Ротор явнополюсной электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является улучшение охлаждения. Ротор 1 имеет на ободе 3 вентиляционные элементы 6 в межполюсном пространстве 8. Межполюсные элементы выполнены из двух боковин 13 и 14, закрепленных на основании 18. В основании выполнены отверстия 17, сообщающие полые вентиляционные элементы 6 с радиальными вентиляционными каналами 19 обода 3. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 К 9/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4623108/24-07 (22) 20.12,88 (46) 15.11.90. Бюл. ¹ 42 (71) Ленинградское производственное электромашиностроительное объединение

".Электросила" им. С.М. Кирова (72) Е.Н. Виноградов, В,К, Белянин, А.А. Дукштау и А.Б, Авроров (53) 621.313.713(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 155218, кл, Н 02 К 1/32, 1960, Авторское свидетельство СССР № 1312682; кл. Н 02 К 9/04, 1985.

„„59„„1607049 А1 (54) РОТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является улучшение охлаждения. Ротор 1 имеет на ободе 3 вентиляционные элементы 6 в межполюсном пространстве 8. -Межполюсные элементы выполнены из двух боковин 13 и

14, закрепленных на основании 18. В основании выполнены отверстия 17, сообщающие полые вентиляционные элементы 6 с радиальными вентиляционными каналами

19 обода 3, 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

1607049

25

35

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к системе охлаждения ротора явнополюсной электрической машины, Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения.

На фиг. 1 показан ротор явнополюсной электрической машины, поперечный разрез; на фиг. 2 — вентиляционный элемент, поперечный разрез; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг. 4 — дистанционные распорки вентиляционных элементов.

Ротор 1 состоит из остова 2, шихтованного обода 3, в пазах 4 которого закреплены полюса 5 и вентиляционные элементы 6, Их закрепление осуществлено с помощью клиньев 7. Вентиляционный элемент 6 расположен в межполюсном пространстве 8 так, что обеспечивает создание с обеих сторон каналов 9 и 10 для обдува сторон 11 обмотки 12 полюсов 5. Вентиляционные элементы 6 выполнены из боковин 13 и 14, изогнутых для безударного захода воздуха.

Боковины выполнены из немагнитного листового материала.

Для образования между боковинами 13 и 14 внутренних сквозных вентиляционных каналов 15 предусмотрена установка дистанционных распорок 16, изготовленных из легкого немагнитного или изоляционного материала. Сквозные вентиляционные каналы 15 соединены через радиальные отверстия 17, выполненные в основании 18, с вентиляционными каналами 19 обода 3.

Каналы 19 в ободе ротора для улучшения характеристики движения охлаждающего воздуха образованы распорками 20 так, что выпускная часть 21 канала смещена относительно заборной части 22 в сторону вращения с таким расчетом, чтобы она не перекрывала клиновой полосы спиц остова ротора, и размещена на радиальной оси межполюсного пространства. На этой же оси установлен и закреплен каждый из вен-. тиляционных элементов 6.

Для надежного закрепления и взаимосвязи деталей вентиляционных элементов левая и правая боковины 13 и 14 нижней части имеют. загнутые кромки 23 и 24, которые при сборке устанавливают под верхние заплечики 25 двутаврового основания 18.

Левая и правая боковины совместно с распорками закреплены на основании 18 с помощью крепежных деталей 26 и 27. Нижние заплечики 28 и 29 служат упорами для закрепления собранного вентиляционного элемента в пазах 4 обода 3 с помощью клиньев 7.

Дистанционные распорки 16 выполнены уменьшающимися в сторону внешнего диаметра ротора, Переменное сечение сквозных вентиляционных каналов 15, уменьшающихся в сторону внешнего диаметра ротора, способствует увеличению напора в выпускной части вентиляционного элемента и, соответственно, улучшению обдува охлаждающим потоком воздуха активных частей ротора в этой зоне, Боковины 13 и 14 соединены с распорками 16 посредством крепежных элементов 30 — 32.

Для исключения работы вентиляционного элемента в качестве заборника его выходная часть направлена навстречу вращению ротора и вынесена за пределы действия напорного эффекта внешней части полюсов.

Ротор работает следующим образом.

Воздух под воздействием вращающегося ротора 1 как большого центробежного вентилятора направляется в сторону вентиляционных каналов 19, образованных пакетами обода 3 и распорками 20. Из каналов

19 воздух поступает последовательно в отверстия 17 основания 18, а затем через вентиляционные каналы 15 вентиляционных элементов 6 выбрасывается в зазор между ротором и статором. Так как вентиляционные каналы 15 выполнены сужающимися, то здесь создается наибольший напор воздуха, т.е. охлаждающий эффект улучшается, Параллельно с потоком охлаждающего воздуха, проходящего между боковинами 13 и

14, существует поток воздуха между боковинами и боковыми сторонами обмоток полюсов. Эти потоки являются независимыми, так как охлаждают разные стороны обмоток полюсов и не подогревают друг друга.

Наличие в межполюсном пространстве вентиляционных элементов, являющихся разделительными и направляющими в этой зоне, исключает паразитические закручивания потока охлаждающего воздуха в пространстве между полюсами и тем самым способствует улучшению охлаждения обмоток и сердечников, установка, монтаж, осмотр и ревизия вентиляционных элементов могут быть выполнены без съема полюсов с обода ротора.

Формула изобретения

1, Ротор явнополюсной электрической машины, содержащий шихтованный, собранный из пакетов обод с радиальными вентиляционными каналами между пакетами, закрепленными на ободе полюса, в межполюсном пространстве между которыми установлены выпуклые в сторону вращения ротора вентиляционные элементы, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения

1607049 эффективности охлаждения, упомянутые вентиляционные элементы выполнены в виде двух закрепленных в основании двутаврового профиля боковин с дистанционными распорками переменного сечения между боковинами, образующими сквозные вентиляционные каналы, сужающиеся в сторону наружного диаметра ротора, соединенные через радиальные отверстия в основании с радиальными вентиляционными каналами обода, наружная часть которых смещена от внутренней в сторону вращения ротора и расположена по радиальной оси межполюс5 ного пространства.

2. Ротор по и, 1, отличающийся тем, что наружная часть сквозных вентиляционных каналов вентиляционных элементов направлена встречно вращению ротора, 10

1607049

Составитель А,Воинов

Техред M.Moðãåíòàë Корректор О.Кравцова

Редактор А.Маковская

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 3554 Тираж 445 Ггодписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Ротор явнополюсной электрической машины Ротор явнополюсной электрической машины Ротор явнополюсной электрической машины Ротор явнополюсной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в энергетике, машиностроении, приборостроении, горной технике, бытовой технике, где необходимо применение двигателей или генераторов с возвратно-поступательным движением якоря с повышенной энергоемкостью электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике, а точнее к электромашинным агрегатам

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей электрической машины, увеличить ее коэффициент полезного действия путем снижения потерь на вентиляцию

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры электрических машин, например тяговых электрических машин локомотивов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам и средствам охлаждения асинхронных электрических машин с одним статором и одним ротором

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей способа охлаждения вращающейся электрической машины с воздушным охлаждением и открытым охлаждающим контуром, в которой отфильтрованный механическим путем атмосферный воздух попадает через установленные по обеим сторонам вала ротора вентиляторы посредством охлаждающих каналов в статор, ротор и воздушный зазор машины, а затем снова отдается в атмосферу

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к электротехнике, в частности к особенностям конструктивного выполнения автомобильных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей охлаждения электрических машин

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к автоматическим системам контроля и регулирования температуры, а также защиты от перегрева электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к автоматическим системам контроля и регулирования температуры и защите от перегрева тяговых электрических машин, например локомотивов
Наверх