого колеса; на фиг. 2 — волновая передача, продольный разрез;.на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 1.

Волновая передача содержит корпус 1, быстроходный вал 2 и тихоходный вал 3, жестко связанный с гибким колесом 4, которое взаимодействует с установленным в корпусе 1 жестким колесом 5. С внутренней поверхностью гибкого колеса 4 взаимодействует кулачковый генератор 6 волн с гибким подшипником 7, наружная поверхность которого очерчена радиусом, близким к радиусу внутренней поверхности 8 1.ибкого колеса 4. В быстроходном валу 2 выполнены центральное отверстие и две диаметрально противоположные прорези 9 и 10, расположенные по оси быстроходного вала 2.

Волновая передача снабжена винтом 11, имеющим два участка 12 и 13 с самотормозящейся разнонаправленной резьбой. Винт

11 установлен в центральном отверстии быстроходного вала 2 и зафиксирован в осевом направлении относительно последнего с помощью хвостовика 14 и шарика 15.

Для привода винта 11 предусмотрен шестигранник 16. Внутри быстроходного вала 2 на соответствующих участках 12 и 13 винта 11 установлены гайки 17 и 18, имеющие разнонаправленную резьбу. Каждая из гаек 17 и 18 имеет по проушине 19 и 20, которыеразмещаются в соответствующих прорезях

9 и 10, а последние фиксируют гайки 17 и 18 от проворота. На каждом торце генератора

6 волн расположены диаметрально противоположно проушины 21 ч 22, по одной на каждом торце, которые через тяги 23 и 24 шар нирно с помощью осей 25 и 26 соединены с соответствующими проушинами 19 и 20 гаек 17 и 18.

Способ изменения деформации гибкого колеса и работа волновой передачи заключаются в следующем.

Изменение деформации гибкого колеса

4 состоит в увеличении или уменьшении

его внутреннего радиального размера по большой оси деформации посредством принудительного (с помощью кинематической связи) поворота кулачкового генератора 6 волн внутреннего деформирования вокруг своей малой оси деформирования. При этом управление поворотом осуществляется периодически до получения заданных зазоров в зацеплениии, которые о предел яют на грузо ч ную способность и кинематическую точность волновой передачи.

При сборке волновой передачи вначале собирают узел быстроходного вала 2 с генератором 6 волн и устанавливают нулевое положение, т.е. такое положение, когда поперечная плоскость последнего перпендикулярна оси быстроходного вала 2 и он обеспечивает максимальную деформацию гибкого колеса 4. При этом положение винта ll относительно быстроходного вала 2 и хвостовика 14 отмечается, например, риской. В зависимости от назначения волновой передачи зубья гибкого 4 и жесткого 5 колес нарезаются так, чтобы передача при нулевом положении генератора 6 волн или не собиралась из-за натяга, или имела бы расчетные (заданные) зазоры в зацеплении.

Нулевое положение генератора 6 волн должно устанавливаться регулированием или после специальной приработки, или после некоторого периода эксплуатации. Для волновых передач, к которым предъявляются повышенные требования в отношении кинематической точности, нулевое положение должно устанавливаться в конце срока их эксплуатации.

Для изменения деформации гибкого колеса 4 с помощью шестигранника 16 приводится во вращение винт 11. При этом гайки 17 и 18 перемещаются в противоположном осевом направлении внутри быстроходного вала 2.

Если, например, гайки 17 и IB перемещаются от средней плоскости генератора 6 волн, то через проушины 19 и 20., оси 25 и 26, тяги 23 и 24 и проушины 21 н 22 генератор 6 волн повернется на некоторый уго и р (фиг. 1) в продольной плоскости гибкого колеса 4 вокруг оси, перпендикулярной продольной оси передачи, т.е. вокруг своей малой оси деформирова ння. При этом вел и чина деформации гибкого колеса 4 принудительно уменьшится. Для увеличения деформаци гибкого колеса 4 винт 11 врашается в противоположную сторону так, чтобы гайки 18 и 17 перемещались к средней плоскости генератора 6 волн, который в этом случае поворачивается ближе к нулевому положению. При этом деформация гибкого колеса 4 принудительно увеличивается.

