Способ сборки зубчатой передачи

 

Изобретение относится к машиностроению, к способам сборки точных зубчатых передач компенсационным методом. Цель изобретения - повышение производительности сборки. Это достигается за счет уменьшения числа операций. Согласно способу при помощи кинематомера измеряют суммарные амплитуды R 1 и R 2 кинематической погрешности передачи из двух колес с передаточным отношением, равным единице в двух положениях взаимного сцепления с углом φ O разворота между ними, и фазовое смещение ψ амплитуд. Далее расчетным путем находят амплитуды A 1 и A 2 собственных погрешностей колес и вычисляют дополнительный угол φ к, на который нужно развернуть колеса для обеспечения минимальной погрешности по зависимостям: φ K=180°- (φ 0-δ 0)

δ 0 =ARCCOSR 2[A 2+*A 2)/2A TA 2]. Описание содержит примеры реализации способа. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 Н 1/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4475627/25-28 (22) 17.08.88 (46) 30.07,90. Бюл. ¹ 28 (71) Саратовское специальное конструкторское бюро зубообрабатывающих станков (72) В.Н. Горелов, Н,М. Ильин и В.И. Федорович (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 965650, кл. В 23 F 19/04, 1981, (54) СПОСОБ СБОРКИ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам сборки точных зубчатых передач компенсационным методом. Цель изобретения — повышение производительности сборки зэ счет уменьшения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке точных зубчатых передач компенсационным методом.

Цель изобретения — повышение производительности сборки зубчатой передачи эа счет уменьшения числа операций.

На фиг. 1 изображена зубчатая передача из двух зацепляющихся колес с передатдочным отношением, равным единице; на фиг. 2 — векторы амплитуд (суммарных и собственных) погрешностей в двух относительных положениях перезацепленных колес: на фиг. 3 — вариант расположения векторов амплитуд при перезацеплении на угол, равный 180 на фиг. 4 — вариант использования методики способа в передаче, „„5U „„1581936 А1 числа операций. Согласно способу при помощи кинематомера измеряют суммарные амплитуды R> и Rg кинематической погрешности передачи иэ двух колес с передаточным отношением, равным единице, в двух положениях взаимного сцепления с углом р0 разворота между ними и фазовое смещение ф амплитуд. Далее расчетным путем находят амплитуды А1 и А2 собственных погрешностей колес и вычисляют дополнительный угол,, на который нужно развернуть колеса для обеспечения минимальной погрешности по зависимостям: р, =180 (р, — д„); д„=arccosR ((At +

+ A2 )/2А1А2). Описание содержит примеры реализации способа, 4 ил.

«Ъ состоящей из кинематической цепи с двумя Q1 одинаковыми ветвями, IСQ

1 а ) Cd ()

Способ сборки зубчатой передачи, состоящей из двух зацепляющихся колес 1 и 2 (фиг. 1) с передаточным отношением, равным единице, включает последовательные переэацепления колес 1 и 2 друг с другом в различные по углу взаимного разворота относительные положения с измерением суммарной амплитуды кинематической погрешности передачи в каждом из этих положений, расчет дополнительного угла взаимного разворота колес 1 и2по измеренным суммарным амплитудам кинематических погрешностей и дополнительное перезацепление колес 1 и 2 с взаимным разворотом на дополнительный угол. Расчет

1581936

30

2А1 А2 до = arccos (4) дополнительного угла выполняют после из, мерений суммарной амплитуды в двух относительных положениях колес 1 и 2 по зависимостям:

p, = 180 — 6p. — д,);

2A> Аг где pk — дополнительный угол разворота колес;

p — основной угол разворота колес в двух относительных положениях;

R1 — суммарная амплитуда кинематиче( ской погрешности передачи в одном из двух относительных положений колес;

А1 и A2 — расчетные амплитуды собственных погрешностей колес; др — угол между векторами амплитуд собственных погрешностей колес в двух относительных положениях, Способ осуществляют следующим образом.

