Шарнирное соединение

 

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к светильникам. Цель изобретения - снижение трудоемкости обслуживания и расширение функциональных возможностей. Шарнирное соединение содержит неподвижный элемент 1 в виде составной из двух частей обоймы, подвижный элемент 2 в виде трубчатого стержня, вкладыши 3 и 4,пружины 5, провода 6 и крепежные элементы 7 и 8. Элемент 1 выполнен с полуцилиндрическими выступами 13, вкладыши 3 и 4 выполнены с противонаправленными углублениями 18 и 25. Элемент 2 неподвижно соединен с вкладышем 3 и подвижно - с вкладышем 4. Для осуществления фиксации элементов 1 и 2 в ином расположении достаточно приложить усилие к подвижному элементу 2 в направлении стрелки Е, затем в направлении стрелки Ж. Фиксация элементов 1 и 2 в ином расположении также обеспечивается взаимодействием углублений 18 и 25 с выступами 13. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

1606764 А 1 (19) SU(II> щ)5 F 16 С 11/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

-М АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Cb

СР

Cb 3

СЬ

1б 22

15 21 23

Ж

Раг. 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4462619/25-27 (22) 18.07.88 (46) 15.11.90. Бюл. N- 42 (71) Производственное объединение

"Ватра" им. 60-летия Советской Украины (72) И.И. Несторович, М.Н. Микула и С.И. Добровольский (53) 621. 828. 2 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1490330, 1988.

% (54) ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение .относится, к машиностроению, преимущественно к светильникам. Цель. изобретения — снижение трудоемкости обслуживания и расширение функциональных возможностей. Шарнирное соединение содержит неподвижА

2 ный элемент 1 в виде составной из двух частей обоймы, подвижный элемент

2 в виде трубчатого стержня, вкладыши 3 и 4, пружины 5, провода 6 и крепежные элементы 7 и 8. Элемент 1 выполнен с полуцилиндрическими выступами 13, вкладыши 3 и 4 выполнены с противонаправленными углублениями 18 и 25. Элемент 2 неподвижно соединен с вкладышем 3 и подвижно — с вкладышем 4. Для осуществления фиксации элементов 1 и 2 s ином расположении достаточно приложить усилие к подвижному элементу 2 в направлении стрелки

Е, затем в направлении стрелки Ж. Фиксация элеменгов 1 и 2 в ином располоЮ женин также обеспечивается взаимодействием углублений 18 и 25 с выступами 13. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

1606764

Изоб>ретение относится к машиностроению, преимущественно к светильникам местного освещения.

Цель изобретения — снижение трудоемкости обслуживания и расширение функциональных возможностей.

На фиг. 1 изображено шарнирное

: соединение, общий вид, на фиг. 2— разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, со снятой полуобоймой.

Шарнирное соединение содержит неподвижный элемент 1, подвижный элемент 2, вкладыш 3, дополнительный вкладыш 4, пружину 5, провод . 6 и крепежные элементы 7 и 8.

Неподвижный элемент 1 выполнен в виде цилиндрической обоймы с пустотелым хвостовиком и состоит из двух составных частей 9 и 10, соединенных друг с другом в продольной плоскости посредством крепежных элементов 8.

Каждая из составных частей 9 и .10 выполнена в виде цилиндрической полуобоймы с внутренней цилиндрической 25 поверхностью 11, хвостовиком 12, полуцилиндрическими выступами 13, расположенными со стороны поверхности

11, и радиальным пазом 14. При этом ось хвостовика 12 расположена перпен- 30 .дикулярно оси поверхности 11, а оси выступов 13 — параллельны оси последней.

Подвижный элемент 2 выполнен в виде трубчатого стержня.

Вкладыш 3 выполнен в виде полудиска с образующей цилиндрической поверхностью 15, плоской поверхностью 16, радиальным сквозным цилиндрическим отверстием 17, ось которого расположена 40 перпендикулярно поверхности 16, а также с полуцилиндрическим углублением

18, расположенным в выступе 19 со стороны его образующей поверхности 20, и с двумя скосами 21.

Дополнительный вкладыш 4 также выполнен в виде полудиска с образющей цилиндрической поверхностью .22, плос кой поверхностью 23, радиальным сквозным цилиндрическим отверстием 24, а также с -образным углублением 25, расположенным в выступе 26 со стороны его образующей поверхности 27, Оси углублений 18 и 25 расположены параллельно осям соответственно поверхнос тей 15, 20 и 22, 27..

Со стороны плоских поверхностей

16 и 23 могут быть выполнены углубления 28 и 29. Профиль -образного углубления 25 может быть выполнен радиусом

R (фиг. 3), центр которого расположен в точке 30 контакта крайнего выступа

31 с поверхностью 22, а er о величина равна расстоянию от точки 30 до центра 32 выступа 33 минус величина радиуса R профиля выступов 13.

Сборку соединения осушествляют следующим образом, Стержень 2 вводят в отверстие 17 вкладыша 3 и фиксируют крепежным элементом 7, затем на стержень надевают пружину 5 и дополнительный вкладыш 4.

Сжимая пру.кину 5, сближают вкладыши

3 и 4 и устанавливают их в одну из составных частей 9 и 10 обоймы, затем устанавливают ответную часть и скрепляют их крепежными элементами

8; после чего через трубчатый с=ер-. жень 2 и хвостовик обоймы пропускают провода 6.

Соединение работает следующим образом.

Для изменения положения подвижного элемента 2 относительно неподвижного элемента 1 к подвижному элементу

2 прикладывают осевое усилие в направлении стрелки Е, сжимая при этом пружину 5 до .касания между собой вкладышей 3 и 4, после чего прикладывают усилие в направлении стрелки Ж, при этом вкладыш 4, опираясь на выступ, разворачивается вокруг точки, при этом углубление 25 выходит из взаимодействия с выступом. Дальнейший поворот стержня осуществляют до требуемого расположения, соответствующего одному из положении фиксации. При снятии осевого усилия вкладыш 3 вместе со стержнем 2 перемещается под действием пружины 5. Фиксация подвижного элемента осуществляется двумя противонаправленными углублениями 18 и 25, взаимодействующими с выступами 13.

Снижение трудоемкости обслуживания шарнирного соединения достигается за счет сокращения количества манипуляций при изменении взаимного расположения элементов 1 и 2.

Расширение функциональных возможностей достигается за счет создания возможности пропустить сквозь соединение провода, трубопровод и т.д.

Формула изобретения

1. Шарнирное соединение, содержащее неподвижный элемент и расположен5

1606764 6 ные внутри его вкладыш, пружину и под- линдрических поверхностях полудисков, вижный элемент, установленный с воз- причем ось каждого углубления распоможностью поворота и фиксации в не- ложена перпендикулярно оси радиальноскольких положениях посредством высту- : го сквозного отверстия и параллельно

5: пов, размещенных в углублениях, о т — оси цилиндрической поверхности полул и ч а ю щ е е с я тем, что, с диска, причем углубление во вкладыше целью снижения трудоемкости обслуям- . имеет полуцилиндрическую форму, а в вания и расширения функциональных воз-. дополнительном вкладыше - ф-образную, можностей, оно снабжено дополнитель- 1О при этом подвижный элемент выполнен ным вкладышем,, также установленным в виде трубчатого стержня и размещен внутри неподвижного элемента, послед- в радиальных отверСтиях обоих вкладыний выполнен в виде цилиндрической шей, установленных углублениями наруобоймы с пустотелым хвостовиком, ось жу, пружина установлена между вклады.которого перпендикулярна оси обоймы, 5 шами, а стержень соединен неподвижно выступы выполнены полуцилиндрическимч с первым вкладышем и подвижно с дона внутренней поверхности обоймы, .а полнительным вкладышем. оси выступов параллельны оси обоймы, 2. Соединение по п. 1, о т л и— кажцый из вкладышей выполнен в виде ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжеполудиска с радиальным сквозным от- 20 но проводом, расположенным внутри поверстием, углубления выполнены на ци- лого стержня и пустотелого хвостовика.

1606764

Составитель В. Романенко

Редактор А. Лежнина Техред М.Дидык Корректор А. Осауленко

Заказ 3540

Тираж 530

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб ., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Шарнирное соединение Шарнирное соединение Шарнирное соединение Шарнирное соединение 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где требуется обеспечить соединение валов, передающих крутящий момент в условиях их угловых смещений

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к шарнирам для соединения вант

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления шарового шарнира

Изобретение относится к универсальным шарнирам для соединения валов, расположенных под углом друг к другу

Изобретение относится к шарнирным соединениям карданных подвесов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шаровым соединениям для передачи осевых усилий между звеньями, расположенными под углом друг к другу

Изобретение относится к машиностроению, в частности к упругим шарнирам для подвески колес автомобиля или сцепления

Изобретение относится к приспособлениям для исследования линий влияния изгибающих моментов и опорных реакций в многопролетных балках и может быть использовано в качестве учебно-методического пособия при изучении курса строительной механики, а также при - проектировании длинномерных строительных конструкций с промежуточными опорами

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к узлам крепления гасителей колебаний

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве подвижного сустава руки манипулятора робота, подвижной опоры телескопа, радара, ракеты, т.е

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров
Наверх