Коробка передач траспортного средства

 

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей транспортного средства. В корпусе 1 двухвальной КП расположены первичный 2 и вторичный 3 валы. На первичном валу свободно установлены шестерни 4 и 5, а также блок шестерен 6 и 7. Между отдельными шестернями на валу жестко закреплена ступица 14с подвижной трехпозиционной муфтой 15 переключения передач. Между блоком шестерен и отдельной шестерней 5 установлена двухпозиционная муфта 19 переключения. Аналогичные элементы расположены на вторичном валу. Блоки шестерен взаимозацеплены с отдельными шестернями другого вала. Четыре задних хода обеспечивают шестернями 21 -23. КП четырехходовая. Двусторонние муфты 18 и 19 переключения противоположного действия перемещаются ползуном одновременно с приводом от педали сцепления. 28 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ о (Л ф

C)

Од

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4708185/11 (22) 20.06.89 (46) 07.06.91. Бюл. М 21 (71) Курганский машиностроительный институт (72) В.И.Некрасов (53) 629.113 — 585.1(088;8) (56) Гришкевич А.И. и др. Автомобили.—

Минск: Вышейшая школа, 1985, с. 75, рис. 3,2г. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей транспортного средства. В корпусе 1 двухвальной КП расположены

„„ Ы,, 1654039 А1 первичный 2 и вторичный 3 валы. На первичном валу свободно установлены шестерни 4 и 5, а также блок шестерен 6 и 7. Между отдельными шестернями на валу жестко закреплена ступица 14 с подвижной трехпозиционной муфтой 15 переключения передач.

Между блоком шестерен и отдельной шестерней 5 установлена двухпозиционная муфта 19 переключения. Аналогичные элементы расположены на вторичном валу.

Блоки шестерен взаимозацеплены с отдельными шестернями другого вала. Четыре задних хода обеспечивают шестернями 21-23.

КП четырехходовая, Двусторонние муфты

18 и 19 переключения противоположного действия перемещаются ползуном одновременно с приводом от педали сцепления.

28 ил.

1654039

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей транспортного средства, На фиг.1 изображена схема двухвальной восьмиступенчатой КП в нейтральном положении; на фиг.2 — положение направляющих рычага переключения передач в нейтральном положении; на фиг.3 — таблица с положением направляющих при различных передачах; на фиг.4 — схема перемещения рычага при переключении передач; на фиг.5 и 6 — схема передачи крутящего момента при движении вперед и положение направляющих, полэунов и наконечника рычага переключения передач, соответствующее движению на 1 передаче; на фиг.7 и 8 — то же, движение на II передаче; на фиг. 9 и 10— то же, движение на III; на фиг, 11 и 12 — то же, движение на IV передаче; на фиг. 13 и 14 — то же, движение íà V передаче; на фиг, 15 и 16 — то же, движение íà Vl передаче; на фиг. 17 и 18 — то же, движение на Vll передаче; на фиг. 19 и 20 — то же, движение на Vill; на фиг.21 и 22— то же,1 передача заднего хода; на фиг. 23 и 24 — то же, II; на фиг. 25 и 26 — то же, III передача заднего хода; на фиг, 27 и 28 — то же, IV передача заднего хода.

В корпусе коробки 1 передач (фиг.1) на опорах установлены первичный 2 и вторичный 3 валы. На первичном валу 2 свободно установлены отдельные шестерни 4 и 5. шестерни 6 и 7 образуют блок с трубчатым валом 8, На вторичном валу 3 аналогично расположены отдельные шестерни 9 и 10, блок шестерен 11 и 12 с трубчатым валом 13.

На первичном валу 2 между шестернями 4 и

5 закреплена ступица 14 с подвижной муфтой 15 переключения. Аналогично на вторичном валу 3 закреплена ступица 16 с подвижной относительно нее муфтой 17 переключения. Между каждым блоком шестерен (6 и 7, 11 и 12) и отдельной шестерней (5 и 10) установлены взаимосвязанные муфты 18 и 19 включения противоположного действия. На отдельной оси 20 расположена дополнительная шестерня 21 заднего ходе. ведущая шестерня 22 заднего хода закреплена нв трубчатом валу 8, а ведомая шестерня 23 — на муфте 17 переключения.

Механизм переключения передач (фиг.2) размещен в корпусе коробки 1 передач. он состоит из направляющих 24 — 26, расположенных не ползунах 27 — 29. Направляющая 24 ползуном 27 вилкой переключения зацеплена с дополнительной

55 шестерней 21 заднего хода. Направляющая

25 ползуном 28 вилкой переключения зацеплена с муфтой 15 переключения. Направляющая 26 ползуном 29 вилкой переключения эацеплена с муфтой 17 переключения. Полэун 30 зацеплен вилками с муфтами 18 и 19, он имеет привод от педали сцепления, Наконечник рычага 31 переключения расположен в пазу направляющей 25, предохранители 32 и 33 расположены в пазах направляющих 24 и 26.

Коробка передач с механизмом переключения работает следующим образом.

Нейтральное положение.

Предохранители 32 и 33 (фиг.2) удерживают рычаг 31 переключения передач в нейтральном положении — в пазу направляющей 25 ползуна 28. Муфты 15 и 17 переключения (фиг.1) с вилками, полэунами 28 и

29 удерживаются в нейтральном положении. Дополнительная шестерня 21 заднего хода с вилкой и полэуном 27 удерживаются в выключенном положении. Муфты 18 и 19 вилками и ползуном 30 фиксируются в одном из крайних положений. На фиг.1 показано промежуточное (выключенное) положение обеих муфт.

Ползун 30 передвигается от педали сцепления при каждом переключении, остальные ползуны переключаются рычагом

31: ползун 28 — через два переключения, полэун 29 — через четыре переключения (как переключатель поддиапазонов: медленного, быстрого и заднего), ползун 27 — только при заднем ходе (фиг.2), I передача, Наконечник рычага 31 (фиг.6) усилием руки водителя, преодолевая сопротивление пружины предохранителя 33, смещается в паз направляющей 26. Поперечное перемещение ограничивается предохранителем, наконечник 31 рычага размещается в пазах двух направляющих 25 и 26, В этом положении рычаг сдвигаем в продольном, относительно оси КП, направлении, перемещают в правое положение оба ползуна, затем рычаг перемещают в паз только направляющей

25. Сдвигают направляющую 25 вместе с ползуном 28 вилкой и муфтой 15 переключения в левое положение (Л), Включенное положение закрепляется фиксаторами. Муфта

17 соединяет ступицу 16 с шестерней 9, а муфта 15 — ступицу 14 с шестерней 4, Ползун

30 находится в левом положении (Л), шестерня 10 муфтой 18 соединяется с шестерней 11. а муфта 19 разобщает шестерню 5 от шестерни 6.

Крутящий момент передается (фиг.5) от первичного вала 2 на ступицу 14, через муфту 15 на шестерни 4 и 12, трубчатый вал 13, 1654039 муфту 18, шестерни 10 и 6, трубчатый вал 8, шестерни 7 и 9, муфту 17 на ступицу 16 вторичный вал 3.

1I передача, Педалью сцепления (фиг. 8) переводят ползуном 30 муфты 18 и 19 из 5 левого положения в правое (П), при этом раэобщаются шестерни 10 и 11, но соединяются шестерни 5 и 6.

Крутящий момент передается (фиг.7) от первичного вала 2 до трубчатого вала 13 как 10 и ранее, затем через шестерни 11 и 5, муфту

19 на трубчатый вал 8 и далее íà I передаче.

IИ передача. Передвигают ползун 28 (фиг.10} из левого положения в правое, при этом муфта 15 соединяет ступицу 14 с шес- 15 терней 5. Ползун 30 переключает муфту 18 и 19.

Крутящий момент (фиг.9) передается от первичного вала 2 на ступицу 14, через муфту 15 на шестерни 5 и 11, муфту18,далее как 20 при 1 передаче.

IV передача.

Переводят муфты 18 и 19 из левого положения в правое (фиг.12).

Крутящий момент передается (фиг.11). 25 до шестерни 5 как при 1И.передаче, затем муфту 19 на шестерню 6 и далее как при предыдущих передачах.

Ч передача. Переводят наконечник рычага 31 (фиг.14) в пазы двух направляющих 30

25 и 26, сдвигают их в левое положение.

