Муфта свободного хода

 

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, в частности, для коробок передач станков, трансмиссий транспортных средств и т.д. Цель изобретения - повышение надежности муфты и расширение ее функциональных возможностей за счет обеспечения ручного управления. Муфта содержит полумуфту (П) 1, установленную на подшипнике 2 на валу 3, выполняющем функцию второй П. На валу 3 выполнены шлицы, на которых установлен пакет фрикционных дисков 8, размещенных между упорным 4 и нажимным 5 дисками. В П1 установлено кольцо 9 с возможностью проскальзывания в окружном направлении. На торцах кольца 9 и фланца 10, установленного на П1, выполнены кулачки соответственно 11 и 12, расположенные один навстречу другому в осевом направлении. На шлицах вала 3 установлена с возможностью осевого перемещения втулка 16. На внутренней поверхности фланца 10 и на наружной поверхности втулки 16 выполнены винтовые выступы 18 и 19. Наклон скосов кулачков 11 и 12 соответствует направлению выступов 18 и 19 винтовой пары. Втулка 16 подпружинена относительно поводковой втулки 20 пружиной 22. При перемещении втулки 20 в сторону включения втулка 16 по винтовой паре 18-19 ввинчивается во фланец 10, сжимая при этом пакет фрикционных дисков 4, 5 и 7, 8. Пакет фрикционных дисков, через шлицы связанный с валом 3 и кольцом 9, передает нагрузку от вала 3 на П1. Возможность управления муфтой вручную, либо установка втулки 16 в постоянном контакте с фланцем 10 (автоматическое включение) позволяет расширить функциональные возможности муфты. При перегрузке, благодаря сочетанию кулачковой и фрикционной мут, не происходит размыкания силовой цепи от ведущей и ведомой П, что повышает надежность и нагрузочную способность муфты. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 D 41 0

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСН0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4319067/25-27 (22) 20.10.87 (46) 23.08.90. Бюл. № 31 (71) Курганский экспериментальный конструкторско-технологический институт Министерства автомобильной промышленности

СССР (72) Б. С. Горохов (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 585343, кл. F 16 D 41/00, 1976. (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено, в частности, для коробок передач станков, трансмиссий транспортных средств и т. д. Цель изобретения — повышение надежности муфты и расширение ее функциональных возможностей за счет обеспечения ручного управления.

Муфта содержит полумуфту (П) !, установленную на подшипнике 2 на валу 3, выполняющем функцию второй П. На валу 3 выполнены шлицы, на которых установлен пакет фрикционных дисков 8, размещенных между упорным 4 и нажимным 5 дисками. В П 1 установлено кольцо 9 с возможностью проскальзывания в окружном направлении. На торцах кольца 9 и фланца !О, установ; s.SU, )5Я72Я А1 ленного на П I, выполнены кулачки соотетственно 1! и !2, расположенные в осевом, :правлении один навстречу другому. На

:алицах вала 3 установлена с возможностью осевого перемещения втулка 16. На внутренней поверхности фланца 10 и на наружной поверхности втулки 16 выполнены винтовые выступы 18 и 19. Наклон скосов кулачков 11 и 12 соответствует направлению выступов 18 и 19 винтовой пары. Втулка 16 подпружинена относительно поводковой втулки 20 пружиной 22. При перемещении втулки 20 в сторону включения втулка

l6 по винтовой паре 18 — 19 ввинчивается во фланец.10, сжимая при этом пакет фриционных дисков 4, 5 и 7, 8. Пакет фрикционных дисков, через шлицы связанный с валом 3 и кольцом 9, передает нагрузку от вала 3 на П 1. Возможность управления муфтой вручную либо установка втулки 16! постоянном контакте с флаицем 10 (автома тическое включение) позве iяет pBclHHpHTiфункциональные возможности муфты. При перегрузке благодаря сочетанию кулачковой и фрикциониый муфт не происходит размыкгния силовой цепи от ведущей и ведомой П, что повышает надежность и нагрузочную способность муфты. 2 ил.

1587251

Изобретение относится к машиностроеию и предназначено, в частности, для кообок передач станков, трансмиссией трансПортных средств и т. д.

Цель изобретения — повышение надежности и расширение функциональных возможностей за счет обеспечения ручного управления.

На фиг. 1 изображена муфта свободного хода, поперечный разрез; на фиг. 2 — сечение

А — А па фиг. 1.

Муфта свободного хода содержит полумуфту 1, выполненную в виде шестерни, которая установлена на подшипнике 2 на валу 3, выполняющем функцию второй полумуфты.

На шлицах вала 3 установлены упорный диск 4 и нажимной диск 5, разжатые пружиной 6, и внутренний диск 7 пакета фрикционных дисков. Диски 8 пакета связаны шлицевым соединением с кольцом 9, размещенным с возможностью проскальзывания в окружном направлении внутри полумуфты 1 коццентрично пакету фрикционных дисков. H;-. полумуфте 1 закреплен фланец 10, на внутр.н: ем торце которого выполнены кулачки 11, на торце кольца 9 выполнены кулачки 12, причем кулачки 11 и 12 располо, жены «,севом направлении навстречу друг ( другу, d в окружном на травлении имеют скосы 13. Кольцо 9 подпружинено к кулачкам !1 пружинами 14, размещенными в стаканах !5 и в гнездах полумуфты 1. На шлицах в,; c 3 установлена с возможностью осев;го перемещения втулка 16,, подпружиненная пружиной 17, предотвра, щающей контакт втулки 16 с фланцем 10 в ( вы ключе ином н,. ложении муфты. На внутренней поверхнос-.и фланца !0 полумуфты 1 и на наружной поверхности втулки 16 выполненьl винтовые выступы 18 и 19, взаимодействующие при включении муфты. На шлицах вала 3 размещена втулка 20 поводкового устройств» с рычагом 21. Между втулками 16 и 20 установлена пружина 22. Накло -: скосов 13 кулачков 1! и 12 соответству-.т направлению выступов 18 и 19 винтовой пары.

