Статор электрической машины

 

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается конструкции крепления и фиксации на корпусе статора лобовых частей обмотки крупных электрических машин . Цель изобретения - повышение надежности путем исключения замыканий обмотки статора на корпус. Статор электрической машины содержит корпус 1, к которому присоединен сердечник 4. В пазах сердечника 4 уложены стержни 9 и 10 обмотки статора. Лобовые части 11 и 12 значительно выступают за пределы сердечника. Бандажные кольца 16 выполнены из электроизоляционного материала, например из стеклотекстолита, и закреплены составными частями кронштейна, которые снабжены хвостовыми элементами. Кронштейн выполнен из изоляционного материала. При больших диаметрах машин бандажные кольца могут быть выполнены составными. Кронштейны могут быть зафиксированы на концах стяжных шпилек 7. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю Н 02 К 3/50

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4325950/24-07 (22) 10.11.87 (46) 30.12.90. Бюл. М 48 (71) Лениградское производственное электромашиностроительное объединение

"Электросила" им.С. М, Кирова (72) Е.Н. Виноградов, А.А.Дукштау, Т.В.Тарасова и С.С.Воскобойникова (53) 612.313.04 (088.8) (56) Домбровский В.В. и др, Проектирование гидрогенераторов. Л.: Энергия, 1968, с.83 — 86. (54) СТАТ0Р ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к области электромашиностроения и касается конструкции крепления и фиксации на корпусе статора лобовых частей обмотки крупных электрических машин. Цель изобретения—

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается конструкции крепления и фиксации на корпусе статора лобовых частей обмотки крупных электрических машин, Целью изобретения является повышение надежности путем исключения замыкания обмотки статора на корпус.

На фиг, 1 изображен общий вид статора электрической машины вертикального исполнения (гидрогенератора); на фиг. 2 — в увеличенном масштабе фиксация бандажного кольца в кронштейне, установленном на концах стяжных шпилек сердечника статора; на фиг. 3-4 — фиксация бандажного кольца в кронштейне, который крепится к нажимной плите сердечника статора; на фиг. 5 — варианты сопряжения концевых,, Ж,, 1617537 А1 повышение надежности путем исключения замыканий обмотки статора на корпус. Статор электрической машины содержит корпус 1, к которому присоединен сердечник 4.

В пазах сердечника 4 уложены стержни 9 и

10 обмотки статора. Лобовые части 11 и 12 значительно выступают за пределы сердечника, Бандажные кольца 16 выполнены из электроизоляцион ного материала, например из стеклотекстолита, и закреплены составными частями кронштейна, которые снабжены хвостовыми элементами. Кронштейн выполнен из изоляционного материала. При больших диаметрах машин бандажные кольца могут быть выполнены составными. Кронштейны могут быть зафиксированы на концах стяжных шпилек 7. 3 з.п.ф-лы. 5 ил, элементов составных частей бандажного кольца.

Предлагаемая конструкция статора электрической машины вертикального исполнения (фиг.1) содержит корпус 1, к которому посредством соединительных деталей— клиньев 2 и косынок 3 — присоединен шихтованный сердечник 4, собранный из отдельных сегментов, штампованных из тонколистовой электротехничаской стали. Окончательно собранный и опрессованный сердечник

4 с торцовых сторон зафиксирован нажимными гребенками 5 и 6, которые стянуты шпильками 7 с гайками 8. В пазах сердечника 4, выполненных no eceA окружности внутреннего диаметра 01, уложены стержни 9 и 10 обмотки статора. Лобовые концевые части 11 и 12 стержней 9 и 10

1617537

30

55 значительно выступают за пределы торцовых 13 и 14 сердечника 4.

С целью уменьшения вибраций стержней их концевые части 11 и 12 скреплены бандажной вязкой 15 и бандажными кольцами 16, С целью исключения возможных замыканий на корпус по сравнению с известными бандажными кольцами в данном статоре предлагается бандажные кольца 16 выполнять из изоляционного материала, например из стеклотекстолита, что исключает применение дорогостоящей немагнитной стали. Кроме того, изготовление бандажных колец 16 из стеклотекстолита позволяет исключить технологические операции, применяемые по изолировке бандажных вязок 15, а это в свою очередь экономит электроизоляциенные материалы.

При значительно больших диаметрах машины и соо ьетственно сердечника статора предлагаемая конструкция бандажных колец 16 может быть выполнена составной, состоящей из отдельных частей 17, как и статор из отдельных секторов, Ввиду возможного изготовления бандажных колец 16 из частей 17 предлагаются варианты возможного их соединения в местах стыков. Варианты предусматривают сопряжение с помощью замковых элементов и крепежа. Бандэжные кольца 16 к концевым частям 11 и 12 крепят бандажными вязками из соо ветствующего шнура. С внешней стороны бандажные кольца 16 закреплены для удобства сборки и надежности составными кронштейнами 18(фиг.2), которые снабжены хвостовь ми элементами 19.

В закрепленном и "обранном состоянии кронштейны 18 вместе с концевыми частями 11 и 12, а также. бандажными кольцами 16 зафиксированы на концах стяжных шпилек 7 и при.каты гайками 8. В д."нном случае увеличение длины шпилек не т ебуется, так как имеющиеся свободные концы предусмотрены для фиксации и установки гидравлического пресса при скончательной опрессцвке сердечника статора.

Обычно после окончательной ollpBccoU ки сердечника и проверки его плотности и испытаний технологические, удлиненные концы стяжных шпилек 7 срезают, оставляя 10-15 мм над гайками 8. В данном случае подрезку стяжных шпилек 7 делать не надо, так как на этих концах будут закреплены кронштейны 18. такж» изготовленные из электроизоляционного материала, После установки кронштейнов 18 на концах шпилек 17 кронштейны будут обжаты гайками 8, Для удобства сборки и надежной фиксации кронштейны 18 выполнены составными и состоят из основания 20 и накладки 21 с соответствующими пазами, имеющими форму поперечного сечения бандажного кольца 16. Для плотной и надежной фиксации бандажного кольца 16 основание 20 и накладку 21 предусмотрено обжать посредством болта 22 и гайки 23, Кронштейны 18 вместе с концевыми частями 11 и 12 и бандажными кольцами 16 можно закрепить непосредственно на плитах 5,6 нажимных гребенок через переходной элемент 24 углового профиля крепежными деталями типового исполнения (см,фиг.3,4).

Для обеспечения равномерной и надежной фиксации бандажного кольца 16 вместе с концевыми частями 11 и 12 предусмотрено равномерное расположение по окружности кронштейнов в количестве, требуемом соответствующим расчетом.

Технико-экономическая эффективность изобретения состоит в повышении надежности и упрощении сборки и фиксации концевых частей стержневой обмотки статора электрической машины, да и не только стержневой. Кроме того, исключаются операции по срезке технологических концов стяжныХ шпилек после окончательной опрессовки сердечника, cDормула изобретения

1. Ста",îð электрической машины,,содержащий корпус, сердечник, нажимные плиты со стяжными элементами, обмотку ста гора, лобовые части которой закреплены бандажными кольцами, установленными на кронштейнах, отл и ч а ю шийся тем, чго, c: елью повышения надежности путем искл ..чения замыкания обмотки статора на корпус, бандажные кольца и кронштейны выполнены иэ электроизоляционного материала, при этом каждый кронштейн в аксиальном направлении выполнен составным из двух частей, которые соединены между собой..". Статор по и 1, отличающийся ем, что бандажные кольца выполнены из э1дельных частей, имеющих выступы и впа дины, посредством которых они соединяются между собой, и дополнительно стянуты крепящими элементами.

3, Статор по и 1, отличающийся тем, что одна из частей кронштейна имеет отверстие для его фиксации на стяжных элементах статора.

4. Статор по п.1, о т л и ч а ю щ и ul с я тем, что к одной из частей кронштейна прикреплен элемент углового профиля, посредством которого он прикреплен к нажимной плите.

1617537

f5

Pus. 2

3617537

1617537

17 ® 1

17 16 17, 17 1б 17

17 16

Фиг. 5

Составитель Ю,Чернавский

Редактор G.Спесивых Техред M.Ìîðråíòàë Корректор J1.Бескид

Заказ 4124 Тираж 444 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к технологическим приспособлениям для изготовления электрической машины и может быть использовано в электромашиностроении при формировании, креплении , изоляции и электрическом монтаже обмоток

Изобретение относится к производству электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных Турбои гидрогенераторах

Изобретение относится к крупным электрическим машинам

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх