Обгонный механизм

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверсирования вращения ведомого вала и снижение потерь на трение на холостом ходу. Обгонный механизм содержит ведущий 2 и ведомый 3 валы (В). На В 2 установлены дополнительные рычаги (ДР) 9 и 10 с возможностью соединения с В 2, управляемыми сцепными муфтами 7 и 8. ДР 9 и 10 имеют сферические наконечники и упоры 20 и 21, скосы которых расположены по обе стороны от основных рычагов 6. Дугообразные захваты 4 установлены с возможностью окружного перемещения в охватывающей их обойме 5. Основные рычаги 6 скреплены с захватами 4. Центры сфер сферических наконечников расположены по окружности, соединяющей центры масс захватов 4, торцы которых находятся в радиальных плоскостях. При знакопеременном вращении В 2 скосы упоров и сферические наконечники периодически взаимодействуют с рычагами 6 и торцами захватов, в результате чего захваты 4 также периодически заклиниваются и расклиниваются с обоймой 5. При этом на В 3 действует вращающий момент одного направления. Реверсирование вращения В 3 обеспечивается за счет поочередного включения сцепных муфт 7 и 8. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1581919

А1 (51) 5 F 16 D 41/00, 41/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ д 17

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4605380/25-27 (22) 16.11.88 (46) 30.07.90. Бюл. № 28 (75) В. В. Зарщиков (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 546749, кл. F 16 D 41/07, 1974. (54) ОБГОННЫЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный. Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверсирования вращения ведомого вала и снижения потерь на трение на холостом ходу.

Обгонный механизм содержит ведущий 2 и ведомый 3 валы (В). На В 2 установлены дополнительные рычаги (ДР) 9 и 10 с возможностью соединения с В 2, управляемыми сцепными муфтами 7 и 8. ДР 9 и 10 имеют сферические наконечники и упоры 20 и 21, скосы которых расположены по обе стороны от основных рыча го в 6. Дугообразные захваты 4 установлены с возможностью окружного перемещения в охватывающей их обойме 5. Основные рычаги 6 скреплены с захватами 4. Центры сфер сферических наконечников расположены на окружности, соединяющей центры масс захватов 4, торцы которых находятся в радиальных плоскостях. При знакопеременном вращении В 2 скосы упоров и сферические наконечики периодически взаимодействуют с рычагами 6 и торцами захватов, в результате чего захваты 4 также периодически заклиниваются и расклиниваются с обоймой 5. При этом на В 3 действует вращающий момент одного направления

Реверсирование вращения В 3 обеспечивается за счет поочередного включения сцепных муфт 7 и 8. 4 ил.

1581919

Изобретение относится к машиностроеию и может быть использовано в привоах машин для преобразования знакопереенного вращающего момента в знакоостоян ный.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей путем обеспеЧения реверсирования вращения ведомого

Вала и уменьшения потерь на трение при

Холостом ходе.

На фиг. 1 изображена кинематичесая схема обгонного механизма, вид сбоку; а фиг. 2 — разрез А — А на фиг. l; на фиг. 3 азрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — схема ил при контакте скоса с основным рыагом.

Обгонный механизм содержит установленые в опорах в корпусе 1 ведущий 2 ведомый 3 валы, дугообразные захваы 4, размещенные с возможностью окружого перемещения в цилиндрических наравляющих охватывающей валы обоймы 5, акрепленной на ведомом валу 3, и соедиенные с захватами 4 основные рычаги 6. цепные управляемые муфты 7 и 8 размеены на ведущем валу 2 и связаны с истемой управления (не показана) . Дополнительные рычаги 9 и 10 установлены на ведущем валу 2 попарно с возможi oñòüþ поворота, например в радиально| порных опорах 11, и снабжены сфери ескими наконечниками 12 и 13 и ответ, ыми элементами для взаимодействия со цепными муфтами 7 и 8.

Наконечники 12 и 13 размещены против азноименных торцов 14 и 15 захватов 4, ентры их сфер находятся на окружости 16, соединяющей центры масс захваов 4, и лежат в срединной плоскости

7 захватов 4, а разноименные торцы 14 и 15 асположены в радиальных плоскостях 18 и 19, проходящих через общую ось веду щего 2 и ведомого 3 валов.

Упоры 20 и 21 закреплены по одному на дополнительных рычагах 9 и 10 и имеют

i, êoñû 22 и 23, параллельные друг другу и размещенные по обе стороны от основIHbIx рычагов 6. Пружины 24 связаны концами с ведущим валом 2 и основными рычагами 6.

Обгонный механизм работает следующим образом.

Для обеспечения вращения ведомого вала 3, например, по часовой стрелке по команде от системы управления (не показана) включается сцепная муфта 7 и выключается сцепная муфта 8 (фиг. 1)

T0ãäà при повороте ведущего вала 2, например, по часовой стрелке дополнительные рычаги 9 поворачиваются также по часоВой стрелке (фиг. 2), при этом сферические наконечники 12 разобщаются с торКами 14 захватов 4, а упоры 20 скосами 22 контактируют с основными рычагами 6 (фиг. 4).

Скосы 22 располжены так, что усилий

Р и Р, действующие от них на основные рычаги 6 и захваты 4, направлены параллельно и перпендикулярно срединной плоскости 17 (фиг. 4). Под действием усилий Pi и Р захваты 4 перекашиваются в обойме 5 в параллельном и перпендикулярном плоскости 17 направлениях, в результате чего резко возрастают нормальные усилия и соответствующие им касательные силы трения в местах контакта захватов 4 с обоймой 5. Когда момент от касательных сил трения в местах контактов захватов 4 с обоймой 5 станет равным по величине моменту внешнего сопротивления на ведомом валу 3, захваты 4 заклиниваются в обойме 5, при этом ведущий 2 и ведомый 3 валы скрепляются в единое целое и совместно движутся по часовой стрелке и вращающий момент передается с ведущего 2 на ведомый 3 вал, т. е. совершается рабочий ход обгонного механизма.

При повороте ведущего вала 2 против часовой стрелки дополнительные рычаги 9 п ворачиваются также против часовой стрелки, в результате чего скосы 22 упоров 20 разобщаются с основными рычагами 6, а сферические наконечники 12 контактируют с торцажи 14 захватов 4 (фиг. 2). При этом последние расклиниваются с обоймой

5 и Йод действием усилий от сферических наконечников 12 движутся в обдйме

5 против часовой стрелки, а упругие элементы 24 обеспечивают выборку зазоров.

При этом вращающий момент не передается на ведомый вал 3 и он движется по инерции по часовой стрелке, т. е. совершается холостой ход обгонного механизма, Центр сферы наконечника 12 лежит в срединной плоскости 17 захвата 4 и расположен на окружности 16, центр которой находится на общей оси ведущего

2 и ведомого 3 валов. Торец 14 находится в радиальной плоскости 18, проходящей также через общую ось валов 2 и 3, поэтому усилие, действующее на торец 14 от сферического наконечника 12, перпендикулярно торцу 14 и направлено по касательной к окружности 16. Последняя является траекторией движения центра масс захвата 4, поэтому перекашивающие усилия, действующие на захват 4 от сферического наконечника 12, уменьшаются, что обеспечивает снижение потерь на трение при движении захвата 4 в обойме 5 на холостом ходу.

При повороте ведущего вала 2 в обратном (по часовой стрелке) направлении дополнительные рычаги 9 поворачиваются также по часовой стрелке, сферические наконечники 12 разобщаются с торцами 14, скосы 22 контактируют с основными рычагами 6, захваты 4 перекашиваются и зак1581919

Формула изобретения

5 линиваются в обойме 5, и цикл работы обгоннего механизма повторяется. При этом за полный цикл работы обгонного механизма нв ведомый вал 3 действует вращающий момент одного (по часовой стрелке) направления, под действием которого ведомый вал 3 вращается также по часовой стрелке.

Для реверсирования вращения ведомого вала 3 по команде от системы управления (не показана) выключается сцепная муфта 7 и включается сцепная муфта 8 (фиг. 1) . Тогда при повороте ведущего вала 2, например, против часовой стрелки дополнительные рычаги 10 поворачиваются также против часовой стрелки, при этом сферические наконечники 13 разобщаются с торцами 15 (фиг. 2), а упоры 21 своими скосами 23 контактируют с основными рычагами 6 (фиг. 3) в результате чего захваты 4 перекашиваются и заклиниваются в обойме 5, ведущий 2 и ведомый 3 валы скрепляются в единое целое и совместно движутся против часовой стрелки, вращающи. момент передается с ведущего 2 на ведомый 3 вал, и совершается рабочий ход обгонного механизма на режиме реверсирования.

При повороте ведущего вала 2 по часовой стрелке дополнительные рычаги 10 поворачиваются также по часовой стрелке, при этом скосы 23 упоров 21 разобщаются с основными рычагами б, а сферические наконечники 13 контактируют с торцами 15, в результате чего захваты 4 расклиниваются с обоймой 5 и под действием усилия от сферических наконечников

13 движутся в обойме 5 по часовой стрелке, при этом вращающий момент не передается на ведомый вал 3 и он движется против часовой стрелки по инерции, т. е. совершается холостой ход обгонного механизма на режиме реверсирования.

При повороте ведущего вала 2 в обратном (против часовой стрелки) направлении цикл работы обгонного механизма повторяется, при этом за полный цикл работы обгонного механизма на режиме е реверсирования на ведомый вал 3 действует вращающий момент одного (против часовой стрелки) направления, под действием которого ведомый вал 3 вращает5 ся против часовой стрелки.

В обгонном механизме при поочередном включении сцепных муфт обеспечивается реверсирование вращения ведомого вала, при этом на холостом ходу движущее усилие приложено к захватам по каса10 тельНой к траектории движения их центров масс, что обеспечивает снижение перекашивающих усилий, действующих на захваты от сферических наконечников, и, соответственно, снижение потерь на трение захвата в обойме на холостом ходу захвата.

Обгонный механизм, содержащий ведур0 щий элемент в виде вала и ведомый элемент в виде охватывающей вал обоймы с цилиндрическими направляющими, подпружиненные относительно вала рычаги с заклинивающими элементами в виде захватов, размещенных в направляющих обоймы с возможностью окружного перемещения, и упоры со скосами, расположенные с возможностью взаимодействия с рычагами, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения реверсирования вращения ведомого вала и уменьшения потерь на трение при холостом ходе, он снабжен дополнительными рычагами со сферическими наконечниками, попарно установленными на ведущем валу с возможностью поочередйого соединения с последним и взаимодействия с разноименными торцами захватов, упоры расположены на дополнительных рычагах по обе стороны от основных рычагов, скосы упоров параллельны один другому, торцы захватов расположены в радиаль40 ных плоскостях, проходящих через ось механизма, а центры сфер наконечников расположены на окружности, соединяющей центры масс захватов.

1581919

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Редактор М. Петрова

Заказ 2076

Составитель Т. Орлова

Техред А. Кравчук Корректор О. Ципле

Тираж 533 Подписное

Обгонный механизм Обгонный механизм Обгонный механизм Обгонный механизм 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных вариаторах и трансформаторах вращающего момента

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для преобразования качательного движения во вращательное, и может быть применено, например, в импульсных вариаторах, металлорежущем оборудовании, буровых станках и хлопкоочистительных машинах

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано для передачи движения в одном направлении в механизмах импульсных подач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах для соединения и разъединения валов в зависимости от соотношения и направления относительных скоростей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных вариаторах и трансформаторах вращающего момента

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах автоматического и полуавтоматического действия, пусковых установках, станках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического соединения и разъединения валов при реверсе ведущего вала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах сельхозмашин и автомобилей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в комплексной гидропередаче трактора Т-130

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин
Наверх