Фрикционный диск

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тракторостроении и автомобилестроении. Цель - улучшение эксплуатационных качеств путем снижения жесткости диска и исключения температурных нагрузок на периферии диска. Фрикционные накладки 6 с обеих сторон сегмента 5 выполнены со сквозными канавками (СК) 8, которые могут быть расположены как радиально, так и тангенциально. СК 8 могут быть расположены симметрично радиально оси 12 симметрии сегмента 5. При радиальном расположении СК 8 возможно их сопряжение с каждым из концов паза 7. Радиальные пазы 4 могут быть выполнены расширяющимися от центра к наружному диаметру диска 2, который может быть выполнен криволинейным в местах расположения СК 8. На участках сегмента 5, прилегающих к СК 8, выполнены пазы. Выполнение фрикционных накладок 6 со СК 8 позволяет увеличить надежность фрикционного диска путем уменьшения действия изгибающего момента и исключения коробления несущего диска 2. 6 з.п.ф-лы, 8 ил.

СОЮЗ СОВЕ1 КИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„Я0„„15889 4

А1 (51)5 F 16 D 13 64

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4089381/30-2/ (22) 05.05.86 (46) 30.08.90. Бюл. № 32 (71) Чебоксарский агрегатный завод им. XXIV съезда КПСС (72) Г. А. Зверев, М. А. Андреев, А. 3. Бурцев и Ю. В. Куленко (53) 621.597 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 478145, кл. F 16 D 13, 64, 1975.

Авторское свидетельство СССР № 679741, кл. F 16 D 13/64, 1977. (54) ФРИКЦИОННЫЙ ДИСК (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тракторостроении и автомобилестроении. Цель— улучшение эксплуатационных качеств путем снижения жесткости диска и исключения

2 температурных нагрузок на периферии диска.

Фрикционные накладки 6 с обеих сторон сегмента 5 выполнены со сквозными канавками (CK) 8, которые могут быть располо!,к . I, .,(как радиально, так и тангенциаль(ш. СК 8 могут быть расположены симметрично радиальной оси 12 симметрии сегмента 5. При радиальном расположении

СК, 8 возможно их сопряжение с каждым из концов паза 7. Радиальные пазы 4 могут быть выполнены расширяющимися от центра к наружному диаметру диска 2, который может быть выполнен криволинейным в местах расположения СК 8.

На участках сегмента 5, прилегаюших к СК 8, выполнены пазы. Выполнение фрикционных накладок 6 со СК 8 позволяет увеличить надежность фрикционного диска путем уменьшения действия изгиоаюгцсго момента и искл(к>чения коробления несущего диска 2. 6 з. п. ф-лы, 8 ил.

1588934

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам передач6 крутящего момента, и может быть использовано в тракторостроении и автомобилестроении.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем снижения жесткости диска и исключения температурных нагрузок на периферии диска.

На фиг. 1 изображен фрикционный диск без гасителя крутильных колебаний, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б--Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез Б — Б на фиг. 1, вариант; на фиг. 5 — фрикционный дИск без гасителя крутильных колебаний, общий вид, вариант; на фиг. 6 — - разрез  — В нв фиг. 5; на фиг. 7 — разрез  — В на фиг. 5. вариант; на фиг. 8 — — фрикционный диск с гасителем крутильных колебаний, общий вид, вариант.

Фрикционный диск содержит ступицу 1, соединенный со ступицей 1 несущий металлический диск 2 со сквозными отверстиями 3, разделенный в периферийной зоне радиальными пазами 4 на сегменты 5 и приформованные к сегментам 5 с обеих сторон диска 2 через сквозные отверстия 3 фрикционные накладки 6. Каждый радиальный паз 4 сопряжен с пазом 7, выполненным по дуге окружности внутреннего диаметра фрикционной накладки 6 симметрично пазу 4.

Фрикционные накладки 6 с обеих сторон сегмента 5 выполнены со сквозными канавками 8, например, трапецеидального поперечного сечения. Дно 9 каждой канавки 8 образуется непосредственно поверхностью сегмента 5 несущего металлического диска 2, а боковые стенки 10 каждой канавки 8 образуют с рабочей поверхностью 11 фрикционной накладки 6 тупые углы, а сквозные отверстия 3 сегментов 5, или часть их, располагаются вблизи канавок 8. Возможно. любое другое исполнение поперечного сечения канавок 8. например треугольное сечение.

Фрикционные накладки 6 сегментов 5 несущего металлического диска 2 могу быть выполнены с канавками 8, расположенными как радиально, так и тангенциально, включая и промежуточные между ними направления.

Возможно также одновременное выполнение на фрикционных накладках 6 каждого сегмента 5 нескольких канавок 8, расположенных как радиально, так и тангенциально, но совместно обоих видов, за счет чего фрикционные накладки каждого сегмента оказываются как бы состоящими из нескольких участков, при этом сегменты под каждым участком фрикционной накладки имеют одно или несколько сквозных отверстий, расположение которых может быть различным. Таким образом, может быть выполнено множество различных вариантов

5

40 фрикционного диска (даны только пять вариантов выполнения фрикционных накладок 6) . На фиг. 1 — 4 и 8 изображены фрикционные накладки 6 со сквозными канавками 8, выполненными по осям симметрии !2 сегментов 5.

Для обеспечения более равномерного прилегания фрикционных накладок 6 к сопрягаемым поверхностям трения и увеличения упругих свойств фрикционного диска сквозные канавки 8 фрикционных накладок 6 могут быть выполнены радиально на участках накладок в местах 13 окончания удлиненных в окружном направлении пазов 7 (см. фиг. 4 и 5); канавки 8 обеспечивают также охлаждение поверхностей трения и удаление продуктов износа.

Для улучшения отвода тепла с поверхности трения боковые стороны 14 и 15 радиальных пазов 4 несущего металлического диска 2 и приформованные к ним накладки 6 образуют плавно расширяющиеся от центра к наружному диаметру фрикционного диска 2 каналы 16.

Для повышения осевой податливости фрикционного диска и лучшего использования упругих свойств сегментов несущего диска рабочие поверхности 11 участков

17 — 19 фрикционных накладок 6, лежащие по разные стороны от сквозных канавок 8, выполнены смещенными относительно друг друга. Указанное смещение может достигаться различными способами, вариантов выполнения фрикционного диска может быть много. В предлагаемом техническом решении даны только два варианта смещения рабочих поверхностей 11 участков

17 — 19 фрикционных накладок 6.

В первом варианте (фиг. 4) смещение относительно друг друга рабочих поверхностей 11 участков 17 фрикционных накладок 6, лежащих по разные стороны от сквозных трапецеидальных канавок 8, достигается за счет приформовки с рабочих сторон диска попарно элементов (участков) 17 различной толщины и попарно их чередования.

При втором варианте (фиг. 7) смещение относительно друг друга рабочих поверхностей 11 участков 18 и 19 фрикционных накладок 6, лежащих по разные стороны от сквозных трапецеидальных канавок 8, достигается за счет деформации сегментов 5 по дну 9 сквозных канавок 8.

В результате рабочие поверхности 11 участков 18 получаются отклоненными относительно рабочей поверхности 11 участка 19. Отклонение рабочих поверхностей 11 участков 18 относительно рабочей поверхности 11 участка 19 может осуществляться как в одну, так и в разные стороны, но не на всех сегментах 5, а, например, через один.

1588934

Деформация сегментов 5 в местах прохождения сквозных канавок 8 по дну 9 каждой из них достигается, например, за счет изгиба по определенной форме или отгиба на некоторый угол и т. д.

С целью улучшения характеристик фрикционного диска сегменты 5 по дну 9 каждой сквозной канавки 8 фрикционных накладок 6 выполнены пазы. 20 удлиненной вдоль канавок формы. Это обеспечивает лучшее прилегание фрикционных накладок 6 к сопрягаемым поверхностям трения, а также улучшает осевую податливость фрикционного диска и другие его характеристики.

Фрикционный диск работает следующим образом.

Под действием силы нажатия, создаваемой нажимными (нажимной) пружинами, фрикционный диск, преодолевая осевую податливость, создаваемую диском, прижимается к ведущим дискам (маховику, промежуточному и нажимному дискам) и муфта сцепления, содержащая данный фрикционный диск, включена и может передавать крутящий момент.

В процессе износа фрикционных накладок 6 площадь рабочих поверхностей (поверхность трения) 11 накладок 6 увеличивается. Следовательно, потеря момента трения в процессе износа фрикционных накладок 6 за счет уменьшения нажимного усилия на парах трения в предложенном устройстве будет компенсироваться ростом площади поверхностей трения.

Выполнение фрикционных накладок 6 со сквозными канавками 8 позволяет увеличить надежность фрикционного диска за счет уменьшения действия изгибающего момента на фрикционные накладки 6, вызванного в основном короблением несущего диска 2, а также за счет автоматической стабилизации момента трения муфты сцепления в процессе ее эксплуатации; обеспечивает более равномерное прилегание фрикционных накладок 6 к сопрягаемым поверхностям трения в процессе. включения муфты, сцепления; увеличивает упругие свойств фрикционного диска, а также автоматически стабилизирует момент трения муфты сцепления; увеличивает упругие свойства фрикционного диска, а также

6 автоматически стабилизирует момент трения муфты сцепления в процессе ее эксплуатации.

Кроме того, фрикционный диск предлагаемой конструкции улучшает отвод тепла с поверхности трения и удаление продуктов износа. 3а счет использования упругих свойств сегментов 5 несущего диска 2 повышается осевая податливость фрикцнонного диска.

Формула изобретения

i. Фрикционный диск, содержащий ступицу, несущий металлический диск со сквозными отверстиями, разделенный в периферийной зоне радиальными пазами на сегменты, и фрикционные накладки, приформованные к сегментам с обеих сторон диска, причем радиальные пазы сопряжены с пазом, выполненным по дуге окружности внутреннего диаметра фрикционной

20 накладки симметрично радиальному пазу, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем снижения жесткости диска и исключения температурных нагрузок на периферии диска, фрикционные накладки выполнены со сквозными канавками с обеих сторон сегмента.

2. Диск по п. 1, от.гичающийся тем, что сквозные канавки фрикционных накладок расположены симметрично радиальной оси симметрии сегмента.

3. Диск по п. 1, отличающийся тем, что каждый из концов лаза, выполненного по дуге окружности внутреннего диаметра накладки, сопряжен со сквозной радиальной канаякой.

35 4.:1иск по и. 1, Отличающиися тем> что радиальные пазы диска выполнены расширяющимися от центра к наружному диамс ру диска.

5. Диск по п. 1, от,гичающий ся тем, что сквозные канавки выполнены трапецеидального поперечного сечения.

6. Диск по п. 1, отличающийся тем, что несущий диск выполнен криволинейным в местах расположения сквозных канавок.

7. Диск по п. 1, отличающийся тем, что сегменты, прилегающие к сквозным канавкам, выполнены с пазами.

1588934

1588934

f8 10

Риг. 7

Составитель Ж. Головей

Редактор О. Спесивых Техред А. Кравчук Корректор С. Черни

Заказ 2524 Тираж 540 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям н открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау шская на 6., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !01

Фрикционный диск Фрикционный диск Фрикционный диск Фрикционный диск Фрикционный диск 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения с фрикционными дисками

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к фрикционным устройствам для передачи крутящего момента, и может быть использовано в приводе технологического оборудования, например кузнечно-прессового

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в муфтах сцепления транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортном машиностроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в тормозных устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во фрикционных муфтах приводов, например в трансмиссиях автомобиля или трактора

Изобретение относится к области I машиностроения, в частности к дис- .кам включаемых фрикционных муфт с :плоскими сцепляющимися поверхностями трения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных и тормозных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент и эксплуатирующимся в различных фрикционных узлах

Изобретение относится к фрикционным изделиям, имеющим кольцевую форму и эксплуатирующимся под воздействием значительных крутящих моментов
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники, железнодорожного транспорта, машин и оборудования, муфтах сцеплений
Изобретение относится к фрикционным изделиям, преимущественно безасбестовым, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах

Изобретение относится к высокотемпературным композиционным материалам, полученным инфильтрацией газовой фазы химического вещества и осаждением матрицы связующего материала в пористой структуре
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Наверх