Устройство определения траектории движения транспортного средства при испытаниях на полигоне
Изобретение относится к испытаниям транспортных средств, в частности на специальных дорогах автополигона. Цель изобретения - повышение точности. Способ определения траектории движения заключается в считывании токонесущих проводов пилообразной сетки, смонтированной в дорожном покрытии, при котором формируют широтно-импульсный сигнал (ШИМ) с числом импульсов, пропорциональным продольному перемещению, и отношением длительности импульсов к периоду их следования - поперечному перемещению. Периоды сигнала преобразуют в частоту, пропорциональную скорости, Этой частотой заполняют импульсы ШИМ сигнала, полученные пачки импульсов подают на цифроаналоговый преобразователь поперечного перемещения (ЦАПУ) 6, а импульсы ШИМ сигнала подают на цифроаналоговый преобразователь 7 продольного перемещения (ЦАПХ), напряжения с выходов ЦАПХ 7 и ЦАПУ 6 записывают на графопостроитель 8. Устройство для определения траектории движения содержит формирователь 1 ШИМ сигнала, считываемого с токонесущих проводов пилообразной сетки в дорожном покрытии , ЦАПХ 7 и ЦАПУ 6, подключенные к графопостроителю. Формирователь 1 подключен параллельно к входу преобразователя 4 период-частота, первому входу схемы И 5, последовательному входу ЦАПХ 7 и входу управления ЦАПУ 6. а выход преобразователя 4 подключен к второму входу схемы И 5, выход которой соединен с последовательным входом ЦАПУ, выходы ЦАПХ и ЦАПУ подключены к графопостроителю. 2 ил. со с О CJ 00 ел о о
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1638596 А1 (si)s G 01 M 17/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4666295/11 (22) 24.03.89 (46) 30.03.91. Бюл. ¹ 12 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный полигон НАМИ (72) Ю.А.Синюшкин (53) 629.113 (088.8) (56) Патент США ¹ 3029893, кл. 180-82.1, 1962. (54) УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА ПРИ ИСПЫТАНИЯХ НА ПОЛИГОНЕ (57) Изобретение относится к испытаниям транспортных средств, в частности на специальных дорогах автополигона. Цель изобретения — повышение точности. Способ определения траектории движения заключается в считывании токонесущих проводов пилообразной сетки, смонтированной в дорожном покрытии, при котором формируют широтно-импульсный сигнал (ШИМ) с числом импульсов, пропорциональным продольному перемещению, и отношением длительности импульсов к периоду их следования — поперечному перемещению. Периоды сигнала преобразуют в частоту, пропорциональную скорости, Этой частотой заполняют импульсы ШИМ сигнала, полученные "пачки" импульсов подают на цифроаналоговый преобразователь поперечного перемещения (ЦАПУ) 6, а импульсы ШИМ сигнала подают на цифроаналоговый преобразователь-7 продольного перемещения (ЦАПХ), напряжения с выходов ЦАПХ 7 и
ЦАПУ 6 записывают на графопостроитель 8.
Устройство для определения траектории движения содержит формирователь 1 ШИМ сигнала, считываемого с токонесущих проводов пилообразной сетки в дорожном покрытии, ЦАПХ 7 и ЦАПУ 6, подключенные к графопостроителю. Формирователь 1 подключен параллельно к входу преобразователя 4 период-частота, первому входу схемы И
5, последовательному входу ЦАПХ 7 и входу управления ЦАПУ 6, а выход преобразователя 4 подключен к второму входу схемы И 5, выход которой соединен с последовательным входом ЦАПУ, выходы ЦАПХ и ЦАПУ подключены к графопостроителю. 2 ил.
1638596
В моменты положительных перепадов 55
ШИМ-сигнала Т в микросхеме 4 записывалось число импульсов делителя 2, пропорциональное периоду ШИМ-сигнала T. Микросхема 4 производила деление образцовой частоты f на число импульсов, записанИзобретение относится к испытаниям транспортных средств, в частности на специальных дорогах автомобильного полигона, Цель изобретения состоит в повышении
ТОЧНОСТИ.
На фиг.1 показаны осциллограммы сигналов определения траектории движения; на фиг.2- структурная схема предлагаемого устройства определения траектории.
Для определения траектории на участке испытаний монтируют в дорожном покрытии токонесущие провода пилообразной сетки. При движении транспортного средства фиксируют моменты пересечения проводов и формируют по ним широтно-импульсный сигнал (ШИМ) Т, Периоды ШИМ-сигнала с помощью, например, преобразователя период-частота преобразуют в частоту F no формуле F = f/Ò, где f — образцовая частота.
Частотой F, пропорциональной скорости движения, заполняют импульсы ШИМ-сигнала, образуя при этом пачки У, число импульсов в которых пропорционально поперечному перемещению независимо от скорости движения транспортного средства.
Пачки У подают на широтно-импульсный преобразователь по координате У (ЦАПУ), а импульсы ШИМ-сигнала Т вЂ” на широтно-импульсный преобразователь по координате Х (ЦАПХ). Получаемые при этом напряжения
Цх и Uy с выходов ЦАПХ и ЦАПУ подают на графопостроитель.
Формирователь 1 ШИМ-сигнала с делителем 2 образцовой частоты и генератором
3 подключался параллельно к преобразователю 4 период — частота 4, схеме И 5, ЦАПУ 6 и ЦАПАХ 7. В качестве гоеобраэователя 4 период-частота испольэг;валась микросхема 561ИЕ15, представляющая собой управляемый делитель частоты и выполняющая деление образцовой частоты генератора 3 на число импульсов делителя 2 образцовой частоты, которое укладывается в период
ШИМ-сигнала. Выход микросхемы 4 соединялся со входом схемы И 5, выход которой подключался к последовательному входу
ЦАПУ. Вход управления ЦАПУ подключался к формирователю LUMM-сигнала. ЦАПХ и ЦАПУ выполнялись на микросхемах
К572ПВ1, и выходы их соединялись с графопостроителем 8.
Устройство работает следующим образом.
50 ное в период Т, образуя на выходе частоту
F, равную f/Т. Частотой F заполнялись в схеме И импульсы сигнала Т. С выхода схемы И полученные пачки подавались на последовательный вход ЦАПУ 6, которая под действием положительных перепадов
ШИМ-сигнала на входе управления ЦАПУ преобразовывала их в напряжение, пропорциональное поперечному перемещению Uy, Дискретность заполнения пачек задавалась ,астотой образцового генератора 3 и коэффициентом деления делителя 2, Положительные перепады ШИМ-сигнала T преобразовывались схемой ЦАПХ 7 в напряжение, пропорциональное продольному перемещению транспортного средства Ux, Запись напряжений Ux u Uy для определения траектории осуществлялась на графопостроителе 8.
Определение и регистрация траектории осуществлялась стационарной аппаратурой, подключенной к пилообразной сетке.
При этом на транспортном средстве в качестве датчика траектории устанавливалась катушка, подключенная к генератору низкой частоты, которая s моменты пересечения наводила сигналы в токонесущих проводах пилообразной сетки.
Предлагаемый способ позволяет использовать различные фигуры на участке испытаний и средства их считывания, например нанесение контрастных фигур на дорожном полотне и считывание их фотодетектором, обеспечивающие формирование аналогичного ШИМ-сигиала для определения траектории движения объекта.
Предлагаемое устройство обеспечивает повышение точности определения траектории в критических режимах испытаний автотранспортных средств.
Формула изобретения
Устройство определения траектории движения транспортного средства при ис-. пытаниях на полигоне, содержащее формирователь широтно-импульсного сигнала, считываемого с токонесущих проводов, уложенных в дорожном покрытии полигона в виде пилообразной сетки, цифроаналоговый преобразователь продольного перемещения и цифроаналоговый преобразователь поперечного перемещения транспортного средства, выходами подключенные к графопостроителю, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено преобразователем период — частота, вход которого подключен к выходу формирователя широтно-импульсного сигнала, блоком И, первый вход которого подключен к выходу формирователя широтно-импульсного сигнала, а второй вход — к выходу пре1638596
ll )I
Фиг. f
Составитель С.Белоусько
Редактор Т.Парфенова Техред М.Моргентал Корректор С,Шекмар
Заказ. 923 Тираж 355 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 обраэователя период — частота, при этом последовательный вход цифроаналогового преобразователя продольного перемещения транспортного средства подключен к выходу формирователя широтно-импульсного сигнала и к входу управления цифроаналогового преобразователя поперечного перемещения транспортного средства, последовательный вход которого подключен
5 к выходу блока И.