Способ испытаний однотипных технических систем на долговечность

 

1 5 А1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (51)5 G Ol М 17/00 1 в? (Ajj ч У

:. л.;1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4668215/11 (22) 23.01.89 (46) 28.02,91. Бюл. В 8 (72) В.П.Панов и М.И.Иващенко (53) 629.113(088.8) (56) Испытания авиационных двигателей.

Межвузовский научный сборник, УАИ, Уфа, вып,4, 1976, с.47, 48. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ОДНОТИПНЫХ

ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ (57) Изобретение относится к технике ускоренных испытаний различных систем, например аппаратуры, механических устройств и т.д. Цель изобретения — увеличение достоверности и информативности определения эксплуатационной долговечности систем с большим ресурсом, повышение точности и сокращение времени испытаний. Способ основан на нагружении системы в циклах длительностью путем воздействия на нее внешним объектом по заданной программе, близкой к типовой эксплуатационной. В споИзобретение относится к технике, связанной с испытанием технических систем, а именно к способам их ускоренных испытаний, и может быть использовано, например, при испытаниях механических и других устройств, аппаратуры.

Цель изобретения — увеличение дос-. товерности и информативности определения эксплуатационной долговечности систем с большим ресурсом ° повышение

2 собе дополнительно нагружают i-тую систему в циклах длительностью +c, c c, воздействуя на нее внешним объектом по заданной программе с величиной воздействия, в 2-10 раз превышающей величину воздействия по программе, близкой к типовой эксплуатационной. При этом произвольно чередуют сериями нагружения в циклах длительностью, и

О, вплоть до достижения системой предельного состояния с устранимой поте-,. рей работоспособности. Испытуемую систему нагружают в циклах длительностью

t в течение полного времени Т, и из1

g(1 меряют полное время Т,, затраченное

1 на нагружение системы циклами длительностью с<. Такие же действия произво-.

h дят над j-й системой, причем выбирают

Т Ф Т, и определяют для всей совоJ купности испытуемых систем долговечность работы системы по типовой экс-.

I плуатационной программе по соотношениям. 1 э.п. ф-лы, 5 ил. точности и сокращение времени испытаний.

На фиг.1 изображен стенд для испы» таний велосипедов; на фиг.2 — циклограмма нагружения i-технической системы; на фиг.3 — стенд для -технической системы; на фиг.4 — вариант циклограммы нагружения для дили jтехнической системы; на фиг,5 — другой вариант циклограммы нагружения для для д.-или j-технической системы..

1631345 л

° +

М-

Ф-N -2

° d =»1+Я„

5 (2) Сущность способа заключается в следуюшем.

При испытании испытуемую систему сначала приводят из нерабочего состояния в рабочий режим, в котором ее нагру жают в цикле длительностью», путем воздействия на систему внешним объективом . по заданной программе, близкой к типовой эксплуатационной. После этого возвра- 1О шают систему в исходное нерабочее состояние, прекращая воздействие на нее внешним объектом.

Затем повторяют нагружение системы 15 в циклах заданное число раз. Дополнительно к этому нагружают испытуемую и систему в циклах длительностью (причем С (б, ) путем воздействия на нее внешним объектом по заданной про- 20 грамме. Причем величина воздействия в 2-10 раз превышает величину воздействия.по программе, близкой к типовой эксплуатационной. Нижняя граница ука- занного диапазона достаточна, чтобы испытания были ускоренными. При превышении же верхней границы в ряде систем изменяется характер поврежденности (изменяются физические процессы, 9 CO ,, N1» ° . ff

N(N — 1) - — Т " ° — Т

;«» j=» 1»+» j Н4 где N 2 — чиспо испытуемых систем, находят из таблиц распределения

Стьюдента по числу степеней свободы m = (N — N — 2)/2 и двухстороннему доверительному интервалу g .

При испытании возникают промежуточные состояния системы, при которых происходят устранимые в эксплуатации потеря системой работоспособности или, неудовлетворение предъявляемым к ней требованиям. В этом случае при испыI и 2 гдеЙ=Т +Т,.

Я - -" N(N-1) обусловливающие повреждаемость) ° При этом произвольно (как показано на фиг.2 в нескольких. вариантах) чередуют сериями нагружения в циклах длительностью ь» и », вплоть до достил жения испытуемой системой предельного состояния, при кбтором происходят неустранимая в эксплуатации потеря испытуемой системой работоспособности или неудовлетворение предъявляемым к. ней требованиям.

Испытуемую систему нагружают в циклах длительностью с в течение полнои

» го времени Т;, При этом период времеf ни Т ° может состоять как из одного, I так и из нескольких составляющих его промежутков времени, рассеянных произвольным образом в программе испытаний.

ft

Также измеряют полное время Т <, затраченное на нагружение i-й испытуемой л системы циклами длительностью» . Такие же действия производят над j-й испытуемой системой. При этом выбирают Т не равным Т и определяют по

l, »

» всей совокупности испытуемых систем долговечность D работы системы по заданной типовой эксплуатационной программе из соотношения — номера испытуемых систем, Ф

Н . в, »»»

T»»i<- — Т».»- Т

Т1+, „ — Т „ ;

I тании измеряют полные времена Т „, И »» »с

Т; и Т„(, Т (» ), затраченные на нагруженйе i-и и j-й систем циклами длительностью 6» и ».О до промежуточи нь»х состояний и определяют по всей совокупности испытуемых систем часть эксплуатационной долговечности с1 до появления 1-го промежуточного состояния s-й испытуемой системы из соотношейия (2) и соответствующих функций распределения по формуле (3) s = 1,...,N, i

1 где

) (.а К) /,1 для среднего квадратического значения йя для верхнего значения доверительного интервала знанения

М для нижнего значения доверительного интервала значения

56 число тестовых цикЮ

30

45

5 г

N — N — 2 Т1„.

)-! -, N4k J лов, исч ерпыв ающих ресурс, длительнои стью c< „ 1 — означает целую часть числа, n — порядковый номер циклов длительностью <. . л

При получении статических выражений использованы понятия теории ошибок наблюдений. Использованы также предложения о линейном суммировании повреждений и о близости ресурсов однотипных технических изготовленных систем. Типовые циклы длительностью должны быть близкими между собой по характеру повреждаемости, но могут отличаться интенсивностью повреждаемости. Предлагаемый способ испытания и его статическая обработка эквивалентны как бы существенному увеличению числа испытуемых систем (для N испытуемых систем обработка ведется по N(N-1)/2 результатам испытаний).

Поэтому статистическая обоснованность получаеми результатов является более достоверной при меньшем, чем обычна -количестве испытуемых систем.

При этом увеличение числа испытуемых систем увеличивает точность, а в из,вестных способах увеличение числа испытуемых систем не приводит к увеличению Фочности, так как в них вносится заранее систематическая ошибка, связанная с установлением эквивалентного времени до испытаний, и она не устраняется увеличением числа испытуемых систем. По оценкам точность можно повысить не менее, чем на 30Х.! — "-) () и+ - j н-1

Точность известных способов определяется не только выбором тестового цикла (с повышенным нагружением), близкого по повреждаемости к эксплуатационному, но и установлением эквивалента между ними.

Наибольшую ошибку в известных спо собах ускоренных эквивалентных испытаниях вносит неопределенность в значении эквивалентного времени, соответствующего такому же исчерпанию долговечности в условиях эксплуатации, как и в одном тестовом цикле. Умножаясь по числу тестовых циклов в испытании, эта неопределенность дает большую ошибку в определении ресурса и других характеристик системы.

В данном способе не требуется установление заранее значения указанного эквивалентного времени. Поэтому связанная с ним ошибка не возникает и искомые параметры определяются в самом процессе испытаний без привлечения дополнительной информации, которая может вносить ошибку. Благодаря этому повышается точность, увеличиваются достоверность и информативность определения эксплуатационной долговечности систем (последнее — вследствие определения функций распределения и доверительных интервалов).

По данному способу в результате испытаний устанавливается эквивалентность между двумя различными программами испытаний, близкийи по повреждаемости, но различающимися по интенсивности нагружения, и результаты испытаний по одной программе могут быть представлены в результатах испытайий . по другой программе. При этом использование в одной из программ циклов с

50 повышенными нагрузками сокращает сроки испытаний.

Способ реализуется на примере испытания велосипедов слецующим образом.

На испытательном с тенде; велосипеды нагружают s циклах заданной длительностью,воздействуя на них (на педали, колеса) внешним объектом и создавая режимы, близкие к нормальным эксплуатационным на обычной дороге. Дополни1631345 тельно к этому на них воздействуют в циклах существенно большими нагрузками, соответствующими экстремальным условиям эксплуатации и даже выше.

При этом нагружения в циклах произвольно чередуют,, вплоть до неустранимой или устранимой поломки, измеряют полные времена, затраченные на нагружения в циклах обоих видов, и по 10 всей совокупности велосипедов определяют их долговечности работы и другие характеристики по соотношениям (1-3).

На стенде для испытания на усталостную прочность (фиг,1) на платфор f5 ме 1 установлен на катках 2 велосипед с нагрузкой 3. Платформа 1 приводится в колебательное движение вибратором

4, привод которого управляется блоком

5 управления, соединенным функциональ.-щ но с задатчиком 6 циклограммы испытания. В испытаниях имитируют нагруженность для различных дорог, характери-, зуемую коэффициентом нагруженности, равным отношению нагрузок на объект в,25 данном режиме работы при езде пд меж1 дугороднему шоссе, определяемому, например, микропрофилем дороги (величи- . ны коэффифиента находятся в диапазоне

1-7). Соответственно, на стенде задатчиком 6 циклограмм испытаний через блок 5 управления задают амплиту- ды и частоты колебаний платформы 1 вибратором 4, соответствующие коэффициентам нагРузки, и пРокРучивают на- 35 груженный велосипед.

При испытаниях велосипед нагружают в циклах -продолжительностью несколько часов (4-6), соответствующих езде по хорошей дороге с умеренной нагрузкой 4р с коэффициентами нагруженности 1-1,3, и в циклах с коэффициентом нагруженности около 7, но меньшей продолжительностью. Циклы чередуют произволь- ным образом, вплоть до достижения пре-45 дельного состояния (поломок). Измеряют полные времена,наработки при обо- их указанных циклах. Затем такие же испытания проводят на несколько велосипедах и по всей совокупности испыта, ний определяют по формулам (1-3) характеристики велосипедов. Аппаратура используется штатная, как и на аналогичных стендах, применяемых в других отраслях машиностроения.

Данный способ имеет следующие преимущества по сравнению с известными: повышает точность и достоверность определения ресурса и других характеристик испытуемой системы; сокращает сроки ресурсных испытаний при фиксированной точности; повышает информативность и экономичность испытаний; относительно прост в реализации; применим для систем из различных областей техники, увеличение числа испытуI емых систем повышает достоверность определения долговечности. формула изобретения

1. Способ испытаний однотипных технических систем на долговечность при котором i-тую испытуемую систему приводят из нерабочего состояния в рабочий режим, нагружают ее в циклах длительностью,, воздействуя.на нее внешним объектом по близкой к типовой эксплуатационной программе, и возвращают систему в исходное нерабочее состояние, затем повторяют нагружение системы s циклах заданное число раз, отличающийся тем, что, с целью увеличения достоверности и информативности определения эксплуатационной долговечности систем с боль- шим ресурсом, повышения точности и сокращения времени испытаний, дополнительно нагружают i-тую испытуемую систему в циклах длительностью а а,, воздействуя на нее внешним объектом по заданной программе с величиной воздействия, в 2-10 раз превышающей величину воздействия по программе,,близкой к типовой эксплуатационной, при этом произвольно чередуют сериями нагружения в циклах длительностью л и ь, и, вплоть до достижения испытуемой системой предельного состояния, при котором происходят не устраняемые ъ в эксплуатации потеря испытуемой системой работоспособности или неудовлетворение предъявляемым к ней требованиям, причем испытуемую систему нагружают в циклах длительностью Г в течение пол ! ного времени Т, и измеряют полное ! (1

1 время Т,, затраченное на нагружение !

i-й испытуемой системы циклами дли 1 тельностью 4g, такие же действия производят над j-й испытуемой системой, I I выбирая Т ф Т и определяют по всей

) совокупности испытуемых систем долговечность работы системы по заданной типовой эксплуатационной программе из соотношения!

63!345

< и, и, Т -, TH+i- — TN <- T - t Яг

) 2

i =!

М-t

2,Т, Т

Т„„; находят из таблиц для распре— деления Стьюдента по числу степеней свободы m=(N -N-2)/2 15 и двухстороннемудоверительному интервалу

2. Способ по п.1, о т л и ч а ив шийся тем, что в процессе испытаи нии измеряют полные времена Т, Т, 20 (и ° ic и Т g, Т Я (®), затраченные на наФ гружение 1 и 1 испытуемых систем цик лами длительностью, и с до промежуточных состояний .системы, при кото 1 Е = 1 - у

Я=

qN(N-I) )г

Тц =!.I

s 1 у ° ° °,N °

4р вечности до этого состояния для всей совокупности испытуемых систем иэ соотношения

jg 1„„, N к (- — д УЛ

d/ c,g — для среднего квадратического значения

56 (Й+Е)/cg — для верхнего значения доверительного интервала значения d g (d-E)/2,Д вЂ” для нижнего значения доверительного интервала значения d и, .

P где N 2 — число испытуемых систем; (5Е 5ем7Й=Г5 .=, T„„, f ,и функции распределения появления

1-ro промежуточного состояния и значений части эксплуатационной долго) — номера испытуемых систем; рых происходят устранимые в эксплуатации потеря системой работоспособности или неудовлетворение предъявляемым к ней требованиям, и определяют по всей совокупности испытуемых систем часть эксплуатационной долговечности до появления 1-го промежуточного состояния s-й испытуемой системы из соотношения

9L ъ ) здесь 5 j означает целую часть числа, Г1 для р =n>

$0 для p n

M — число циклов длительностью, исчерпываА ющих ресурс, пи — порядковый номер циклов длительностью с .

Е=Т

Составитель С.Белоусько

Редактор И,Касарда Техред Л.Сердюкова Корректор A,Îáðó÷àð

Заказ 537 Тираж 351 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ испытаний однотипных технических систем на долговечность Способ испытаний однотипных технических систем на долговечность Способ испытаний однотипных технических систем на долговечность Способ испытаний однотипных технических систем на долговечность Способ испытаний однотипных технических систем на долговечность Способ испытаний однотипных технических систем на долговечность 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к диагностике транспортных средств и может быть использовано при техническом диагностировании электромагнитного тормоза лифта

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях мотоблоков

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях трансмиссий транспортных средств Цель изобретения - повышение долговечности результатов испытаний Устройство содержит беговую дорожку 1 и имитатор 2 переменных нагрузок, выполненный в виде двухзвенного планетарного механизма с неуравнове шенными сателлитами

Изобретение относится к стендовому оборудованию и может быть использовано при динамических испытаниях автомобилей

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для комплексных испытаний приводов и элементов рабочих органов сельскохозяйственных машин

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при ресурсных испытаниях тракторов на полигоне

Изобретение относится к испытательной технике, Цель изобретения - ускорение 19 5 17 Щ испытаний за счет удвоения числа одновременно испытуемых объектов

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к динамометрии и может быть использовано для определения величины и направления динамической равнодействующей кинетической энергии, накопленной движущимся транспортным средством при воздействии на последнее внешних возмущающих сил в плане 360o плоскости дороги при изменениях режима равномерного движения транспортного средства, например, автомобиля, и торможении, ускорении, центробежных сил на поворотах, закруглениях и наклонах дорожного полотна, боковых порывов ветра, изменениях сил сцепления в пятне контакта колеса и дороги и других параметров, вызывающих рассогласование продольной оси автомобиля относительно продольной оси дороги, вызывающих необходимость корректирования ранее заданного водителем направления движения

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля уменьшения толщины реборды железнодорожных колес подвижных составов
Наверх