Способ изготовления подшипника скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении опор скольжения машин и механизмов, в том числе на транспортно-конвейерных линиях. Целью изобретения является - повышение износостойкости и снижение стоимости изготовления. Подшипник содержит в качестве антифрикционного текстильного покрытия нетканый материал из политетрафторэтиленовых волокон, наносимых на покрытую связующим рабочую поверхность подшипника или подложки методом электрофлокирования. Волокна предварительно разрезают и обрабатывают водным раствором алкилоламидов синтетических жирных кислот. Для повышения адгезии волокон к связующему и регулирования PH среды состав дополнительно содержит электролиты, например, метасиликат натрия, хлориты натрия, алюминия, кальция, магния, аммония, сульфаты натрия, алюминия. Индивидуальное закрепление каждой ворсинки в слое связующего, обеспечивая надежное закрепление слоя, исключает возможность его отрыва как единого целого от рабочей поверхности подшипника. 2 с.п. 4 з.п. ф-лы, 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (stls Р 16 С ЗЗ/18

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

HPÈ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ подшипника, 4 з.п.ф-лы, поверхности

1 табл. (21) 4488293/31-27 (22) 18.07.88 (46) 23,11,90. Бюл. ¹ 43 (71) Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности им.С.М.Кирова (72) Б.Н.Куценко, В.В.Дмитриев, К.С.Сурков, И.Я.Пинус и О.Ю,Назарова (53) 621,822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1201574, кл. F 16 С 33/18, 1984, (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении опор скольжения машин и механизмов, в том числе на транспортноконвейерных линиях. Целью изобретения является повышение износостойкости и снижение стоимости изготовления. Подшипник содержит в качестве антифрикционИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении опор скольжения машин и механизмов, в том числе на транспортнотехнологических линиях.

Цель изобретения — повышение износостойкости и снижение стоимости изготоB/låния.

Способ изготовления подшипника скольжения заключается в том, что антифрикционный текстильный материал получают методом электрофлокирования из предварительно нарезанных волокон, например, политетрафторэтиленовых (ПТФЭволокон), подвергнутых химической обработке, например, обработанных водным раствором алкилоламидов синтетических жирных кислот, общей формулой

БЫ 1608379 А1 ного текстильного покрытия нетканый материал из политетрафторэтиленовых волокон, наносимых на покрытую связующим рабочую поверхность подшипника или подложки методом электрофлокирования. Волокна предварительно разрезают и обрабатывают водным раствором алкилоламидов синтетических жир н ых кислот. Для по вы ш ения адгезии волокон к связующему и регулирования рН среды состав дополнительно содержит электролиты, например, метасиликат натрия, хлориты натрия, алюминия, кальция, магния, аммония, сульфаты натрия, алюминия. Индивидуальное закрепление каждой ворсинки в слое связующего, обеспечивая надежное закрепление слоя, исключает возможность его отрыва как единого целого от рабочей

R = CONH (CHzHCH20)n Н где R = С1аН21 — С вНЗ, n =- 1 — 20 с концентрацией 10 — 40 г/л, с модулем ванны 5-30, температурой 20-90 С в течение 0,5-60 мин, которые наносят на предварительно покрытую связующим рабочую поверхность подшипника или подложки, Водный раствор дополнительно содержит электролиты, например, метасиликат натрия, хлориды натрия, алюминия, кальция, магния, аммония, сульфаты натрия, алюминия.

Применение метода электрофлокирования для создания антифрикционного слоя из ПТФЭ-волокон на рабочей поверхности подшипника или подложки приводит к тому, что ворсинки ПТФЭ-волокон, ориентируясь

1б08379 перпендикулярно к рабочей поверхности, закрепляются одним концом в предварительно нанесенном на нее связующем, образуя поверхность в видс: ковра.

Антифрикционный слой оказывается образованным на 100 7, из ПТФЭ-волокон, Отсутствие в нем волокон, не обладающих антифрикцион ными свойствами, г1овы шает эксплуатационные свойства подшипника, обеспечивая работу с наименьшими потерями на трение.

Индивидуальное закрепление одного конца каждой ворсинки в слое связующего, обеспечивая надежное закрепление слоя, исключает возможность его отрыва как единого целого от рабочей поверхности, Способ реализуют нанесением ворса из

ПТФЭ-волокон методом электрофлокирования на рабочую поверхность подшипника скольжения или подложку. Предварительно поверхность покрывают слоем связующего, а ворс из ПТФЭ-волокон подвергают химической обработке.

ПТФЭ-волокна нарезают на резательных машинах на определенную длину, В связи со сложностью получения ворса из жгута волокна смачивают в растворе моноэтаноламида (МЭА) синтетических жирных кислот в концентрации 1 — 2 или раствором ЛМСР в таких же концентрациях.

Химическая подготовка ворса заключается в обработке нарезанных волокон раствором МЭА в указанных концентрациях, Пропитку осуществляют следующим образом, Вначале растворяют МЭА, взвешивая необходимое количество и растворяя при температуре 80 †90. Затем доводят температуру раствора до требуемой по рецепту (или охлаждением, или разбавлением холодной водой).

С целью увеличения адгезии к связующему за счет увеличения поверхности реагирования и изменения рН-среды в пропитывающий раствор вводят электролиты или их смеси, например, метасиликат Na.

Электролиты и их смеси образовывают на поверхности кристаллы после высушивания, частично нарушая гладкость поверхности, что обеспечивает более прочный контакт при взаимодействии волокна с клеем. Указанные электролиты или их смеси берутся в больших концентрациях от 20 до

100 г/л. обработка в течение 2 ч. Только концентрированные растворы электролита в указанном диапазоне обеспечиваю эффект усиления адгезии.

Увеличение концентрации выше 100 г/л приводит к ухудшению электрофизических свойств ворса, разделяемости и электропроводности. Получается низкое качесгво материала и большое количество обработки ссыпается с волокна и магериала.

Затем ворс высушивается (либо в су5 шильном шкафу при определенной температуре, либо на воздухе в течение длительного времени), После этого в течение 0,5 — 5 мин отмывают холодной водой (20 — 30 C) излишки электролита. В данном

10 случае МЭА незначительно смывается холодной водой, что не влияет на свойства ворса, так как он растворяется в горячей воде и прочно удерживается на волокне.

Затем ворс опять сушится.

15 Пример, Для получения электрофлокированного материала для подшипника скольжения используют ворс длиной 0,7-1 мм, линейной плотностью 0,33 текс, который обработан составом: моноэтаноламид концен20 трацией 25 г/л и метасиликат Ма концентрацией 25 г/л при модуле ванны 20, температуре обработки 80 С и времени обработки 40 мин при перемешивании. Затем ворс отжимают до 200 /, и cym r в сушилке

25 при t = 90 — 100 С в течение 1 ч, после сушилки ворс промывают холодной водой (t = 1820 С) в течение 1 мин. После этого ворс опять отжимают до 200 /, и сушат при 3040 С в сушилке до влажности 1 — 1,5 /. После

30 высыхания ворс калибруют путем просеивания через сито с размерами ячеи 0,5 мм для удаления некачественного ворса и спутанных комков.

Для получения образцов готовят клей, 35 состоящий из трех элементов в следующем соотношении, мас.ч,;

Смола "декалит" 100

Г1родукт г1 — 20 40

Двуокись Т! 30

40 Смешивание производят при комнатной температуре (20 С).

Клей наносят на металлические пластинки и х/б ткань с помощью ракли толщиной 0,3-0,4 мм.

45 Обработанный ворс загружают в бункер электрофлокатора. На нижний электрод устанавливают металлическую пластинку с нанесенным клеем. Электрофлокирование производят при напряженности электриче50 кВ ского поля 4 —, расстоянии между электсм родами 10 см и напряжении на высоковольтном генераторе 40 кВ. Вибрация бункера с ворсом 10 Гц (600 колебаний

55 в 1 мин). Время флокирования до плотности

40 — — в течение 1 мин. После этого образец мм сушат в сушильном шкафу.

1Ь08379

Количество циклов до разру! Предлагае нетканого мат

ПТФ -волоко> ч 3 сбуMàæíо

543 ныи

Составитель Н.Долженкова

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор С.Шекмар

Редактор О.Головач

Заказ 3603 Тираж 535 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитсга по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Затем производят чистку поверхности щеткой для удаления незакрепленного ворса «o pe e q T его физико-механические свойства: износостойкость, адгеэию, плотность. 5

Известный и предложенный подшипники оценивают по истиранию антифрикционного рабочего слоя. Испытания проводят на приборе ИТ вЂ” 3 при нагрузке 3 кгс, абразив— наждачная бума а, 10

Износостойкость оценивают по количеству циклов до разрушения антифрикционного слоя.

Результаты в таблице, Использование для производства пред- 15 лагаемых подшипников скольжения благодаря применению технологии согласно предложенному способу позволяет снизить стоимость подшипников в 5-10 раз с одновременным повышением износостойкости в 20

1,1 раза.

Формула изобретения

1. Способ изготовления подшипника скольжения, заключающийся в нанесении 25 на его рабочую поверхность антифрикционного текстильного покрытия и прикреплении его к поверхности с помощью связующего материала, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения износо- 30 стойкости и снижения стоимости иэготовления, антифрикционное текстильное покрытие получают методом злектрофлокирования из предварительно нарезанных и подвергнутых химической обработке волокон, 2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала волокон используют политетрафторэтилен, 3. Способ по п.1, отличающийся тем, что химическую обработку волокон осуществляют водным раствором алкилоламидов синтетических жирных кислот общей формулы

R C0NH (CH2CH20)n Н, где R = C10H21 — С щНз7; п=1 — 20, с концентрацией 10 — 40 г/л, с модулем ванны 5--30, температурой 20 — 90 С в течение

0,5-60 мин.

4. Способ поп.3,отл ича ющийс я тем, что, с целью повышения надежности подшипника за счет увеличения адгезии волокон к связующему, водный раствордопрлнительно содержит электролиты.

5. Способпоп4, отличающийся тем, что в качестве электролитов используют вещества, выбранные иэ группы, содержащей метасиликат натрия, хлорид натрия, хлорид алюминия, хлорид кальция, хлорид магния, хлорид аммония, сульфат натрия и сульфат алюминия.

Способ изготовления подшипника скольжения Способ изготовления подшипника скольжения Способ изготовления подшипника скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам производства подшипников скольжения

Изобретение относится к порошковой металлургии и может быть использовано для самосмазывающихся подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может применяться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности, в частности к изготовлению изделий из модифицированной древесины, и может найти применение в мебельной промышленности, машиностроении, сельхозстроении как заменитель подшипников скольжения

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области создания антифрикционных материалов на основе прессованной древесины и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения, испытывающих кроме радиальных нагрузок осевые перемещения и динамические нагрузки
Наверх