Переместив муфту 17 из правого положения в левое, включают другой поддиапазон— ускоренный (быстрый). Муфта 17 соединяет ступицу 16 с шестерней 10, а муфта 15 сту- 35 лицу 14 с шестерней 4. Как и при любом переключении ползун 30 изменяет положение муфт 18 и 19.

Крутящий момент передается {фиг.13) до шестерни 10 как при I передаче, далее 40 через муфту 17 на ступицу 16 и вторичный вал 3.

Ч! передача. Перемещают муфту 18 и 19 ползуном 20 (фиг.16) в правое положение.

Крутящий момент передается до шестерни 45

6 как при И передаче, далее на шестерню 16 и муфту 17 как при V передаче.

VI I передача.

Перемещают рычагом (фиг.18) ползун

28 из левого положения в правое, а попзун 50

30 педалью сцепления — из правого положения в левое.

Крутящий момент передается до шестерни 10 как при Il! передаче, далее как при предыдущей. 55

Vl l l передача.

Переводят муфты 18 и 19 ползуном 30 иэ левого положения в правое (фиг,20), Крутящий момент передается до шестерни 6 как при IV передаче. далее на шестерню 10 и как при V — Vll передачах.

l задний ход.

Иэ нейтрального положения смещают наконечник рычага 31 в паз направляющих

24 и 25 (фиг.22). Перемещают оба ползуна 27 и 28 в левое положение. При этом муфта 17 остается в нейтральном положении (Н), дополнительная шестерня 21 заднего хода входит в зацепление с шестернями 22 и 23, Крутящий момент (фиг.21) передается до трубчатого вала 8 как при I передаче переднего хода, далее через шестерни 22, 21 и 23 заднего хода, затем через муфту 17 опять. как и при! передаче, I1, Иl, IV передачи заднего хода также аналогичны своим передачам переднего хода, только между первичным и вторичным валом вместо шестерен 7 и 9 работают шестерни 22. 21 и 23.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая первичный вал с муфтой и расположенными по обе стороны от нее шестернями, две иэ которых связаны с валом посредством упомянутой муфты и введены в зацепление с шестернями вторичного вала, также снабженного муфтой и расположенными по обе стороны от нее шестернями. причем две из них имеют воэможность связи с валом при помощи упомянутой муфты и зацеплены с шестернями первичного вала, при этом коробка снабжена установленной на оси подвижной в осевом направлении шестерней заднего хода. вводимой в одном иэ положений в зацепление с шестернями первичного и вторичного валов и системой управления, отл и ч а ю ща я с ятем, что, с цепью расширения функциональных возможностей, шестерни первичного и вторичного валов, не связанные непосредственно с упомянутыми муфтами, обьединены в блоки и установлены на валах с возможностью вращения, а каждый иэ валов снабжен дополнительной муфтой для соединения одной иэ шестерен, соединяемых с валом при помощи муфты, с блоками, причем обе дополнительные муфты связаны между собой и имеют привод от педали сцепления.

1654039

Раг.6

Фиг 9

ЮыбГ

Фйг. 12

8bIK

Фиг. D

E передача

3 йередаиа

Фиг.11

F переда а

Ы юредача

1654039 — Э» /7 В

1654039 ю мредача

Уиа. 17 и передачка

Фиг. 19

E Загони< ход

1654039 Р за3иий ха0

Фиг. 25

lF юдний хЫ

Фиг. 27

Составитель С.Белоусько

Техред M. Ìîðãåíòàë Корректор Т.Малец

Редактор М.Бланар

Производств ванно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород. ул. Гагарина, 101

Заказ 1920 Тираж 339 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Коробка передач траспортного средства Коробка передач траспортного средства Коробка передач траспортного средства Коробка передач траспортного средства Коробка передач траспортного средства Коробка передач траспортного средства Коробка передач траспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа автомобилей, тракторов и т.д

Изобретение относится к машиностроению , в частности к планетарным коробкам передач, используемым, например, в трансмиссиях самоходных машин для изменения их скорости

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к устройствам трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к автомобильной технике

Изобретение относится к машиностроению, главным образом транспортному, и в первую очередь к автоматостроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх