Ротор электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - улучшение охлаждения. Ротор содержит обмоткодержатель 1, закрепленный на ободе 2, и центрирующее кольцо 3. В пазах обода 2 размещена двухслойная стержневая обмотка. В зазорах между стержнями 5 наружного слоя установлены коробчатые распорные элементы, образующие каналы. Стержни 4 внутреннего слоя обмотки опираются на изоляционные стержни 8, также образующие каналы. На торцовой поверхности обмоткодержателя 1 закреплены радиальные ребра 12. При вращении ротора ребра 12 создают вентиляционный эффект. Охлаждающий газ поступает между обмоткодержателем 1 и кольцом 3. Далее газ проходит двумя потоками по каналам между стержнями и выходит наружу через кольцевой канал 11. Изобретение обеспечивает равномерное течение потока вдоль стержней и интенсивный теплоотвод. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕ1СКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (!9) (I I) I 670746 А1 (sI)s Н 02 К 3/50

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКН Г СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 па тп (21) 4630884/07 (22) 02.01.89 (46) 15.08.91. Бюл. N 30 (71) Произ водствен ное объединение "Уралэлектротяжмаш" им. В.И, Ленина (72) О,Л. Вербер, С.И. Жоров, 6.А. Розина и

В.А, Зиннер (53) 621.313.713(088.8) (56) Алексеев А.Е., Конструкция электрических машин. ГЭИ, M-Л. 1958, стр. 53 рис.

2 — 25.

Авторское свидетельство СССР

N -1065970,,кл,,Н 02 К 3/51, 1981. (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к элекгромашиностроению, Цель изобретения — улучшение охлаждения. Ротор содержит обмоткодержатель 1, закрепленный на ободе 2. и ценгрирующее кольцо 3, В пазах обода 2 размещена двухслойная стержневая обмотка, В зазорах между стержнями 5 наружного слоя установлены коробчатые распорные элементы, образующие каналы, Стержни 4 внутреннего слоя обмотки опираются на изоляционные стержни 8, также образующие каналы. На торцовой поверхности обмоткодержателя 1 закреплены радиальные ребра 12. При вращении ротора ребра 12 создают вентиляционный эффект. Охлаждающий газ поступает между обмоткодержателем 1 и кольцом 3. Далее газ проходит двумя потоками по каналам между стержнями и выходит наружу через кольцевой канал 11, Изобретение обеспечивает равномерное течение потока вдоль стержней и интенсивный теплоотвод. 1 з.п. ф-лы, 4 ил, 1670746

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано преимущественно в крупных асинхронных электрических машинах, имеющих стержневую обмотку ротора.

Цель изобретения — улучшение охлаждения.

На фиг. 1 показан ротор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг, 1 (развертка) со снятым бандажным кольцом; на фиг. 3 — сечение

Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение В- В на фиг. 2.

Ротор электрической машины в концевой его части состоит из обмоткодержателя

1, закрепленного на ободе 2 ротора, и центрирующего кольца 3. В пазах обода 2 размещена двухслойная стержневая обмотка, лобовые части которой выполнены таким образом, что стержни 4 внутреннего слоя установлены вплотную друг к другу эа счет удлинения их шага, а стержни 5 наружного слоя — с зазором эа счет соответствующего укорочения их шага. В зазорах между стержнями 5 наружного слоя установлены дистанционные распорные элементы 6 коробчатого типа, образующие аксиально-тангенциальные каналы 7, Коробчатые элементы 6 выполняются изоляционными, например. прессовкой. Устанавливают три распорные элемента в каждом канале 7.

Для создания охлаждающих каналов стержни 4 внутреннего слоя обмотки, установленные вплотную друг к другу с малым зазором, опираются на изоляционные стержни 8 прямоугольного сечения, закрепленные на обмоткодержателе 1. Стержни 8 установлены по окружности обмоткодержатепя на определенном расстоянии и образуют аксиальные каналы 9. На стержни 5 наружного слоя лобовых частей наносят вкруговую слой изоляционной ленты, образующий бандажное кольцо 10. Между бандажным кольцом

10 и торцовой частью обода 2 ротора образован кольцевой канал 11. Для создания вентиляционного эффекта на торцовой поверхности обмоткодержателя 1 закреплены радиальные ребра 12.

Ротор работает следующим образом.

При вращении ротора радиальные ребра 12 создают вентиляционный эффект и охлаждающий газ поступает в пространство между обмоткодержателем 1 и центрирующим кольцом 3. Далее поток газа делится на две части; одна проходит между обмоткодержателем 1 и стержнями 4 внутреннего слоя обмотки по аксиальным каналам 9, образованным стержнями 8, и охлаждает ниж5

55 ний слой обмотки. другая часть проходит по аксиапьно-тангенциальным каналам 7, образованным между стержнями 5 наружного слоя обмотки. Оба потока охлаждающего газа выходят наружу через кольцевой канал

11.

Изобретение позволяет улучшить охлаждение лобовой части обмотки ротора за счет того, что вентиляционные каналы в лобовой части обмотки образованы распорными элементами таким образом, что стержни обмотки внутреннего и наружного слоев непосредственно охлаждаются со значительной площади поверхности. Обеспечиваются условия для равномерного течения потоков охлаждающего газа вдоль стержней и инTeHcvIBH0I теплоотвода. Наличие напорных элементов в виде радиальных ребер на торцовой поверхности обмоткодержателя увеличивает расход охлаждающего газа через лобовые части, что повышает эффективность охлаждения.

Формула изобретения

1. Ротор электрической машины, содержащий обод с обмоткодержателями, размещенную в пазах обода двуспойную стержневую обмотку с лобовыми частями. закрепленными с помощью распорных элементов, образующих вентиляционные каналы между стержнями, размещенных между внутренним слоем стержней и обмоткодержателем, а также между стержнями наружного слоя, и бандажные кольца, внешний край которых примыкает к центрирующим кольцам. а внутренний размещен с зазором относительно торцов обода с образованием кольцевых каналов дпя выхода хладагента, отличающийся тем, что, с целью улучшения охлаждения, обмоткодержатель выполнен в виде гребенки с ребрами, образующими аксиапьные каналы, распределенные равномерно по окружности под внутренним слоем стержней. сопряженных между собой посредством удлинения шага обмотки, распорные элементы, размещенные в зазорах между стержнями наружного слоя обмотки, образованных путем укорочения шага стержней, выполнены коробчатого профиля, а обмоткодержатель снабжен напорным элементом, выполненным в виде сопряженных с центрирующим кольцом радиальных ребер с каналами между чими, последовательно сообщающимися с аксиальными и аксиально-тангенциальными каналами.

2. Ротор поп,1,отличающийся тем, что радиальные ребра обмоткодержателя выполнены съемными, 1670746

tlol e ðþ óòî

Составитель Г. Воинов

Редактор Н. Федорова Техред М,Моргентал Корректор М, Максимишенец

Заказ 2755 Тираж 327 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Ротор электрической машины Ротор электрической машины Ротор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается конструкции крепления и фиксации на корпусе статора лобовых частей обмотки крупных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к технологическим приспособлениям для изготовления электрической машины и может быть использовано в электромашиностроении при формировании, креплении , изоляции и электрическом монтаже обмоток

Изобретение относится к производству электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных Турбои гидрогенераторах

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх