Система зеркал заднего вида транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а конкретно к оборудованию автомобиля, в частности к наружным сферическим зеркалам заднего вида. Цель изобретения - повышение безопасности движения путем достижения регламентированной зоны обзора при минимальном уменьшении изображения в левом и правом зеркалах и однозначном зрительном восприятии в них изображения. Зеркала 1 и 2 выполнены с разной кривизной и шириной поверхности, обеспечивающими следующее условие ψ л/Θ Л=Ψ П/Θ П1, где ψ л и ψ п - углы обзора в левом и правом зеркалах, Θ Л и Θ П - углы, образованные лучами, проведенными из точки циклопического глаза водителя к крайним точкам левого и правого зеркал заднего вида в горизонтальной плоскости. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ 83G6PETEHHR

К А8ТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4446689/27-11 (22) 08.04.88 (46) 23.09.90. Бюл. № 35 (71) Всесоюзный науч но-исследовательский институт безопасности труда в горнорудной промышленности (72) П. П. Воробьев, Г. И. Брага, В. Н. Иванов и И. С. Мицкевич (53) 629.113.068 (088.8) (56) Заявка Японии № 46-10330, кл. В 60 R 1/02, 1971. (54) СИСТЕМА ЗЕРКАЛ ЗАДНЕГО ВИДА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно к оборудованию автомобиля, в частности к наружИзобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно к оборудованию автомобиля, в частности к наружным сферическим зеркалам заднего вида.

Цель изобретения — повышение безопасности движения путем достижения регламентированной зоны обзора при минимальном уменьшении изображения в левом и правом зеркалах и однозначном зрительном восприятии в них изображения.

На фиг. 1 представлена система зеркал заднего вида транспортного средства, вид сверху; на фиг. 2 — схема к определению обзорности в сферическсм зеркале; на фиг. 3 — схема расположения зеркал на автомобиле, вид сбоку.

Система зеркал заднего вида транспортного средства содержит лево 1 и правое 2 сферические зеркала, выполненные с различной кривизной и шириной поверхности, разноудаленные от точки 3 расположения циклопического глаза водителя относительно его рабочего места и установленные с внешней стороны транспортного средства 4.

ÄÄSUÄÄ 1594025 А 1 (51) 5 В 60 R 1/06 ным сферическим зеркалам заднего вида.

Цель изобретения — повышение безопасности движения путем достижения регл аментированной зоны обзора при минимальном уменьшении изображения в левом и правом зеркалах и однозначном зрительном восприятии в них изображения. Зеркала 1 и 2 выполнены с разной кривизной и шириной поверхности, обеспечивающими следующее условие: ф» /О, = ф„/0„-1, где ф, и ф„— углы обзора в левом и правом зеркалах; 6 и 0„— углы, образованные лучами, проведенными из точки циклопического глаза водителя к крайним точкам левого и правого зеркал заднего вида в горизонтальной плоскости. 3 ил.

Система зеркал заднего вида транспортного средства работает следующим образом.

В рабочем положении отражающие поверхности левого 1 и правого 2 зеркал расположены относительно места водителя так, что лучи, направленные из точки 3 расположения циклопического глаза водителя к внут ренним крайним точкам каждого из зеркал, в горизонтальной плоскости, отразившись, ограничивают соответственно слева и справа поперечный габарит транспортного средства 4 параллельно его продольной оси. При этом лучи, направленные из точки расположения циклопического глаза водителя к внешним крайним точкам каждого из зеркал, в горизонтальной плоскости, отразившись, ограничивают углы обзора соответственно в левом и правом зеркалах.

Регламентированная зона обзора достигается соответствующими шириной и кривизной поверхности зеркал, обеспечивающими условие

В Ф» Ь )

0„0

1594025 аналогично с этим достигается зона обзора по высоте при обеспечении условия — = — — э- 1

73 7п

Ь В вЂ” углы обзора соответственно в левом и правом зеркалах, образованные линиями, параллельными продольной оси транспортного средства, ограничивающими его поперечный без зеркал заднего вида габарит, и лучами, отраженными от крайних внешних точек левого и правого зеркал, проведенными из точки циклопического глаза водителя транспортного средства, в горизонтальной плоскости (циклопический глаз — условный глаз, расположенный посредине между левым и правым глазом водителя); — углы, образованные лучами, проведенными из точек циклопического глаза водителя к крайним точкам соответственно левого и правого зеркал заднего вида в горизонтальной плоскости; — соответственно вертикальные углы обзора в ближнем и дальнем зеркалах заднего вида; — соответственно углы зрения, под которыми водитель видит крайние точки ближнего и дальнего зеркал заднего вида в вертикальной плоскости.

Где ф«и ф««

О,«,и e„

7л И70

Равенство заданных условиями соотношений обеспечивает однозначное зрительное восприятие изображения в разноудаленных от места водителя зеркалах, а величина соотношений, близкая к единице — минимальное уменьшение изображения в левом и правом зеркалах.

Критерием величины соотношений углов, приведенных в расчетной формуле для сферических зеркал, является величина соотношений тех же углов для плоских зеркал заднего вида, равная единице, независимо от их размеров и расстояния от места водителя до соответствующего зеркала, поскольку плоские зеркала передают изображение в натуральную величину без уменьшения.

В практических условиях определение обзорности и параметров зеркал, входящих в систему зеркал заднего вида транспортного средства, осуществляется аналогично для левого и правого зеркал.

На план транспортного средства наносится прямоугольная система координат так, чтобы точка Π— начало координат совпала с точкой циклопического глаза водителя, нормально сидящего на своем рабочем месте.

Ось ординат проходит параллельно продольной плоскости симметрии автомобиля и совпадает с направлением движения вперед.

Максимальная обзорность в зеркале заднего вида CD с размером оптического элемента по горизонтали CD=a достигается при условии, когда луч СА, ограничивающий зону обзора, направлен вдоль кузова, параллельно плоскости симметрии автомобиля. При этом соблюдается равенство х;=х„, где х, 10 и х„ — соответственно абсциссы краинеи точки зеркала С и габаритной точки автомобиля А, м. Значение абсциссы точки А принимается со знаком минус по габаритным размерам автомобиля. Ордината точки С

15 зеркала определяется из выражения х„

tgal где а — угол между осью ординат и прямой, соединяющей начало координат с ближней к водителю крайней точкой С зеркала.

Угол «р, образованный лучом ОС, направленным из точки циклопического глаза водителя на плоскость зеркала и отраженным

25 лучом СА, определяется по формуле хс

y=arctg —.

Угловые коэффициенты прямой ОС и нормали к плоскости зеркала CN рассчи30 тываются по формулам

«« c

Ксо= —, х, «Р

К.+«@т

Учитывая, что перпендикуляром к сферической поверхности является радиус ее кривизны, находим координаты центра 0 кривизны зеркала по формулам х =х,— R cosarctg ; у =у,— R sinarctg+, где х и у — соответственно абсцисса и ор. дината центра кривизны, м;

R — радиус кривизны сферической поверхности зеркала, м.

46 Центральный угол, заключенный между радиусами QC и QD, определяется из выра. 0,5а а=2агсз1п

К где а — центральный угол.

50 Угловой коэффициент нормали DE к поверхности зеркала в крайней точке 0 определяется по формуле

f(au — tgu

1+К „tg«x

В зависимости от расположения зеркала относительно наблюдателя значение углового коэффициента К может быть как положительным. так и отрицательным. Это необ1594025 ходимо учитывать при определении координат крайней точки D зеркала, которые рассчитываются по формулам (при отрицательном значении К в формулах ставится знак плюс, при положительном — знак минус)

R К где х и у — соответственно абсцисса и ордината точки D зеркала, м.

Зная координаты точки D зеркала, угловой коэффициент прямой DO определяют из выражения у х

Р

Так как нормаль DE к поверхности зеркала делит угол рь образованный падающим OD и отраженным DB лучами, пополам, тсе по теореме тангенсов +- Kw х Ищ

Угловой коэффициент прямой DB, ограничивающий зону обзора в зеркале, определяется из выражения

K tg

Yi

Кщ — —

1+К ц."

Угол обзора в сферическом зеркале рассчитывается по формуле ф=аrctg+, РВ где — угол обзора в сферическом зеркале.

Угол циклопического зрения О, под которым видны крайние точки сферического зеркала, определяется по формуле

Ко — Ке

0=arctg

Уменьшение изображения в сферическом зеркале определяется из выражения где и — коэффициент уменьшения изображения в сферическом зеркале.

Угол, ограничивающий зону видимости в вертикальной плоскости (фиг. 3), для циклопического и бинокулярного зрения определяется из выражения

0,5b

y=2arctg (х,— х,)К +у„— у, где у — вертикальный угол обзора в зеркале;

Ь вЂ” размер оптического элемента зеркала по вертикали, м.

Угол зрения, под которым водитель видит поверхность оптического элемента зеркала в вертикальной плоскости, определяется по формуле

0,5Ь я па

$=2arctg х, где P — угол зрения в горизонтальной плос5 кости.

Коэффициент уменьшения изображения в зеркале для обзорности по вертикали составит т верт

Задавшись параметрическим рядом зеркал, составив прбграмму и просчитав на

ЭВМ значения угла обзора и коэффициента уменьшения изображения, подбирают для конкретного транспортного средства, в зависимости от его габаритных размеров, систему зеркал заднего вида с кривизной и шириной поверхности левого и правого зеркал, которые обеспечивают регламентированную зону обзора при минимальном уменьшении изображения и однозначном зрительном его вос20 приятии в разноудаленных от места водителя зеркалах, т. е. при одинаковых минимальных значениях коэффициента уменьшения изображения.

Формула изобретения

50

Система зеркал заднего вида транспортного средства, включающая левое и правое разноудаленные от места водителя, установленные с внешней стороны транспортного средства зеркала со сферическими поверхностями различной кривизны, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности движения путем достижения регламентированной зоны обзора при минимальном уменьшении изображения в левом и правом зеркалах и однозначном зрительном восприятии в них изображения, зеркала выполнены с различной кривизной и шириной поверхности, обеспечивающими следующие условия

Ь Ф мт тт ъ е.

40 где „и „вЂ” углы обзора соответственно в левом и правом зеркалах, образованные линиями, параллельными продольной оси транспортного средства, ограничивающими его поперечный без зеркал заднего вида габарит, и лучами, отраженными от крайних внешних точек левого и правого зеркал, проведенными из точки циклопического глаза водителя транспортного средства, в горизонтальной плоскости;

0 и 0„— углы, образованные лучами, проведенными из точки циклопического глаза водителя

55 к крайним точкам соответственно левого и правого зеркал заднего вида в горизонтальной плоскости.

Рис 1

Фиг.2

1594025

Составитель А. Ла пинский

Редактор И. Горная Техред А. Кравчук Корректор Н. Ко рол ь

Тираж 406 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !О1

Система зеркал заднего вида транспортного средства Система зеркал заднего вида транспортного средства Система зеркал заднего вида транспортного средства Система зеркал заднего вида транспортного средства Система зеркал заднего вида транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к наружным зеркалам заднего вида с возможностью регулировки положения зеркала с места водителя при закрытой двери

Изобретение относится к наружным зеркалам заднего вида с возможностью регулирования положения зеркала с места водителя при закрытой двери

Изобретение относится к области автомобилестроения , а именно к устройствам для крепления зеркала заднего вида на кузове транспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к конструкциям зеркал заднего вида

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к конструкциям держателей зеркал заднего вида

Изобретение относится к вертолетостроению и конструкции зеркал для наблюдения за грузом на внешней подвеске

Изобретение относится к конструкции наружного двойного зеркала заднего вида, предназначенного для установки на транспортное средство и обеспечивающего водителю обзор обстановки сзади и сбоку

Изобретение относится к боковым зеркалам заднего вида транспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться при проектировании конструкции наружного зеркала транспортного средства с возможностью регулирования положения зеркала с места водителя при закрытой двери

Изобретение относится к конструкции зеркал с обогревом, применяемых в качестве автомобильных зеркал, обеспечивающих безопасность эксплуатации транспортных средств, и может быть использовано на всех видах транспорта, а также в качестве зеркальных нагревательных панелей для обогрева помещений
Наверх