Зубчатая передача
Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, работающим с повышенной плавностью, и может быть использовано в редукторах быстроходных машин. Целью изобретения является повышение технологичности и плавности работы, а также повышение надежности путем снижения концентрации напряжений на зубьях дисков. В зубчатой передаче содержатся зацепляющиеся друг с другом зубчатые колеса 1, 2, составленные из соосно установленных на общих ступицах 3, 4 с угловыми смещениями и жестко закрепленных на них зубчатых дисков соответственно 5 - 8 и 9 - 12. Эти зубчатые диски соединены со ступицами 3 и 4 шлицевыми соединениями. Толщины зубчатых дисков выполнены возрастающими, начиная от крайних дисков 5 и 9, входящих первыми в зацепление друг с другом при непрерывном вращении, и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,30. Угловые смещения зубчатых дисков 5-8 и 9-12 размещены в интервале углового шага &Tgr; в порядке возрастания от наиболее тонких дисков 5 и 9 и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,50. В зубчатой передаче повышается технологичность за счет того, что каждый зубчатый диск сопряженных зубчатых колес обрабатывают пакетом на шлицевой оправке, идентичной шлицевым ступицам колес, и плавность работы вследствие снижения угловой жесткости зубчатых дисков, входящих первыми в зацепление друг с другом. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ. СО8ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)э F 16 Н 1/08
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4606738/25-28 (22) 23.09.88 (46) 30.07.90. Бюл. М 28 (71) Московский институт приборостроения (72) В.П, Прохоров и Н.И. Прохорова (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 911069, кл. F 16 Н 1/02, 1979. (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, работающим с повышенной плавностью, и может быть использовано в редукторах быстроходных машин. Цель изобретения — повышение технологичности и плавности работы, а также повышение надежности путем снижения концентрации напряжений на зубьях дисков. В зубчатой передаче содержатся эацепляющиеся друг с другом зубчатые колеса 1 и 2. составленные иэ соосно . установленных на общих ступицах 3 и 4 с угловыми смещениями и жестко закрепленМ 7
ЫЛ „, 1581938 А1 ных на них зубчатых дисков соответственно
5 — 8 и 9 — 12. Эти зубчатые диски соединены со ступицами 3 и 4 шлицевыми соединениями. Толщины зубчатых дисков выполнены возрастающими, начиная от крайних дисков
5 и 9, входящих первыми в зацепление друг с другом при непрерывном вращении, и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,30. Угловые смещения зубчатых дисков 5 — 8 и 9-12 размещены в интервале . углового шага т в порядке возрастания от наиболее тонких дисков 5 и 9 и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,50.
В зубчатой передаче повышается технологичность за счет того, что каждый зубчатый диск сопряженных зубчатых колес обрабатывают пакетом на шлицевой оправке, идентичной шлицевым ступицам колес, и плавность работы вследствие снижения угловой жесткости зубчатых дисков, входящих первыми в зацепление друг с другом. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1581938
30
Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, работающим с повышенной плавностью, и может быть использовано в редукторэх быстроходных.машин, Целью изобретения — повышение тех,нологичности и плавности работы, а также повышение надежности путем снижения ,концентрации напряжений на зубьях дис ков.
