Способ контроля соосности валов машин

 

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, применяемой в монтажных работах для контроля соосности валов машин, соединяемых в агрегат. Целью изобретения является повышение точности контроля соосности машин, одна из которых имеет крепительный фланец. Способ заключается в том, что измеряют радиальное и осевое биения конструктивных элементов одной машины относительно конструктивных элементов другой, измерительный узел закрепляют на валу первой машины и измеряют его радиальное биение относительно цилиндрической поверхности заточки крепительного фланца второй машины, имеющего значительно большие, чем валы и установленные на них полумуфты, размеры и высокую чистоту обработки, а осевое биение - относительно опорного торца указанного фланца. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 G 01 В 5/24, 5/25

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21 ) 4485857/25-28 (22) 21.09.88 (46) 15.12.90. Бюл. № 46 (72) В. А., Шафранский (53) 531.717 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 771458, кл. G 01 В 5/25, 1977. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ СООСНОСТИ

ВАЛОВ МАШИН (57) Изобретение относится к области контрольно-измерительной технике, применяемой в монтажных работах для контроля соосности валов машин, соединяемых в агрегат. Целью изобретения является повышение

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано. при монтажных работах для контроля соосности валов машин, соединяемых в агрегат.

Цель изобретения — повышение точности ко1!троля ссюсности машин, одна из которых имеет крепительный фланец.

На чертеже показана схема, поясняющая способ контроля.

Способ осуществляют следующим образом.

На фундаментной плите 1 закрепляют машину 2 (например, нагрузочный генератор), на валу 3 которой закреплена полумуфта

4. С предварительной соосной ориентацией соосно с валом 3 на плиту 1 на прокладках 5 устанавливают вторую машину (например, испытываемый двигатель), на валу

7 которой закреплены полумуфта 8. На валу

3 первой машины посредством штанги 9, стойки 10 и зажимов 11 и 12 устанавливают измерительный узел, например индикатор

13 с измерительным наконечником. Вторая машина имеет крепительный фланец 14 с цилиндрической поверхностью заточки 5 и опорным торцом 16. ц„ЯЦ„„1613843 А 1 точности контроля соосности машин, одна из которых имеет крепительный фланец. Способ заключается в том, что измеряют радиальное и осевое биение конструктивных элементов одной машины относительно контструктивных элементов другой, измерительный узел закрепляют на валу первой машины и измеряют его радиальное биение относительно цилиндрической поверхности заточки крепительного фланца второй машины, имеющего значительно большие, чем валы и установленные на них полумуфты, размеры и высокую чистоту обраоотки, а осевое биение — относительно опорного торца указанного фланца. 1 ил.

Контроль соосности валов 3 и 7 ма.пин осуществляют в следующей последовательHOCTH.

Измерительный наконечик индикатора

13 подводят к заточке !5 и фиксируют индикатор 13 зажимами ! и 12 относительно вала 3. проворачивают вал 3 вместе с индикатором 13 и контролируют величину радиального биения заточки 15 крепительного фланца 14 относительно вала 3. При затруднении поворачивания вала 3 зажим

12 устанавливают на валу 3 с возможностью вращения на нем с фиксацией от перемещения вдоль его оси (например, прижимают с обеспечением скольжения к выступу вала 3 со стороны подшипникового щита). При этом вал 3 не проворачивают, а врагцают на валу 3 зажим 12 с закрепленными на нем стойкой 10, зажимом 11, штангой 9 и индикатором 13.

Подбором B poK. iа lola 5 впуска ют поднимают ось вала 7 и обеспечивают íaèменьшую требуемую величину радиального биения заточки 15, т.е. осуществляют частичную центровку валов 3 и 7. После этого наконечик индикатора !3 подводят к поверхности опорного TopliH 16 (показано пунк1 з тиро») и аналогично описанному контролируют величину осевого биения опорного торца 16 крепительного фланца 14.

Подбором прокладок 5 обеспечивают наименьшую требуемую величину указанного

; биения, т.е. осуществляют полную центров ку валов 3 и 7.

Для ускорения процесса проверки могут быть использованы одновременно два индикатора, устанавливаемые на вал 3 посред, ством общего зажима 12.

Благодаря тому, что крепительный фла1 нец 14 выполнен с высокой точностью конi центричности (соосности) с валом 7 машины

6, достижение наименьших величин радиального биения заточки 15 и осевого биения опорного торца 16 фланца 14 машины 6 относительно вала 3 машины 2 обеспечивает

1 высокую точность соосности самих валов 3 и 7.

Таким образом, точность проверки соос1 ности валов машин (и следовательно, точность их центровки) при контроле взаимного положения пары фланец одной машины— вал другой машины превышает точность про613843 верки соосности при контроле взаимного положения пары полумуфта одной машины — полумуфта другой машины по известным способам благодаря большим размерам фланца 14 и его высокоточной обработке.

Кроме того, установка индикатора «е на наружной поверхности полумуфт, имеющей невысокую чистоту и точность обработки, а непосредственно на валу исключает необходимость проворачивания валов ма!пин.

Формула изобретения

Способ контроля соосности валов машин, заключающийся в измерении радиального и осевого биения конструктивных элементов первой машины относительно конструктивных элементов второй машины. отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля соосности валов машин, одна из которых имеет крепительный фланец, изме20 рительный узел устанавливают на валу первой машины и измеряют его радиальное биение относительно цилиндрической поверхности заточки крепительного фланца, а осевое — — относительно его торца.

Составитель Е. Родионова

Редактор A. Огар Техред A. Кравчук Корректор Л. Осауленко

Заказ 3884 Тираж 501 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж- — 35, Раугвская наб., д. 4!5

Производственно-издательский комбинат «Г!атснт», г. Ужгород, ул. Гагарина, 01

Способ контроля соосности валов машин Способ контроля соосности валов машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения центров отверстий и центрирования деталей, внутренняя поверхность которых имеет круглую, эллиптическую, квадратную или многоугольную форму

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения взаимного положения оси вращения ротора с осью расточки цилиндра турбины

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к средствам центрирования

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения центра отверстия в корпусных деталях

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, применяемой в общем машиностроении, и может быть использовано для центровки роторов

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам центровки роторов по муфтам

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх