Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) 011

А1 (5g)$ С 01. М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4499091/06 (22) 28. 10.88 (46) 23.02.91.Нюл. № 7 (71) Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта .им .M.Т.Елизарова (72) N.Д.Ермаков и В.П.Криволапов (53) 621.436.001 ° 5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 10290?6, кл. G 01 М 15/00, 1983.

Авторское свидетельство СССР

¹- 1255889, кл. С 01 N 15/00, 1985. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания,. в частности к способам и устройствам для оценки технического состояния двигателей. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей способа и устройства, заключающееся в дифференцированном распознавании дефектов топливной аппаратуры и цилиндро-поршневой группы дизельных двигателей. Поставленная цель достигается тем, что способ оценки технического состояния двигателя, заключающийся в измерении углового ускорения коленчатого веса в пределах заданного диапазона по углу поворота вала и сравнении измеренного значения с эталонным, дополнен одновременным измерением угла опережения и продолжительности впрыска топлива, а показатель технического состояния двигателя определяется при сравнениин совокупности измеренных параметров с эталонными. Устройство, реализующее способ оценки технического состояния двигателя, содержащее датчик 1 положения коленчатого вала, датчик 2 ралочего процесса форсунки, усилитсль

3, блок 4 индикации, дополнительно снабжено фильтром 5, аналого-фицровым преобразователем 6, программируемым задатчикам 7, генератором 8 опорной частоты, элементом И 9, регистром 10 памяти, блоком 11 обработки информации. 2 с. и 1 з.п.ф-лы, 7 ил.

1629778 разом.

При работе дизельного двигателя измеряется угловое ускорение коленчатого вала в период между началом и окончанием впрыска топлива форсункой.

Вместе с этим измеряются угол опережения и длительность впрыска топлива.

Совокупность этих параметров принимается в качестве показателя технического состояния двигателя при сравнении их с эталонными значениями. По углу опережения и продолжительности впрыска судят о техническом состоянии топливной аппаратуры, а по форме 45 кривой ускорения — о состоянии цилиндро-поршневой группы, при этом учитывается взаимное влияние указанных параметров.

Устройство для реализации способа содержит датчик 1 углового положения коленчатого вала, датчик 2 рабочего процесса форсунки, усилитель.З, блок

4 индикации, фильтр 5, аналого-цифровой преобразователь 6, программи55 руемый задатчик 7, генератор 8 опорной частоты, элемент И 9, регистр

10 памяти, блок 11 обработки информации.

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, в частности к способам и устройствам для оценки технического состояния двигателей.

Пель изобретения — повышение точ.— ности оценки технического состояния, заключающееся в дифференцированном распознавании дефектов топливной аппаратуры и цилиндро-поршневой груп— пы дизельных двигателей.

На фиг. 1 представлена схема устройства для определения технического состояния двигателей; на фиг. 2 сигнал с датчика процесса от подъема и посадки иглы форсунки; на фиг,З импульсы с второго выхода датчика положения; на фиг, 4 — импульс с пер— вого выхода датчика положения, на

/ фиг. 5 — сигнал с выхода задатчика, разрешающий работу генератора опорЙой частоты и прохождение импульсов с датчика положения; на фиг. 6 — им.пульсы записи в регистр, которые поступают с первого выхода аналогоцифрового преобразователя на первый вход регистра (управляющий вход); на фиг. 7 — информация, записываемая в регистр.

Способ осуществляют следующим об10

Датчик рабочего процесса форсунки через усилитель и фильтр подключен к первому входу аналого †цифрово преобразователя, к второму входу которого через программируемый задатчик и генератор опорной частоты подключены два выхода датчика положения вала. Программируемый задатчик связан также с вторым выходом блока обработки информации. Второй выход датчика углового положения вала и выход задатчика соединены также с входами элемента И, выход которого, как и выходы аналого-цифрового преобразователя, подключены к входам регистра памяти, расположенного на входе блока обработки информации, связанного с блоком индикации.

Устройство работает следующим образом.

Перед диагностированием устанавливают датчик 1 положения на двигатель и жестко связывают его с валом двигателя. Датчик 1 положения преобразует вращательное движение в электрические импульсы, количество

1 которых пропорционально угловом; перемещению вала. С второго выхода датчика 1 положения снимается серия импульсов за один оборот вала, с первого выхода — один импульс за один оборот вала. Предварительно исходя из циклограммы работы двигателя, на первый вход задатчика 7 с второго выхода блока 11 обработки информации заносятся фазы начала и конца измерения.

После пуска двигателя и вывода

его на режим сигнал с датчика 2 рабочего процесса форсунки, амплитуду и форму которого необходимо измерять и анализировать для определения начала и конца подачи топлива в цилиндр двигателя, последовательно проходит усилитель 3, фильтр 5 и по" ступает на первый вход аналого-цифрового преобразователя 6. Ачалогоцифровой преобразователь б преобразует входной аналоговый сигнал в цифровой код, пропорциональный амплитуде сигнала о; подъема и посадки на седло иглы форсунки. Одновременно импульсы с датчика 1 положения ггпступают на входы эадатчика 7 и первый вход элемента И 9. Импульсом с первого выхода датчика 1 положения задается начало счета задатчику 7, который подсчитывает импульсы, по30

Pt = 1l2f

40

5 16 ступающие с второго выхода датчика

1 положения.

Измерение начинается при совпадении числа поступающих импульсов с второго выхода датчика 1 -положения на третий вход задатчика 7 и числового кода, соответствующего фазе начала подачи топлива топливным насосом высокого давления, т.е. до начала подъема иглы форсунки и подачи топлива в цилиндр двигателя.

В этот момент с выхода задатчика 7 на один из входов элемента И 9 поступает сигнал, разрешающий прохождение импульсов с второго выхода датчика 1 положения на третий вход регистра 10. Этим сигналом задатчик 7 разрешает работу генератору 8 опорной частоты, который подает импульсы высокой частоты на второй вход аналого-цифрового преобразователя 6 для его запуска.

Частота иппульсов опорного генератора 8, т.е. частота стробирования аналого-цифрового преобразователя 6, выбирается согласно теореме

Котельникова где gt — максимальный интервал между отсчетами, при котором имеется возможность безошибочно восстанавливать дискретизируемую функцию

x(t) по дискретным отсчетам, f — частота среза, т.е. максимальная частота в спектре входного сигнала.

По окончании каждого преобразования с ,первого выхода аналого-цифрового преобразователя 6 подается сигнал записи на первый вход регистра 10. По фронту этого сигнала происходит запись в ре гистр 10 с второго и третьего входов.

В и разрядов регистра 10 по второму входу записывается код, представляющий числовой эквивалент сигнала с датчика ? процесса, где и число разрядов аналого-цифрового преобразователя 6. Одновременно в п+1 разряд регистра 10 по третьему входу записыва— ется информация об угловом положении сигнала с датчика 2 процесса, т.е. информация о наличии или отсутствии сигнала с датчика 1 положения

29778

6 (фиг ° 2-7) где точкой обозначена информация, записанная в и разрядов регистра по второму входу, крестом обозначена информация в и+1 разряде регистра

10, записанная по третьему входу регистра, т. е. наличие логической единицы.

Ввиду наличия неравномерности вращения вала даже внутри одного оборота период импульсов различен.

Таким образом информация о процессе с датчика 2 процесса "привязывается" к фазе положения вала, а так как стробирование аналого-цифрового преобразователя 6 производится по- . стоянной частотой генератора 8 опорной частоты, то осуществляется также и временная привязка информации с датчика 2 процесса.

Следовательно, информация о процессе с выхода регистра 10 поступает на вход блока 11 обработки информации, "привязанной" к фазе вала двигателя. Блок 11 обработки информации считывает эту информацию и хранит до конца измерения.

Измерение заканчивается при совпадении количества импульсов, посту пающих на третий вход задатчика 7, и

25 числового кода, соответствующего фазе успокоения процесса от посадки иглы форсунки на седло.

По окончании измерения блок 11 обработки информации анализирует полученную информацию, вычисляет угол ,опережения и продолжительность впрыска, угловое ускорение коленчатого вала на угловом интервале от начала впрыска до окончания, сравнивает с эталонными и выводит результаты иагностики на блок 4 индикации. Предлагаемый способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления позволяет применять его для дизельных двигателей с различным положением кривошипов, коленчатого вала, а также дифференцировать дефекты топливной аппаратуры и цилиндро †поршневой группы, что невозможно было осуществить, используя только угловые ускорения коленчатого вяла.

Формула изобретения

1. Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в измерении углового ускорения коленчатого вала в пре7 1629778 8 делах заданного диапазона по углу поворота вала в конус такта сжатия начале такта расиирения и сравнении измеренного значения с эталонным, отличающийся тем, что, с целью повьш ения точности оценки технического состояния, угловое ускорение измеряется в диапазоне угла поворота вала от начала до окончания влрыска, одновременно с этим дополнительно измеряются угол опережения и продолжительного впрыска топлива, а показатель технического состояния двигателя определяется при сравнении совокупности измеренных параметров с эталонными.

2. Устройство для оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания, содержащее датчик положения коленчатого вала с днумя выходами, последовательно соединяемые датчик рабочего процесса форсунки и усилитель, блок индикации, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения точности оценки технического состояния, oH(дополнительно содержит фильтр, аналого-цифровой преобразователь с двумя входами и двумя выходами, программируем»»й задатчик с тремя входами и одним выходом, генератор опорной частоты, элемент И, регистр памяти с тремя входами и одним выходом, блок обработки информации с одним входом и

5 двумя выходами причем выход усилиУ теля через фильтр соединен с первым входом аналого-цифрового преобразователя, второй вход которого через генератор опорной частоты связан с выходом программируемого задатчика, к первому входу задатчика подключен второй выход блока обработки информации, второй и третий входы задатчика соединены соответственно с первым и вторым выходами датчика рабоче-. го процесса форсунки, выход задатчика подключен также к одному из входов элемента И, к другому входу элемента И подключен второй выход датчика рабочего процесса, выход элемента И связан с третьим входом регистра памяти, первые два входа которого соединены с выходами аналогоцифрового преобразователя, выход ре25 гистра памяти подключен к первому входу блока обработки информации, а его выход соединен с входом блока индикации.

3 ° Устройство по и. 2, о т л и—

gg ч а ю щ е е с я тем, что в качестве блока обработки информации используется ЭВИ.

1629778

Составитель И. Горохов

Техред H.Дидык Корректор N.Ìàêñèìèíèíåö

Редактор Л.Зайцева

Заказ 433 Тираж 350 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ оценки технического состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидромашиностроению и позволяет снизить отрицательное экологическое воздействие и уменьшить потери рабочей жидкости и кислорода

Изобретение относится к автотракторным двигателям и может Пить использовано при испытании их на надежность о Целью изобретения является повышение точности результатов испытания двигателя на надежность путем учета откатов, вызванных задирами направляющей части поршня и поршневых колец„ Способ заключается в чередовании скоростных режимов двигателя, работающего с полной нагрузкой, от ч ITOTFI вращения колечча мг в;1

Изобретение относится к испытанию лопаточных машин, в частности турбокомпрессоров двигателей внутреннего сгорания, и может найти применение при испытании турбин и компрессоров в общем и энерВход (ххздухо гетическом машиностроении Цель шобретения снижение непрои шо.ипельных потерь энергии и в целом энергозатрат на испытание турбокомпрессора за счет использования энергии сжатого воздуха и рекуперации теплоты уходящего воздуха Регулируемый дроссель 7 выполнен в виде ци линдрического участка 13 с входным К) и выходным 12 элементами Входной элемент 10 выполнен в виде блока завихрителей с тангенциально расположенными соплами Выходной элемент 12 выполнен в виде щелевого диффузора, на входе в который установлен подвижный конус 15 с отверстием 16 по оси, который соединен г механизмом 18 управления, осевой выход 11 блока завихрителейс атмосферой, а тангенциальный выход - с турбиной 9 и пульсатором 8

Изобретение относится к судостроению и предназначено для аварийной защиты двигателя, снабженного системой дистанционного управления с каналами следящего и дистанционного управления реверсированием

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к судостроению , а именно к стендовому оборудованию, предназначенному для проведения испытаний судовых систем Цель изобретения -расширение диапазона регулирования мощности На кольце 11 и козырьке 13 трубы 12 воздуховода установлены радиальные ребра 14

Изобретение относится к производству и ремонту двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх