Храповой механизм свободного хода

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов. Цель изобретения - повышение долговечности механизма. Механизм содержит концентрично установленные храповое колесо 1 и обойму 2, пластины 5, опорное упругое кольцо (УК) 3, выполненное гофрированным, с четным числом внешних и внутренних выступов и пластинчатые пружины (П) 6, 9 и 11. Все внутренние выступы УК 3 образуют неподвижное соединение 4 с одним концом каждой пластины 5, а эластичные секторы выполнены в виде П 6, 9 и 11, которые установлены ярусами между обоймой 2 и УК 3. П 6 первого яруса соединены с УК 3 с помощью неподвижного 7 и подвижного 8 соединений. Все П последующих ярусов соединены между собой и обоймы неподвижно. При работе УК и П деформируются, компенсируя неточности изготовления. Несущая способность практически не зависит от величины износа в подвижном контакте, что повышает долговечность механизма. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 D 41 12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4239042/31-27 (22) 29.04.87 (46) 30.07;90. Бюл. № 28 (71) Житомирский филиал Киевского политехнического института им. 50-летия Великой Октябрьской социалистической револ юции (72) Е. В. Скочко и В. Е. Стаценко (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1089317, кл. F 16 D 41/12, 1983. (54) ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению и м. б. использовано в приводах машин .и механизмов. Цель изобретения— повышение долговечности механизма. Механизм содержит концентрично установленные

Изобретение относится к маши ностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов.

Цель изобретения — повышение долговечности.

На фиг. 1 показан предлагаемый механизм свободного хода, общий вид; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.

Механизм содержит концентрично расположенные храповое колесо 1, обойму 2 и опорное упругое гофрированное кольцо 3.

Каждый внутренний выступ последнего имеет неподвижное соединение 4 с одним концом пластины 5, второй конец которой контактирует с храповым колесом 1. Каждая из пластинчатых пружин 6 первого яруса одним концом соединена неподвижно элементом 7 с внешним выступом гофрированного кольца 3, другим концом — подвиж но в точке контакта 8. Одноименные концы пружин 9 последующего яруса имеют

„„SU„„1581922 А 1 храповое колесо 1 и обойму 2, пластины 5, опорное упругое кольцо (УК) 3, выполненное гофрированным с четным числом внешних и внутренних выступов и пластинчатые пружины (П) 6, 9 и 11. Все внутренние выступы УК 3 образуют неподвижное соединение 4 с одним концом каждой пластины 5, а эластичные секторы выполнены в виде П 6, 9 и 11, которые установлены ярусами между обоймой 2 и УК 3. П 6 первого яруса соединены с УК 3 с помощью неподвижного 7 и подвижного 8 соединений.

Все П последующих ярусов соединены между собой и обоймой неподвижно. При работе УК и П деформируются, компенсируя неточности изготовления. Несущая способность практически не зависит от величины а износа в подвижном контакте, что повышает долговечность механизма. 2 ил. неподвижное соединение 10 с серединами соседних пружин 6 предыдущего яруса.

Количество пластинчатых секторных пружин каждого последующего яруса выполнено в два раза меньшим предыдущего яруса, а угол сектора пружин последующего яруса превышает в два раза угол предыдущего. Концы пружин 11 последнего яруса имеют неподвижное соединение 12 с серединами пружин 9 предыдущего яруса.

Обойма 2 имеет фланцевую 13 и кольцевую 14 части, которые связаны упругими элементами 15, образованными пазами 16.

Середины последнего яруса пружин 11 имеют неподвижные соединения 17 с кольцевой частью 14 обоймы 2.

Механизм работает следующим образом.

При вращении храпового колеса 1 относительно обоймы 2 против часовой стрел.ки пластины 5 скользят по зубьям храпового колеса, а при вращении по часовой!

58!922 стрелке упираются в его зубья, т, е. механизм включается. Усилие от пластин 5 передается гофрированному кольцу 3 через неподвижные соединения 4 и далее на пластинчатые пружины и обойму 2. Ввиду погрешностей изготовления элементов механизма всегда находятся одна или несколько пластин, первыми вступающими в контакт с зубьями храпового колеса 1. Такие пластины через неподвижное соедине ние 4 деформируют сопрягаемые с ними внутренние выступы гофрированного кольца 3.

При этом происходит деформирование соседних внешних колец, образующих подвижные и неподвижные соединения с пластинчатыми пружинами первого яруса. Подвижные соединения наряду с податливостью кольца и пластинчатых пружин позволяют компенсировать погрешности изготовления элемен тов механизма: шага зубьев храпового колеса, длины пластин, размера выступа гофра и длины пластинчатых пружин первого яруса и др. Такие погрешности, как биение осей храпового колеса и обоймы, длин пластинчатых пружин последних ярусов компенсируются благодаря деформированию ука, занных пружин и упругих элементов 15

, обоймы 2. (! Ввиду разной жесткости выступов гофрированного кольца, а также пластинчатых . пружин в направлении действия на них пластин 5 последние нагружены неодина; ково. Однако указанная неравномерность, а значит и нагрузочная способность механизма практически сохраняется независимо от износа гофрированного кольца и пластин 6 в подвижном контакте, так как указанный износ мало влияет на распределение усилий в элементах механизма. Все это позволяет в сравнении с известным устройством, в котором по мере износа возможна перегрузка и поломка пластин, увеличить долговечность механизма.

Формула изобретения

Храповой механизм свободного хода, содержащий концентрично установленные обой

15 му и храповое колесо, расположенные между ними пластины, поджатые к храповому колесу упругим кольцом и размещенными между ним и обоймой упругими звеньями, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности, упругие звенья выполнены в виде установленных ярусами пластинчатых пружин, кольцо выполнено гофрированным с четным числом выступов, каждая пластина закреплена на внутреннем выступе кольца, пружины первого яру25 са закреплены одним концом на выступе кольца и контактируют другим концом со смежным выступом кольца с возможностью скольжения, каждая пружина последующего яруса жестко соединена с серединой двух смежных пружин предыдущего яруса, ЗО а середины пружин последнего яруса жестко соединены с обоймой.

1581922

EvdA

13 g

Составитель М. Камкин

Редактор М. Петрова Техред А. Кравчук Корректор О. Ципле

Заказ 2076 Тираж 534 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент». г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Храповой механизм свободного хода Храповой механизм свободного хода Храповой механизм свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, бесступенчатых вариаторах и др

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования реверсивного движения валов в инерционно-импульсных 2 3 бесступенчатых передачах, стартерах и гидротрансформаторах

Изобретение относится к области .машиностроения и м.б

Изобретение относится к области машиностроения и м.б

Изобретение относится к мапшностроению и может быть использовано в транслортных машинах

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения или разобщения валов различных конструкций

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах для перемотки ленточного материала

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, требующих автоматического реверсирования ведомого звена в зависимости от направления и скорости вращения ведущего звена, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах стартеров для пуска двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных вариаторах для преобразования движения, а также в других механизмах для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение, в частности, в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в механизмах свободного хода инерционных трансформаторов
Наверх