Обгонная муфта

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для соосного соединения валов при передаче крутящего момента в одном направлении и рассоединения кинематической цепи при изменении направления вращения ведущего звена. Цель изобретения - упрощение технологии изготовления и повышение долговечности. Муфта содержит ведущий и ведомый валы (В), обойму и средство заклинивания в виде шарика (Ш) 4. На торцах В выполнены спиралеобразные пазы (СП) 7 и 8 противоположного направления. На торцах ведомого В выполнено центральное глухое отверстие 9, диаметр которого больше диаметра Ш 4, а глубина равна глубине СП. При вращении ведущего В по часовой стрелке Ш 4, смещаясь под действием собственного веса от центрального положения, движется по внутренней поверхности отверстия 9 ведомого В и между рабочими поверхностями 10 и 11. В рассоединены, крутящий момент не передается. При обратном вращении ведущего вала Ш 4 под действием центробежной силы прижимается к поверхности глухого отверстия и при совпадении СП 7 и 8 попадает между рабочими поверхностями 11 и 12. Ш 4 перемещается к периферии СП 7 и 8. Крутящий момент передается от ведущего к ведомому В. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СаЮЕЛИСТИЧЕаНИХ

РЕСПУБЛИК (й)5 F 16 D 41/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (2 1) 4424866/31-27 (22) 17.05.88 (46) 07 .09 .90 . Бил, Р - 33 (71) Львовский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) С.Г.Калинин, В.А.11алащенко и П.Я.Петренко (53) 621.825.3 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 1423838, кл. I 16 D 41/06, 1987. (54) ОБГОННАЯ ИУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для соосного соединения валов при передаче крутящего момента н одном направлении и рассоединения кинематической цепи при изменении направления вращения ведущего звена. Цель изобретения — упрощение технологии изготовления и повышение долговечности. Муфта содержит ведущий и ведомый валы (В), обойму и

„„SU,» 15 0747 А1

2 средство заклинивания в виде шарика (Ш) 4. На торцах В выполнены спиралеобразные пазы (СП) 7 и 8 противоположного направления, На торце ведомого В выполнено центральное глухое отверстие 9, диаметр которого больше диаметра Ill 4, а глубина равна глубине СП. При вращении ведущего В по часовой стрелке Ш 4, смещаясь под действием собственного веса от центрального положения, движется по внутренней поверхности отверстия 9 ведомого В и между рабочими поверхностями 10 и 11, В рассоединены, крутяг щий момент не передается. При об ратном вращении ведущего вала Ш 4 под действием центробежной силы при- 9 жимается к поверхности глухого отверстия и лри совпадении СП 7 и 8 попадает между рабочими поверхностями 11 и 12. Ш 4 перемещается к перифеМс рии СП 7 и 8, Крутящий момент передается от ведущего к ведомому В. 5 ил, 159074 7

Изобретение относится к машиностроению и может быть использоваис в устройствах для соосного соединения валов при передаче крутящего момента s одном направлении и рассоединения кинематической цепи при нении направления вращения ведущего звена.

Цель изобретения - упрощение технологии изготовления и повьппение долговечности.

На фиг. 1 изображена муфта, осевой

-разрез; на фиг. 2 — ведущий вал, вид с торца; на фиг. 3 — ведомый вал, вид с торца; на фиг. 4 — расположение шарика при свободном ходе;.на фиг . 5 — расположение шарика в начальный момент сцепнения валов.

Иуфта содержит ведущий 1 и ведомый 2 .валы, обойму 3 и средство заклинивания в виде шарика 4. На торцах

5 и 6 валов 1 и 2 выполнены спиралеобразные пазы 7 и 8 противоположного направления.

На торце 6 ведомого. вала 2 выполнено центральное глухое отверстие 9 диаметром>большим диаметра шарика 4,, и глубиной, равной глубине паза, и сопряженное с последним.

Диаметр глухого отверстия в зависимости от массы шарика и угловой скорости срабатывания муфты определяется из формулы

2>>

F=Я вЂ” — — -ш

> где F — - центробежная сила, приведенная к центру шарика;

У - угловая скорость вращения ведущего вала;

D — диаметр глухого отверстия на торце ведомого вала;

d диаметр шарика;

in — - масса шарика.

Сила земного тяготения F, действуя на шарик, определяется по формуле.

Р = шя> где p — ускорение земного тяготения.

Чтобы шарик вошел в спиралеобразный паэ ведомого вала при заданной угловой скорости ведущего валу U, необходимо, чтобы центробежная сила

F была больше силы земного тяготения

Р, т.е.

D - d

Ц ъ — — — yp

> Ф

Из этого .равенства определяется диаметр глухого отверстия, выполненного на торце ведомого вала: .

Муфта находится в рабочем режиме и передает крутящий момент.

Как только вращение ведущего вала изменит свое направление, шарик выталкивается в глухое отверстие ведомого вала и кинематическая цепь рассоединяется.

Использование изобретения позволяет значительно упростить технологию изготовления, существенно снизить шум при работе муфты посредством более плавных переходов от глухого отверстия к поверхности паза, более чем"на ЗОЖ повысить долговечность ведомой полумуфты и шарика благода50

5 2я

D+ d+ à>

От глухого отверстия 9 начинается спиралеобразный паз 8. Рабочими по10 верхностями паза на ведущем валу являются боковые поверхности 10 и 11, а на пазу ведомого вала — боковая поверхность 12, а боковая поверхность

13 образует плавный переход глухого

f5 отверстия 9 к пазу 8. Концы валов размещены в обойме 3, имеющей гладкую поверхность 14.

Иуфта работает следующим образом.

При вращении ведущего вала по часовой стрелке (фиг. 4) шарик 4, смещаясь под действием собственного веса от центрального положения, движется по внутренней поверхности глухого отверстия 9 ведомого вала 2 и между рабочими поверхностями 10 и 11 ведущего вала 1, при этом валы вращаются независимо один относительно другого. В этом случае муфта не может передавать крутящий момент, валы рассоединены..Муфта работает в режиме холос30 того хода.

При обратном вращении ведущего вала шарик 4 также отклоняется от центрального положения и под действием достаточной центробежной силы прижимается к поверхности глухого отверстия и при совпадении пазов 7 и

8 попадает между рабочими поверхностями 11 и 12 (фиг. 5), Дальнейшее вращение ведущего вала в том же направ40 лении перемещает боковыми рабочими поверхностями 11 и 12 шарик 4 к периферии пазов ° Когда шарик занимает крайнее положение, он давит на ведомый вал, заставляя его вращаться.

S 1590747 б ря существенного уменьшения их соуда- расположенному от центра к периферии, рений в местах начала пазов, а шарик установлен в пазах валов, Ф о р м у л а и s о б р е т. е н и я отличающаяся тем, что, 5 с целью упрощения технологии изгоОбгонная муфта, содержащая охваты- товления и повышения долговечности, вающую концы валов обойму и средство на торце ведомого вала выполнено глузаклинивания в виде шарика, при этом хое центральное отверстие диаметром, на взаимно обращенных торцах валов большим диаметра шарика, глубиной, выполнена по одному спиралеобразному g равной глубине паза, и сопряженное с пазу противоположного направления, последним, 1590747

Составитель Т.Янова

Редактор И. Бланар Техред И. Дидык . Корректор N,Ìàêñèìèøèíåö

Заказ 2626 Тираж 534 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СЧСР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Обгонная муфта Обгонная муфта Обгонная муфта Обгонная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в гидротрансформаторах, в импульсных бесступенчатых передачах и других механизмах, где передача вращательного движения осуществляется только в одном направлении

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для скоростных приводов машин повышенной нагрузочной способности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах, содержащих муфты свободного хода с эксцентриковыми роликами и работающих продолжительное время в режиме холостого хода без дополнительной подачи рабочей жидкости

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, в частности, для коробок передач станков, трансмиссий транспортных средств и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных быстроходных передачах одностороннего действия

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к управляемым обгонным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для установки на ведущие мосты детских и подростковых велосипедов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования знакопеременного вращающего момента в знакопостоянный

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах свободного хода (МСХ), зажимных механизмах и крепежных деталей

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении
Наверх