При регулировании деформации гибкого колеса 4, вследствие наклона на угол <р, на генератор 6 волн действует дополнительный поворотный момент, обусловленный неуравновешенностью радиальных сил со стороны зацепления, всегда стремящийся повернуть генератор б волн в сторону уменьшения деформации. Однако деформация гибкого колеса 4 остается в пределах установленной величины, так как произвольный поворот генератора 6 волн невозможен ввиду наличия кинематической связи с быстроходным валом 2. В то же время шарнирное соединение с быстроходным валом

2 позволяет осуществлять самоустановку ге1580089

Формула изобретения

7 ф

Составитель С. Котельников

Редактор С. Патрушева Техред А. Кравчук Корректор Н. Ревская

Заказ 1999 Тираж 489

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5

Производственно-издательский комбинат «Патент». г. Ужгород, ул. Гагарина. IOI нератора 6 волн, компенсирующую погрешности изготовления и монтажа.

При вращении быстроходного вала 2 связанный с ним генератор 6 волн деформирует в радиальном направлении гибкое колесо 4, волна деформации которого, обкатываясь по жесткому колесу 5, преобразуется во вращение тихоходного вала 3.

При этом за счет управляемого наклона в продольнол плоскости генератора 6 волн обеспечиваются заданные зазоры в зацеплении, что повышает нагрузочную способность и кинематическую точность волновой передачи.

1. Способ изменения деформации гибкого колеса волновой передачи, заключающийся в изменении величины деформации по большой оси генератора волн внутреннего дефор11ирования за счет периодического поворота последнего вокруг малоЙ оси деформирования, отличающийся тем, что, с целью управления изменением деформации гибкого колеса для повышения нагрузочной способности и кинематической точности волновой передачи, используют кулачковый генератор волн и поворачивают последний принудительно до получения заданных зазоров в зацеплении

2. Волновая передача, содержащая быстроходный вал, жесткое и гибкое колеса, последнее из которых с изменяющейся деформацией, и генератор волн внутренне5 го деформирования, установленный с возможностью поворота вокруг малой оси деформирования, отличающаяся тем, что, с целью управления изменением деформации гибкого колеса для повышения нагрузочной способности и кинематической точности волновой передачи, быстроходный вал имеет центральное отверстие и две диаметрально противоположные прорези, генератор волн выполнен кулачковым с наружной поверхностью, очерченной радиусом, близким к ра15 диусу внутренней поверхности гибкого колеса, и имеет на торце проушину, расположенную диаметрально противоположно проушине другого торца, а передача снабжена установленным в центральном отверстии и зафиксированным в осевом направлении относительно быстроходного вала винтом, имеющим два участка с самотормозящейся разнонаправленной резьбой, двумя гайками с разнонаправленной резьбой для взаимодействия с резьбой соответствующего

25 участка винта, имеющими по проушине для размещения последних в прорезях, и двумя тягами, шарнирно связывающими проушины генератора волн с соответствующими проушинами гаек.

Способ изменения деформации гибкого колеса волновой передачи и волновая передача Способ изменения деформации гибкого колеса волновой передачи и волновая передача Способ изменения деформации гибкого колеса волновой передачи и волновая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в составе электрических приводов общего назначения

Изобретение относится к фрикционным вариаторам и может быть использовано в передачах с непрерывным и бесступенчатым регулированием скорости

Изобретение относится к приборостроению, а именно к специальным средствам защиты приборов от динамических нагрузок, обеспечивающим угловую стабилизацию их относительно места установки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных волновых резьбовых передачах

Изобретение относится к зубчато-реечным преобразователям вращательного движения в поступательное и может быть использовано в роботах и манипуляторах

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для передачи и преобразования энергии ударного импульса в перфораторах, например, для бурения отверстий в кирпичной кладке, бетоне, горной породе и подобных материалах, а также в качестве зубчатого редуктора с передаточными числами от десятков до нескольких тысяч

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам преобразования вращательного движения во вращательно-поступательное и обратное ему, и может быть использовано в насосах, компрессорах, двигателях внутреннего сгорания и других машинах

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам перемещения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, в частности в транспортных средствах для бесступенчатой регулировки скорости вращения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в поршневых машинах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных его областях, где требуется привод с плавным изменением передаточного отношения в диапазоне регулирования до 28 при достаточной для многих случаев передаваемой мощности

Изобретение относится к механике, к разделу передач, ближе всего к планетарным передачам
Наверх