На фиг. 1 приведена схема зубчатой пе, редачи; на фиг. 2 — схема распределения толщин зубчатых дисков и их угловых сме щений на примере зубчатого колеса, содержащего четыре зубчатых диска, Зубчатая передача содержит зацепляю щиеся друг с другом зубчатые колеса 1 и 2,,составленные из соосно установленных на, общих ступицах 3 и 4 с угловыми смещени,ями и жестко закрепленных на них соответственно зубчатых дисков 5-8 И 9 — 12. Эти диски соединены со ступицами 3 и 4 шлицевыми соединениями. Толщины зубчатых дисков 5 — 8 и 9 — 12 выполнены возрастающими, начиная от крайних дисков 5 и 9, входящих первыми в зацепление друг с другом при нереверсивном вращении, и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,3, В частности, если зубчатые колеса составле ны из четырех дисков, то при первом диске толщиной а толщины последующих трех дисков образуют: 1,30а: 1,69а; 2,197а. Угловые смещения зубчатых дисков 5 — 8 и 9 — 12 раз, мещены в интервале углового шага 7; в порядке возрастания от наиболее тонких дисков 5 и 9 и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,5. Для зубчатых колес, составленных из четырех дисков, угловые смещения зубчатых дисков 5 — 8 и 9-12 размещены в интервале углового шага от наиболее тонких дисков 5 и 9 колес 1 и 2 в следующем порядке 0,210m; 0,316m; 0,474m
Приведенные цифровые значения получены экспериментально и соответствует минимальному значению уровня шума и вибраций.
В частном случае с целью повышения надежности зубчатой передачи путем снижения концентрации напряжений на зубьях дисков зубья шлицевых отверстий зубчатых дисков 5 — 12 и зубья дисков выполнены бочкообразными. Оси вращения колеса 1-01—
01, колеса 2-0z — 0z, угловая скорость колеса
1 равна а1, колеса 2 — и 2.
При работе зубчатой передачи вращение зубчатого колеса 1 вокруг оси 01-01 с угловой скоростью си1 преобразуется во вращение зубчатого колеса 2 вокрут оси Oz02 с угловой скоростью в2. Первыми в зацепление входят зубчатые диски 5 и 9, затем последовательно диски 6 и 10, 7 и 11, 8 и 12, За счет малой толщины первых дисков 5 и 9 и, следовательно, достаточно малой их угловой жесткости происходит демпфирование колебаний, возникающих за счет ударного взаимодействия сопряженных поверхностей зубьев дисков 5 и 7 в момент их входа в зацепление. Это приводит к повышению плавности работы зубчатой передачи.
Технологичность повышается вследствие того, что каждый зубчатый диск сопряженных зубчатых колес 1 и 2 обрабатывают пакетом на шлицевой оправке, идентичной шлицевым ступицам колес, а угловое смещение зубчатых дисков колес достигается эа счет углового смещения на необходимую величину звеньев кинематичской цепи деления эуборезного станка.при обработке пакетов зубчатых дисков последующих номеров.
Затем зубчатые диски отбираются из каждого пакета по одному и устанавливаются на общей шлицевой ступице соответствующего зубчатого колеса.
Надежность работь| предлагаемой зубчатой передачи повышается путем снижения концентрации контактных напряжений ээ счет исключения кромочного контакта. зубьев дисков. Это достигается применением бочкообразных зубьев в шлицевых отверстиях дисков и бочкообразных зубьев дисков колес.
Формула изобретения
1. Зубчатая передача, содержащая зацепляющиеся друг с другом зубчатые колеса, составленные иэ соосно установленных на общих ступицах с угловыми смещениями и жестко закрепленных на них зубчатых дисков с прямыми зубьями, о т л и ч а ю щ э яс я тем, что, с целью повышения технологичности и плавности в работе, зубчатые диски соединены со ступицей шлицевым соединением, их толщины выполнены возрастающими, начиная DT крайнего зубчатого диска, входящего первым в зацепление с дисками сопряженного колеса, и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,3, а угловые смещения дисков распределены в ингервале углового шага в порядке возрастания от наиболее тонкого диска и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,5.
2. Зубчатая передача по п: 1, о т л и ч а«о щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности путем снижения концентрации
1581938 а 130а 1,Оц 2,1У7а
Составитель А. Верховский .
Техред М.Моргентал Корректор Л.Потай
Редактор М. Петрова
Заказ 2077 Тираж 490 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 напряжений на зубьях дисков, зубья в их шлицевых отверстиях выполнены бочкообразными, 3, Зубчатая передача по пп, 1 и 2 о тл и ч а ю щ а я с я тем, что зубья дисков выполнены бочкообразными.