Задвижка

 

Изобретение относится к вакуумной технике, а именно к вакуумной арматуре, и может быть использовано для герметичного перекрытия вакуумных систем. Цель изобретения - повышение надежности работы задвижки за счет упрощения конструкции узла поджатия и поджатия шибера к седлу без перекосов равномерно распределенной нагрузкой по периметру в зоне расположения уплотнителя. В корпусе 1 задвижки размещены шибер 5 и опорная тяга 8, выполненные в виде усеченно-конических дисков, связанных приводом. На опорной тяге 8 выполнен буртик 9, на котором установлена силовая обойма 13, выполненная в виде кольца с наклонными пазами, которые взаимодействуют с роликами 15, осями которых служат подвижные элементы (шарики 16). 8 ил.

СОЮЭ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (39> (И) (51)5 F 16 К 3/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ к АатоРскому сВидетельстВу (54) ЗАДВИЖКА

ГОСУ АРСТВЕКНЫЙ КОМИТЕТ

ПО И БРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ Т СССР (2 I ) 4492850/40-29 (22) 12.10.88 ,(46) 30.11.90. Вюл. 1(44 (72) В,А,Макаров, А.Е.Клубков и Г.Р.Фавзиев (53) 621.646(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И 111 4842, кл. F 16 К 3/1 О, 1982.

Авторское, свидетельство СССР

У 1513278, кл. F 16 К 3/10, 1987. (57) Изобретение относится к вакуум- ной технике, а именно к вакуумной арматуре, и может быть использовано для герметичного перекрытия вакуумных систем. Цель изобретения — повышение надежности работы задвижки за счет упрощения конструкции узла поджатия и поджатия шибера к седлу 6es перекосов равномер2Þ ff

1610170 но распределенной нагрузкой по периметру в зоне расположения уплотнителя, В корпусе 1 задвижки размещены шибер 5 и опорная тяга 8, выполненные в ниде усеченно-конических дисков, связанных приводом. На опорной тяге

Изобретение относится к вакуумной технике, а именно к вакуумной арматуре, и может быть использовано для rep метичного перекрытия вакуумных систем.

Цель изобретения — повышение надежности работы задвижки за счет упрощения конструкции узла поджатия и поджатия шибера к седлу без перекосов, 20 равномерно распределенной нагрузкой по периметру в зоне расположения уплотнителя.

На фнг. 1 изображена задвижка в положении 11Уплотнено", разрез; на фиг. 2 — то же, в положении "Разуплотнено; на фиг. 3 — разрез А-А на фиг. 1 (в уменьшенном масштабе); на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 2 (в уменьшенном масштабе); на фиг. 5 раздвижка в положении 110ткрыто11; на фиг. 6 — узел I на фиг. 3 (в увеличенном масштабе); на фиг, 7 — узел

II на фиг. 4 (в увеличенном масштабе); на фиг. 8 — разрез  — В на фиг. 6 .

Задвижка содержит корпус 1 с упором 2 и патрубками 3 и 4. Шибер 5 с внутренней глухой цилиндрической расточкой, уплотнителем 6, канавками 7 и опорная тяга 8 с буртиком 9 выполнены в виде усеченно-конических дисков, установлены в корпусе 1 и связаны посредством упругих элементов 1 0 с осью 11, шаРнирно закреп- 45 ленной в корпусе 1. Кроме того, шибер 5 и опорная тяга 8 центрируются подвижно в осевом направлении друг относительно друга указанной цилиндрической расточкой с буртиком 9 и

50 стянуты пружинами 12 ° На буртик 9, между боковыми коническими поверхностями шибера 5 и опорной тяги 8, подвижно в окружном направлении установлена силовая обойма 13 с наклонными пазами 14 (фиг. 3), в которых уста5S новлены тела качения в виде роликов

15 (фиг. 1), осями которых являются поджимные элементы — шарики 16, по8 выполнен буртик 9, на котором установлена силовая обойма 13, выполненная в виде кольца с наклонными пазами, которые взаимодействуют с роликами 15, осями которых служат поджимные элементы (шарики 16) . 8 ил. стоянно находящиеся в контакте друг с другом. Кроме того, один из них упирается в боковую коническую поверхность опорной тяги 8, а другой расположен в канавке 7 шибера 5. При этом они одновременно отделены друг от друга внутренним цилиндрическим буртиком (фиг. 8), выполненным по форме шариков 16, препятствующим смещению роликов 15 относительно последних.

На ролике 15 выполнены заплечики ,17, фиксирующие его относительно силовой обоймы в осевом направлении.

Ширина паза 1 4 (фиг. 6), ограничен-. ная кромками ctи о, несколько больше диаметра ролика 15, чем обеспечивается качение указанного ролика по той или другой кромке без скольжения. Силовая обойма 13 (фиг. 3) шарнирно связана с осью 11 (фиг, 1) рычагами 18 и 19 (фиг. 3). Привод 20 установлен в верхней части корпуса I, а выходной вал привода 20 шарнирно связан с винтом 21, который установлен в корпусе 1 .на сферическом подшипнике 22. Тяга 23 установлена в корпусе 1 и связана с ним сильфоном 24.

Кроме того, в тяге 23 выполнена глухая цилиндрическая расточка с резьбовой нарезкой, сопряженная с винтом

21, а другой конец ее шарнирно связан с рычагом 18.

Для исключения возможности касания шибера 5 в процессе работы с патрубками 3 и 4 в любом установочном положении задвижки, силовая обойма 13 подвижно связана с направляющей 25, закрепленной в корпусе 1. На оси 11 (фиг. 1) установлена пружина 26 кручения, один конец которой закреплен на указанной оси, а другой — на кор- . пусе 1. В положении Разуплотнено

11 lI (фиг. 2), когда шибер 5 расположен напротив условного прохода задвижки и в любом другом положении механизма, момент от веса механизма задвижки уравновешивается моментом кручения

161 пружины 26.

Задвижка работает следующим об1 разом.

3a исходное положение принято положение "Открыто" (фиг. 5) . В этот момент ролики 15 (фиг. 7) находятся в крайнем верхнем положении наклонных пазов 14 силовой обоймы 13 и прижаты к кромке 5, сильфон 24 (фиг.5) сжат, а пружина 26 кручения находится в скрученном состоянии.

При пуске привода 20 вращение его ваю а передается на винт 21, который, вращаясь в сферическом подшипнике

22, взаимодействует с винтовой нарезкой тяги 23. Последняя, разжимая сильфон 24, поворачивает на оси 11 (фиг. 2) механизм задвижки в сторону условного прохода, При этом край силовой обоймы 13 скользит в направляющей 25 корпуса 1 а пружина 26 кручен я, раскручиваясь, способствует этоМу движению и исключает возможность преждевременного срабатывания задви>кки на уплотнение. Положение, при котором шибер 5 и опорная тяга 8 устанавливаются напротив условного прохода задвижки, фиксируется контактом их с упором 2 (фиг. 4) корпуса 1 .

Щри дальнейшем движении тяги 23, рычаг 18, поворачиваясь на оси 11 (фиг. 1), посредством рычага 19 (фиг. 4) поворачивает силовую обойму 13 на буртике 9 (фиг. 1) . При этом кромка и наклонного паза 14 (фиг. 6) перемещается по боковой поверхности ролика 15 и приводит его во вращение. Ролик 15, удерживая силовую обойму 13 (фиг. 1) от осевого смещения заплечиками 17 (фиг. 8), в свою очередь, воздействует на шарики 16 и внедряет их между коническими поверхностями шибера 5 (фиг. 1) и опорной тяги 8. Вращаясь вокруг своих центров, шарики 16 перемещаются к оси условного прохода по конической поверхности опорной тяги 8 и канавкам 7 шибера 5. При этом опор ная тяга 8 и шибер 6 разъединяются, перемещаясь по буртику 9 в осевом направлении друг относительно друга и силовой обоймы 13, сжимая пружины

1 2 и деформируя упругие элементы 1 О.

Опорная тяга 8 прижимается к торцу патрубка 3, а шибер 5 — к седлу пат рубка 4, деформируя уплотнитель 6, обеспечивая тем самым его герметич0l 70 6 ное пе рек рытие, что фик сируетс я остановкой привода 20 (фиг. 3) .

Разуплотнение и открытие задвижки

5 происходят в обратной последовательности.

При реверсивном включении привода.

20 вращение его вала передается на винт 21, который, вращаясь в сферическом подшипнике 22, взаимодействует с винтовой нарезкой тяги 23, а последняя, сжимая ильфон 24, поворачивает на оси 11 (фиг, 1) рычаг 18 (фиг. 4), который посредством рычага 19 поворачивает силовую обойму 13 на буртике 9 (фиг. 2). При этом кром ка Я наклонного паза 14 (д>иг. 7) поджимается к боковой поверхности ролика 15 и, перемещаясь по ней, приво20 дит его во вращение. Ролик 15, удерживая силовую обойму от осевого смещения заплечиками 17 (фиг. 8), в свою очередь, воздействует на шарики 16, которые, вращаясь вокруг своих цент25 ров, перемещаются по конической поверхности опорной тяги 8 (фиг. 2) и

1канавкам 7 шибера 5 от оси условного прохода. При этом опорная тяга 8 и шибер 5 с уплотнителем 6 соединяются, перемещаясь в осевом направлении по буртику 9, торцовыми поверхностями обеспечивая разуплотнение задвижки и освобождая патрубки 3 и 4, чему способствует пружина 12 и упругие элементы 1О. Разуплотнение заканчи35 вается в тот момент, когда верхний торец наклонного паза 14 (фиг. 7) достигает боковой поверхности ролика 15. При этом образуется жесткая

40 связь опорной тяги 8 (фиг. 4) и шибера 5 с силовой обоймой 13 и. рычагами 18 и 19.

При дальнейшем движении тяги 23

45, механизм задвижки поворачивается на оси 11 (д>иг. 2), освобождая упор 2 (фиг. 5) . Нижний край силовой обоймы

13 скользит в направляющей 25 корпуса 1, а пружина 26 кручения закручивается на оси 11 (фиг. 2) . Момент полного освобождения условного прохода задвижки фиксируется остановкой привода 20 (фиг. 5) .

Формула изобретения

Задвижка, в корпусе которой размещены опорная тяга и шибер, выполненные в виде связанных с приводом! 610170 усеченно"конических дисков, между которыми установлены поджимные элементы, причем шибер снабжен силовой обоймой, зафиксированной в осевом направлении относительно поджимных элементов, отличающаяся тем, что, с целью повыщения надежности работы, силовая обойма выполнена н виде кольца с наклонными пазами, в которых установлены тела качения, а поджимные элементы выполнены в виде осей тел качения, причем один из дисков снабжен буртиком, центрирующим силовую обойму.

I 610! 70

А-А б-b

1610170! 6l 0l 70

 — В

U 1о

Фиг. 8

Составитель Т. Иванова

Техред М.Ходанич Корректор М. Пожо

Редактор И. Касарда

Заказ 3724 Тираж 562 Подписное

ВНИИХИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Задвижка Задвижка Задвижка Задвижка Задвижка Задвижка Задвижка 

 

Похожие патенты:

Задвижка // 1536130
Изобретение относится к вакуумной технике, а именно к вакуумной арматуре, и может быть использовано для перекрытия вакуумных систем

Изобретение относится к коммутационной аппаратуре вакуумных систем с электромеханическими средствами управления

Задвижка // 1513278
Изобретение относится к вакуумной технике и может быть использовано для герметичного перекрытия вакуумных систем

Задвижка // 1464001
Изобретение относится к вакуумной технике, а именно к вакуумной арматуре

Изобретение относится к вакуумной технике и может быть использовано для перекрытия закуумных систем с давлением вьше Г

Задвижка // 1355820
Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в условиях с высокньш требованиями к герметичности затвора

Затвор // 1335769
Изобретение относится к арматуростроенйю, в частности .к запорным Отмрйгто устройствам

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в оросительных сетях

Изобретение относится к вакуумной технике и предназначено для герметичного перекрытия сверхвысоковакуумных коммуникаций

Задвижка // 2244863
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в закрытых помещениях в качестве запорного органа в трубопроводах с жидкими и газообразными средами в атомной, энергетической и других областях промышленности

Изобретение относится к вакуумной технике, к вакуумным затворам и шиберам и предназначено для использования в высоковакуумных системах, допускающих прогрев до 400°С

Изобретение относится к вакуумному затвору для отделения камеры осаждения и части электронной пушки вакуумного устройства и может найти применение при производстве полупроводников, тонких пленок, жидких кристаллов и других изделий с тонкопленочными покрытиями

Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может быть использовано практически во всех отраслях промышленности

Изобретение относится к запорной арматуре высоковакуумных систем и предназначено для многокамерных установок молекулярно-лучевой эпитаксии, установок переноса, других исследовательских и технологических систем

Изобретение относится к запорной арматуре высоковакуумных систем и предназначено для многокамерных установок молекулярно-лучевой эпитаксии, установок переноса, других исследовательских и технологических систем

Задвижка // 2014536
Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в качестве запорного или регулирующего устройства в напорных трубопроводах различного назначения

Изобретение относится к трубопроводной запорно-регулирующей арматуре
Наверх