Му па работает следующим образом.

В зависимости от наклона выступов винтовой пары и скосов кулачков муфта может быть правой и Левой, т. е. ведущим элементом может быть как шестерня 1, так и вал . :,. T=.ñòåðíÿ 1 соединена с шестерней редуктора пускового двигателя, а вал 3 — с валом запускаемого двигателя (не показаны) . При запуске пускового двигателя шестерня 1 вместе с закрепленным на ней фланцем 10, а также кольцо 9, связанное с фланцем 10 кулачками 11 и 12, и диски 8 вращаются, а вал 3 и связанные с ним шлицевым соединением диски 4, 5, 7 и втулка 16 неподвижны. Муфта находится в выключенном состоянии, Для включения муфты рычагом 21 поводковая втулка 20 перемещается вдоль вала 3, сжимает пружину 22, передвигает втулку 16 до соприкосновения с вращающимся фланцем 10. Винтовые выступы 18 и 19 вступают во взаимодействие, и втулка 16 уже за счет свинчивания винтовой пары перемещается вдоль вала 3, преодолевая сопротивление пружины 17, вступает в контакт с пакетом фрикционных дисков и сжимает его до тех пор, пока не прекратится проскальзыва ние дисков. Крутящи и момент с ведущей полумуфты (шестерни 1)

10 передается через кулачки 11 и 12, кольцо 9 и пакет фрикционных дисков 4 — 8 на вал 3.

Вал начинает вращаться — муфта включена. Совместное вращение пускового и основного двигателя продолжается до тех пор, пока не произойдет запуск основного двигателя, после чего вал 3, а вместе с ним диски 4, 5 и 7, кольцо 9 и втулка 16 получат большую скорость вращения, чем шестерня 1.

В этом случае кольцо 9, преодолевая сопротивление пружин 14, скользя по скосам 13

20 кулачков 11, отжимается от фланца 10.

Кулачки 11 и 12 выходят из зацепления, а кольцо 9 свободно проворачивается относительно шестерни 1. Втулка 16 вывинчивается из фланца 10 и под действием пружины отходит от пакета фрикционных дис25 ков в исходное положение. Пружина 6 раздвигает диски 4 и 5, освобождая внутренние диски. Муфта выключена.

Муфта может работать в двух режимах включения: вручную, перемещением втулки

16 с помощью поводкового устройства (рычага 21 и втулки 20) — принудительное включение, либо установкой втулки 16 в постоянном контакте с фланцем 10 с фиксацией поводкового устройства в крайнем положении — автоматическое включение. Это

35 обеспечивает расширение функциональных возможностей муфты. При перегрузках данная муфта не пробуксовывает, что повышает ее надежность, Предлагаемая муфта обладает повышенной нагрузочной способностью при плавном

40 включении и относительно небольших габаритах. Это обеспечивается благодаря сочетанию в муфте элементов сцепления кулачковой и фрикционной муфт — кулачков и пакета фрикционных дисков.

Формула изобретения

Муфта свободного хода, содержащая две концентрично расположенные полумуфты, промежуточный элемент, связанный посред50 ством пакета фрикционных дисков с одной полумуфтой и посредством торцовых кулачков с односторонним скосом — с другой полумуфтой, а также средство включения, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и расширения функциональных возможностей за счет обеспечения ручного управления, промежуточный элемент выполнен в виде подпружиненного по оси кольца, установленного в наружной полумуфте концентрично пакету фрикционных дисков, с воз1587251

11 11Ю

Фиг.2

Р А.М

Составитель В. Разоренов едактор А. Мотыль Тех ед А. К авч

Заказ 2408

Корректор И. Муска

Подписное

Тираж 532

ВНИИПИ .Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», r Ужгород, ул. Гагарина, I ()1

5 можностью перемещения в окружном направлении, кулачки выполнены на торце кольца и обращенной к нему поверхности наружной полумуфты, средство включения выполнено в виде втулки с винтовой нарезкой, установленной на внутренней полумуфте с

6 возможностью осевого перемещения, соединения с выполненной на наружной полумуфте винтовой нарезкой и взаимодействия с пакетом фрикционных дисков, при этом направление скосов кулачков совпадает с напра вле ние м ви нто вой на рез к и.

Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных быстроходных передачах одностороннего действия

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к управляемым обгонным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для установки на ведущие мосты детских и подростковых велосипедов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для преобразования качательного движения во вращательное, и может быть применено, например, в импульсных вариаторах, металлорежущем оборудовании, буровых станках и хлопкоочистительных машинах

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано для передачи движения в одном направлении в механизмах импульсных подач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах для соединения и разъединения валов в зависимости от соотношения и направления относительных скоростей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах свободного хода (МСХ), зажимных механизмах и крепежных деталей

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении
Наверх