Колеса 1 и 2 (фиг. 1 ) устанавливают в исходное положение и с помощью кинематомера (не показан), оснащенного отметчиком положения фазы сцепляем ых элементов, замеряют суммарную амплитуду

R< их кинематической погрешности. Затем одно из колес разворачивают относительно другого, поворачивая, например, колесо 2 против часовой стрелки на произвольный угол о (фиг. 2), и измерения повторяют.

Определяют суммарную амплитуду R2 кинематической погрешности в новом положении и ее фазовое смещение ф относительно исходного, А1х, A1v, А2х, A2v — проекции амплитуд А1 и Аг собственных погрешностей колес 1 и 2 на координатные оси х и унаходят при решении системы линейных уравнений, связывающихамплитуды R1и R2 зубчатой пэры с собственными погрешностями колес 1 и 2 до и после разворота одного из них;

А1х + A2x = R1 (1)

Агу + A2y = 0;

А1х+Агх COS Po — A2y stA Р,.=

= Рг cosg

A1y+A2y . SlAPo+A2y COSPo =

= Вг sing. (2)

Амплитуды А1 и А2 собственной погрешности колес 1 и 2 зубчатой пары определяют ло фор млам.

*:*, о — Г-,—,—, м а угол между их векторами

Для обеспечения минимальной погрешности сцепляемых колес 1 и 2 любое из них доворачивают на угол р, равный р = — 180 —. (Po o)

Пример. При сборке колес получены следующие результаты измерений: R< = 60 ";

R2 = 45: ф = 67 Ро = 150О

Расчетом по приведенным формулам (1)-(5) получены следующие значения искомых величин: А1 = =52"; Аг = 31"

После разворота колес 1 и 2 на дополнительный угол р< = 60 минимальная погрешность передачи составила 21" .

Если принять po = 180 (при четном количестве зубьев колес 1 и 2), искомые параметры можно определить графически (фиг.

3) по сумме и разности векторов Р1 и R2.

Векторы амплитуд А1 и Аг в этом случае равны: 1 + 1 — Ri 2

А1—

2 2 A2 = а угол между ними определяется по форму20 ле(4), Тогда p< = д о. По описанной методике возможна сборка передачи, состоящей из кинематической цепи с двумя одинаковыми ветвями 3 и 4 (фиг. 4). В этом случае в роли расчетных амплитуд выступают суммарные амплитуды кинематических погрешностей каждой из ветвей 3 и 4, В сравнении с известным предлагаемый способ позволяет на треть сократить число перезацеплений колес, повысить производительность сборки.

Формула изобретения

Способ сборки зубчатой передачи с передаточным отношеним, равным единице, включающий последовательные перезацепления колес друг с другом в различные по углу взаимного разворота относительные положения с измерением суммарной амплитуды кинемэтической погрешности передачи в каждом из этих положений, расчет дополнительного угла взаимного разворота по измеренным суммарным амплитудам и дополнительное перезацепление колес взаимным разворотом на дополнительный угол, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности сборки за счет уменьШения числа операций, расчет дополнительного угла выполняют после измерений суммарной амплитуды в двух относительных положениях колес по зависимсстям:

pc = 180 — (po — (4); где ф — до пол н ител ьн ы и угол разворота колес;

1581936

Составитель В. Сергеев

Техред М.Моргентал Корректор Л.Потай

Редактор М. Петрова

Заказ 2077 Тираж 491 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 уъ — основной угол разворота колес в двух относительных положениях; до — угол между векторами рмплитуд собственных погрешностей колес в двух относительных положениях;

R> — суммарная амплитуда кинематической. погрешности передачи в одном из двух, относительных положений колес;

А> и Аг — расчетные амплитуды собственных погрешностей колес.

Способ сборки зубчатой передачи Способ сборки зубчатой передачи Способ сборки зубчатой передачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения через герметичную стенку посредством волновой передачи

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в редукторостроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих в воде

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при сборке волновых зубчатых редукторов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах машин для редукторов, требующих периодического регулирования нагрузочной способности и точности

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в составе электрических приводов общего назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных волновых резьбовых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться для передачи и преобразования энергии ударного импульса в перфораторах, например, для бурения отверстий в кирпичной кладке, бетоне, горной породе и подобных материалах, а также в качестве зубчатого редуктора с передаточными числами от десятков до нескольких тысяч

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх