Способ производства тонких полос

 

Изобретение относится к листопрокатному производству и может быть использовано при получении подката для станов холодной прокатки листа и жести. Цель изобретения - повышение качества холоднокатаных полос путем снижения кромочной волнистости и выравнивания по ширине механических свойств. Согласно способу производства тонких полос при горячей прокатке на среднем участке поперечного сечения подката, равном 0,6-0,8 ширины последнего, создают коробоватость с отношением амплитуды к длине волны в пределах 0,005-0,05. В процессе правки подаката изгибом с растяжением степень деформации определяют в зависимости от отношения амплитуды созданной коробчатости к длине волны и отношения толщины подката к диаметру роликов изгибно-растяжной машины. Холоднокатаная полоса, полученная из обработанного указанным образом подката, обладает повышенной плотностью. 1 ил. 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„,SU„„1581394

А1 (51)5 В 21 В 1/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

"(21) 4418395/23-02 (22) 11.03.88 (46) 30.07.90. Бюл. № 28 (71) Институт черной металлургии и Карагандинский металлургический комбинат (72) А.А.Чмелев, Л.В.Тимошенко, В.Л.Мазур, О,H Сосковец, Е.А.Бендер, Ю.А.Залкинд, С.А.Бурлаков, В.H,Куликов и Б.В.Баландин (53) 621.771.23(088,8) (56) Ноэ О. Влияние непрерывной изгнбно-растяжной правки на свойства полосы. — Черные металлы, 1971, № !6, с.15-24.

Сосковец О.H. и др. Улучшение механических свойств подката для производства жести. — Металлургия, 1985, № 6, с.36-37. (54) СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ТОНКИХ ПОЛОС (57) Изобретение относится к листопрокатному производству и может быть исИзобретение относится к листопрокатному производству и может быть использовано при получении подката для станов. холодной прокатки листа и жести.

Цель изобретения — повышение качества холоднокатаных полос путем снижения их кромочной волнистости за счет выравнивания по ширине механических свойств подката.

На чертеже показаны сечения полосы плоскостью1 проходящей через ось прокатки и перпендикулярной плоскости прокатки. пользовано при получении подката для станов холодной прокатки листа и жести. Цель изобретения — повышение качества холоднокатаных полос путем снижения кромочной волнистости и выравнивания по ширине механических свойств. Согласно способу производст-. ва тонких полос при горячей прокатке на среднем участке поперечного сечения подката, равном 0,6 — 0,8 ширины последнего, создают коробоватость с отношением амплитуды к длине волны в пределах 0,005 — 0,05. В процессе правки подката изгибом с растяжением степень деформации определяют в зависимости от отношения амплитуды созданной коробчатости к длине волны и отношения толщины проката к диаметру роликов изгибно-растяжной машины.

Холоднокатаная полоса, получанная нн обработанного указанным образом подката, обладает повышенной плотностью. 2

1 ил., 1 табл.

С

ОО а

Полосы, прокатанные на широкопо- CQ лосном стане, имеют неравномерное Я распределение предела текучести по их ь4 ширине. Например, при производстве подката для цеха жести из стали 08кп на Карагандинском металлургическом комбинате предел текучести металла на кромках горячекатаных полос ниже чем предел текучести металла в сред- 3 ней части по ширине полос. Правка полос в иэгибно-растяжной машине (ИРМ) не устраняет неравномерности предела текучести по толщине, а при исходном волнистом подкате после правки

l 581394 полос в ИРМ неравномерность предела текучести по ширине полос еще более возрастает. В процессе холодной прокатки кромки полосы, имеющие меньший предел текучести, деформируются в

5 большей степени (за счет меньшего прогиба валков и меньшей величины сплющивания), образуя волнистость.

Сущность изобретения заключается в следующем.

При горячей прокатке на среднем участке поперечного сечения полосы, равном 0,6-0,8 ее ширины, создают неплоскостность — коробоватость с па15 раметрами 0,005 < а/Л «< 0,05.После этого производят правку подката изгибом с .растяжением, определяя степень деформации по следующей зависимости

E = ((6 /Л ) + (Н/й)" j 100Х, (1) где а — величина амплитуды неплоскостности, мм; — длина волны неплоскостнос- 25 ти, мм;

Я вЂ” степень деформации при правке подката изгибом с растяжением, /:

m - показатель степени, зависящий от характера коробоватости полосового подката, (1,5 <

< m с2,0);

Н вЂ” толщина подката, мм;

d - диаметр правильного ролика изгибо-растяжной машины, мм; и. - показатель степени, завися- щий от толщины подката (1,45 < n < 1,6).

После правки подкат подвергают травлению и осуществляют холодную прокатку.

В процессе правки подката ИРМ дефект плоскостности (коробоватость) устраняется. При этом плоские участки у кромок полосы деформируются в большей степени чем .коробоватые участки, что приводит к большему их упрочнению, Поскольку предел текучести ме,талла на крОмках перед правкОй пОлОс ниже чем в средней части полосы по ее ширине, то после деформации полос в ИРМ механические свойства по их ши рине выравниваются. Это позволяет при последующей холодной прокатке получать полосы, не имеющие дефектов плоскостности типа волна по кромкам из..эа неравномерности механических ! сврйств по ширине.

Необходимость создания коробоватости на определенном участке ширины полосы связана с характером изменения йредела текучести по ширине полос, производимых из малоуглеродистых сталей типа 08 кп. Выполненные на Карагандинском металлургическом комбинате (КарМК) исследования показали, что изменение предела текучести (6 ) происходит на участке, равном 150-200 мм от кромок полос. На остальной части полос по их ширине б практически не изменяется. Для горячекатаных по- лос шириной 1000 мм участок с постоянным значением равен 1000-2 200=600, что составит 0,6 ее ширины. При ширине полос 2000 мм отношение участка с постоянным 6 к общей ширине составляет 0,8 ° Создание коробоватости на большем чем 0,8 ширины полосы участке практически невыполнимо и .нецелесообразно с точки зрения обеспечения равномерности механических свойств.

Если же величина коробоватого участка полосы будет меньше, чем 0,6 ее ширины, то при правке будет деформироваться часть полосы с большим значением предела текучести, что отрицательно отразится на плоскостности холоднокатаной полосы.

Для создания коробоватости с за-. данными параметрами 0,005 < а/Я <

< 0,005 можно использовать системы гидроизгиба валков, осевую сдвижку валков, шлифовочное профилирование и т.п.

Коробоватость подката с а/ 40,005 недостаточна для выравнивания механи-. ческих свойств по ширине. При создании коробоватости с отношением а/ Л )

> 0,05 возникают неисправимые дефекты при смотке полос на моталках после горячей прокатки, кромки полос деформируются вследствие разброса витков в рулоне..Лучшие результаты получаются при средних значениях рекомендуемого интервала а/ Л =0,025. Следует отметить, что получение коробоватости с такими параметрами является наиболее легкодостижимыми технически.

При выборе показателя степени и зависящего от толщины подката, следует руководствоваться следующими соображениями. Меньшие значения, вплоть до величины п=1,45, принимают 1 при правке на ИРМ относительно тонких полос (например, Н=1,8-3 мм) Это связано с тем, что более тонкие поло .

5 15813 сы имеют, как правило, большую степень неплоскостности, для устранения которой требуется большая степень деформации в ИРМ (при уменьшении и сте" пень деформации Я увеличивается),При значениях и (1,45 при правке могут существенно измениться механические свойства подката, что отразится на качестве холоднокатаных полос и жести, приводя, например, к увеличению твердости. Максимальные значения, близкие к п=1,6; целесообразно назначать при правке более толстых полос (например Н=4 — 6 мм). Использование еще

f5 больших величин и не обеспечивает необходимых режимов деформации подката в ИРМ и может привести к снижению его плоскостности.

Показатель степенй m зависит от 20 характера коробоватости подката (смс. чертеж), При плавной форме волны (поз,l) длина полосы в показанном на чертеже сечении больше и соответственно требуется большая степень деформации в процессе правки, чем при форме волны с более острыми вершинами (поэ,2). Как показали наблюдения, плавную Аорму имеет волна неплоскостности с отношением а/Л, близким к

0,005, à Аорму с острыми вершинами волна с а/3 близким к 0,05, Поэтому меньшие значения показателя степени

m вплоть до m=1 5, целесообразно использовать при меньших величинах а/Л . Значения m, близкие к 2,0, мо=

35 гут быть рекомендованы для величин

a/А порядка 0,05. При m <1,5 вследствие увеличения степени деформации, возможно возникновение в полосе повышенных остаточных напряжений. Использование величин m ) 2 снижает эффективность процесса правки и ухудшает качество подката.

Пример. При производстве подката для жести на Карагандинском металлургическом комбинате путем гидроизгиба валков стана горячей прокатки 1700 получили полосы с параметрами коробоватости а/P., равными 0,005; >0

0,025 и 0,05. Затем в ИРМ роликового типа, установленной в линии непрерывно-травильного агрегата (НТА- 2) ° осуществляли их правку, определяя степень деформации в соответствии с завие. сииостью (1), после чего нодкат под- вергали травлению и проводили холодную прокатку. Результаты экспериментов представлены в таблице, из кото94 6 рой следует, что осуществление способа производства тонких полос в соответствии с изобретением.(примеры 2, 3 и 4) обеспечивает повышение качестценных показателей холоднокатаных полос .по сравнению с известным способом (пример 1). При этом минимальный и максимальньп уровни деформации при правке приводят к небольшому уменьшению объема продукции II сорта с повышенной кромочной волнистостью, а максимальный эфАект достигается при средних значениях параметров зависимости (I): п=1,5; m = 1,7; а/Л=0,025, что соответствует степени деформации

E=1,76Х. Снижение неплоскостности полос наблюдается и при использовании роликов HPM с диаметрами, отличными от указанного в таблице.

Реализация изобретения позволяет повысить качество холоднокатаных полос вследствие снижения их кромочкой волнистости..

Формула и э о б р е т е н и я

Способ производства тонких полос преимущественно иэ малоуглеродистых сталей, включающий горячую прокатку, правку подката изгибом с растяжением, травление и последующую холодную прокатку, отличающийся тем, что, с целью повышения качества холоднокатаных полос путем снижения кромочной волнистости и выравнивания по ширине механических свойств, при горячей прокатке на среднем участке поперечного сечения подката протяженностью 0,6 — 0,8 ширины создают коробоватость с параметрами 0,005 4<

< а/Л < 0,05, а правку осуществляют со степенью деформации, определяемой по зависимости

Е ((3 a/Ë) + (Н/d) "). 100, где Я вЂ” степень деформации при правке подката изгибом с растя-. жением, %; а — величина амплитуды крробоВатости мм

Л вЂ” длина волны созданной коробоватости, мм;

m — показатель степени, зависящий от характера коробоватости подката (1,5 < m с2,9);

Н вЂ” толщина подката, мм;

7 1581394

d — диаметр правильного ролика изгибно-растяжной машины, мм;

n — показатель степени, зависящий от толн(ины подката (l,45 б и «<1,6).

Резулътаты сопоставительного опробования известного и предлагаемого способов производства тонких полос (шести) на НШС 1400 нз подката размерами 2>4 9 10 мм из стали 08 кп> полученного на ШСНГ 1700 с последующей правкой НРИ на НТА-2(КарМК) Параметры горячекатаной полосы

Способ

Объем полос> т

Ы/ >16,, х

» т>

MIIa

6> ш Х а/Л

Г- Т-"

220 90 1,О

1,0 30"50 100 48,2 38,5 13>3 13,3

70 58>8 28>3 12>9 12 ° 9

25 76>2 19>0 4 8 4 8

25 50,1 36,8 13,1 13>1

230 90 0 ° 65 0>005 1 45 1,5

240 90 0,65 0>025 1,50 1,7

250 90 0,65 0,050 1,60 2,0

О> 72 20 35

1,76 До 10

2 8 До 10 б6 о 62 а6 величина различия механических свойств по ширине полосы;

Примечание. отношение величины >I(> х величине различия механических свойств по ширине для полос, прокатанных по известному способу.

Составитель А.Жуков

Редактор Н.Киштулинец Техред И>Ходанич Корректор Н.КоРОль

Заказ 2050 Тираж 414 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СЧСР

: - 113035, Иоскваз Ж-35, Раушская наб>з д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Извест ный

Предлагаемый г

Доля (1() кромочкой волнистости x/ê полос по различным диапазонам степеней неплоскостности (ИИ) Объем II сорта по дефекту волнапо кромкам> Е

Способ производства тонких полос Способ производства тонких полос Способ производства тонких полос Способ производства тонких полос 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горячей обработке металлов давлением, преимущественно к горячей прокатке цветных металлов и сплавов на реверсивных станах

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано для производства проката в валках с профилированными бочками преимущественно при горячей прокатке

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при получении электролитически луженой жести

Изобретение относится к прокатному производству, конкретно к конструкциям непрерывных полосовых станов, и может быть использовано при получении полос тонких и тончайших размеров

Изобретение относится к черной и цветной металлургии и может быть использовано при прокатке листов, лент или сортовых заготовок со смазкой

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при холодной прокатке стальных листов и полос

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано при производстве полос в чистовой непрерывной группе широкополосного стана горячей прокатки

Изобретение относится к прокатному производству, к процессу прокатки полосовой стали

Изобретение относится к листопрокатному производству и может быть использовано для получения полос на широкополосном стане горячей прокатки
Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при получении холоднокатаной полосы с различными прочностными свойствами по сечению

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано при прокатке толстого листа

Изобретение относится к металлургии, в частности может быть использовано при производстве толстых листов стали для получения изотропных свойств металла по ширине и длине листа

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Изобретение относится к способу изготовления холоднокатаных стальных лент из нержавеющей стали и металлических лент, в особенности из сплавов титана

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано в строительных, машиностроительных и других видах металлоконструкций

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в цехах горячей и холодной прокатки черных и цветных металлов и сплавов, а также при прокатке неметаллических материалов

Изобретение относится к прокатному производству и может быть использовано в цехах горячей и холодной прокатки черных и цветных металлов и сплавов, а также при прокатке неметаллических материалов
Наверх