Зубчатая передача новикова

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводах общего и специального назначения. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности путем повышения изломной прочности зубьев и многопарности зацепления. В зубчатой передаче Новикова зубья на колесах имеют криволинейную в продольном направлении линию зубьев, угол наклона линии зубьев не имеет нулевого значения в пределах всей ширины зубчатого венца. Точка контакта в передаче пробегает большую траекторию, что приводит к увеличенной дуге зацепления. Последнее и является причиной увеличения многопарности зацепления и изломной прочности зубьев. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s F 16 Н 1/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

Юа04Я

УЛЩ„",.« р„ а;„, н,;.p t

Б11Б))а. д

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

du — (du siam 0,5Ьь) 4

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4606799/25-28 (22) 05.08.88 (46) 07,10.90. Бюл, М 37 (71) Ворошиловградский машиностроительный институт (72) С.В.Шевченко, Н.Л.Утутов и А,А.Стоянов (53) 621,833 (088.8), (56) Авторское свидетельство СССР

N 1330372, кл. F 16 Н 1/08, 1985, (54) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА НОВИКОВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводах общего и специального назначеИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводах общего и специального назначения, Цель изобретения — повышение нагрузочной способности путем повышения изломной прочности зубьев и многопарности зацепления.

На фиг.1 показана схема образования зуба колеса передачи; на фиг.2 — развертка зубчатого колеса.

Зубчатая передача Новикова содержит колеса с криволинейной в продольном направлении линией зубьев и переменным углом наклона линии зубьев.

Продольная линия зубьев колеса 1 определена выражением

r = — (I cos р + j з! и p) — + о

" ""Г- ()Ф-" Ф Н где о — текущий параметр, изменяющийся в пределах ния. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности путем повышения изломной прочности зубьев и многопарности зацепления, В зубчатой передаче Новикова зубья на колесах имеют криволинейную в продольном направлении линию зубьев, угол наклона линии зубьев не имеет нулевого значения в пределах всей ширины зубчатого венца. Точка контакта в передаче пробегает большую траекторию, что приводит к увеличенной дуге зацепления. Последнее и является причиной увеличения многопарности зацепления и изломной прочности зубьев. 2 ил.

Ь вЂ” ширина зубчатого венца;

d — делительный диаметр колеса;

d диаметр окружности дуги продольной линии зубьев колеса;

Pm — угол наклона линии зубьев на делительном диаметре колеса в средней торцевой плоскости;

i, j, k — орты взаимно перпендикулярных координатных осей (i и j лежат в плоскости зубчатого колеса 1, а Г совпадает с геометрической осью колеса 1).

На фиг.1 показаны зубчатое колесо 1 и инструментальная головка 2, с помощью которой реализуется переменный угол наклона зубьев в продольном направлении от фмин HB ПРаВОМ ТОРЦЕ ДО Р макс На ЛЕВОМ торце.

Наклонные зубья 3 (фиг.2) разделены впадинами 4, причем последние имеют постоянную ширину, а зубья — переменную. На двух соседних зубьях участки боковых сторон выделены линиями увеличенной толщины — зто отмечены траектории движения точек контакта, а отрезки показывают направление скорости их перемещения. Для того, чтобы угол наклона зубьев Р на всей ширине зубчатого венца Ь был отличен от нуля, параметр установки чс, инструментальной головки относительно оси колеса должен быть равен 0,5 dg sin P», а расчетный диаметр d> должен удовлетворять условию

du > Ь /sing»

Диапазон изменения угла Р ограничен значениями,В мин и Р макс

Р м = агссоз (1 — (sinPm bwdu g ) макс

Практическая реализация передачи требует определения размеров инструментальной головки — диаметра d, равного диаметру окружности дуги продольной линии зубьев колеса 1. Последнй может быть найден иэ уравнения с4 (Ь„(1 2cos Р»)

sin 2 л — 4 (mn

3!и 2 Р» сов » ) ((сов »

=О, где m> — нормальный модуль зацепления, Зубчатые колеса зацепляются друг с другом и передают повышенную нагрузку за счет увеличенного коэффициента, перекрытия.

Формула изобретения

5 Зубчатая передача, содержащая колеса с криволинейной в продольном направлении линией зубьев и переменным углом наклона линии зубьев, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной

10 способности путем повышения изломной прочности зубьев и многопарности зацепления, продольная линия зубьев колеса определена выражением

15 2 г = — (i cos y + j sin p) — +

+ М-- м) — Ф.! —"

d где р — текущий параметр, изменяющийся в пределах

b — ширина зубчатого венца;

d — делительный диаметр колеса;

25 du — диаметр окружности дуги продольной линии зубьев колеса;

P» — угол наклона линии зубьев на делительной диаметре колеса в средней торцовой плоскости;

З0 i, j, k — орты взаимно перпендикулярных координатных осей, (i и j лежат в плоскости зубчатого колеса, a k совпадает с геометрической осью колеса), 1597473

Составитель А. Верховский

Техред М.Моргентал Корректор О. Кравцова

Редактор О. Головач

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3036 Тираж 490 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Зубчатая передача новикова Зубчатая передача новикова Зубчатая передача новикова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатым передачам и может быть использовано в редукторах и передаточных механизмах силовых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах подач станков

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных реверсивных зубчатых передачах большой мощности

Изобретение относится к машиностроению, а именно к червячным передачам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве и сборке конических зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах с волновыми передачами

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и используется в импульсных приводах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх