Механизм свободного хода

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в комплексных гидродинамических передачах. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности. Механизм содержит наружную 1 и внутреннюю 2 обоймы, между которыми оппозитно установлены ролики (Р) 4 и равномерно пустотелые цилиндрические обечайки, поджатые прижимными устройствами . На торцах Р 4 выполнены цапфы 5, на которых установлены упругие кольца (К) 6. 2 Диаметр Р 4 меньше диаметра 6 на величины 2 д - величину деформации К и обечайки при передаче и номинальной нагрузки, а диаметр цапфы 5 меньше внутре ннего диаметра К 6 на величину (2,10 -2,2)6 , включении механизма обечайка и соответственно К 6 деформируются на величину 2 6. При этом вся нагрузка передается обе -айкам, а Р 4, заклиниваясь между обоймами 1 и 2, остаются ненагруженными. Пои перегрузке механизма Р 4 воспринимают дополнительную нагрузку, предотвращая дальнейший поворот обойм 1 и 2 относительно друг друга. Это предохраняет обечайки от чрезмерных деформаций, чтс повышает надежность механизма. Так как жесткость К 6 меньше жесткости обечаек и за счет того, что между цапфой 5 и внутренней поверхностью К 6 остается нормированный зазор (0,05 - 0, , нагрузка на К 6 минимальна, что снижает их износ и повышает долговечность механизма. 3 мп А-А С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

PECllYbflVIK (sI>s F 16 0 41/07

ГОСУДА Р СТ В Е ННЫ И КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

©" (л (Ь 3

Ы (Д (21) 4629830/27 (22) 17.10.88 (46) 15,06.91. Бюл, N 22 (71) Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (72) P.Н.Болдырев, В.П.Воинов, A.Ï.Ëàíäe и

Н.В.Филичкин (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1523775, кл, F 16 D 41/07, 1988. (54) МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в комплексных гидродинамических передачах. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности. Механизм содержит наружную 1 и внутреннюю 2 обоймы, между которыми оппозитно установлены ролики (Р) 4 и равномерно пустотелые цилиндрические обечайки, поджатые прижимными устройствами. На торцах P 4 выполнены цапфы 5, на которых установлены упругие кольца (К) 6.

„„„ Ж„„1656233 Al

Диаметр Р 4 меньше диаметра К 6 на величины 2 д — величину деформация К 5 и обечайки -ри передаче им;. номинал-.êàé нагрузки, а диаметр цапфы 5 меньше внутре:4него диаметра К 6 на величину(2,10-2,2) д, П рх включении механизма обечайка и соответственно K 6 деформируются на величину 2 д.

При этом вся нагрузка передается обе .айкам, à P 4, заклиниваясь между обоймами 1 и 2, остаются ненагруженными. При перегрузке механизма P 4 воспринимают дополнительную нагрузку, предствращая дальнейший поворот обойм 1 и 2 относительно друг друга. Зто предохраняет обечайки от черезмерных деформаций, чтс повышает надежность механизма. Так как жесткость К 6 меньше жесткости обечаек и за счет того, что между цапфой 5 и внутренней поверхностью К 6 остается нормированный зазор (0,05 — 0,1)д, нагрузка на К 6 минимальна, что снижает их износ и повышает долговечность механизма. 3 ил, A-A

1656233

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в комплексных гидродинамических передачах, Целью изобретения является повышение надежности и долговечности. 5

На фиг,1 показан механизм свободного хода, общий вид; на фиг.2 — разрез А-А на фиг,1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.2, Между наружной 1 и внутренней 2 обоймами, закрытыми с двух сторон защитными 10 крышками 3, оппозитно расположены два ролика 4 с цапфами 5, на которых установлены упругие кольца 6. Ролики 4 поджаты в узкую часть выемок, выполненных, например, в наружной обойме 1, прижимными 15 устройствами 7. Между обоймами 1 и 2 размещены также тела заклинивания в виде пустотелых цилиндрических обечаек 8, также поджатых прижимными устройствами 7, Диаметр ролика 4 меньше диаметра уп- 20 ругого кольца 6 на величину 2д, т,е. на величину деформации колец 6 и обечаек 8 при передаче ими номинальной нагрузки, а диаметр цапфы 5 меньше внутреннего диаметра упругого кольца 6 на величину 25 (2,10 — 2,20) д.

Величина деформации определяется из выражения

2Д вЂ” 2Н

1+соза где д — разность наружных радиусов упругого кольца и ролика;

Н вЂ” расстояние от центра оси механиз- 35 ма до плоскости рабочей поверхности обоймы;

0 — диаметр цилиндрической рабочей поверхности обоймы;

d — наружный диаметр обечайки; 40 о — минимально допустимый угол заклинивания обечайки.

Верхние знаки арифметических действий соответствуют механизму, имеющему внутреннюю обойму с цилиндрической ра- 45 бочей поверхностью, нижние знаки — механизму с внешней обоймой, имеющей цилиндрические рабочие поверхности.

Механизм свободного хода (МСХ) работает следующим образом, 50

При включении МСХ все тела заклинивания в виде обечаек 8 деформируются на величину 2д, при этом возрастает величина передаваемого с обоймы на обойму крутящего момента, в то же время в направлении 55 деформации уменьшается зазор между кольцами 6 и цапфами 5 роликов 4 также на

2д, Когда размер деформированного кольца

6 становится равным размеру ролика 4, происходит заклинивание ролика 4 между обоймами 1 и 2, При этом обечайки 8 передают полный расчетный крутящий момент, ролик

4 не нагружен, цапфа 5 ролика 4 прижата к внутренней поверхности кольца 6 прижимным устройством 7, так как между наружной поверхностью цапфы 5 и внутренней поверхностью кольца 6 остается нормированный зазор, равный (0,05 — 0,1)д, Любые колебания передаваемого MCX крутящего момента не приводят к затягиванию обечаек в клиновой зазор между обоймами 1 и 2, так как этому препятствует ролик

4, обладающий намного большей жесткостью, чем обечайки.

Таким образом, все дополнительные нагрузки на МСХ приводят к сжатию сплошного ролика 4 беэ дополнительной нагрузки колец 6, так как взаимодействие цапфы 5 и деформированного кольца 6 определяется только усилием прижимного устройства 7.

Жесткость колец 6 значительно меньше жесткости обечайки, являющейся силовым элементом, но выше жесткости пружин прижимных устройств 7, что позволяет четко разделить функции следящих (кольца 6) и силовых (обечайки 8) элементов MCX.

Таким образом, сплошные ролики 4 предохраняют обечайки 8 от черезмерной деформации в случае -возрастания нагруженности МСХ, что повышает его надежность, а так как упругие кольца 6 на цапфах

5 ролика 4 работают с малыми нагрузками, их износ минимален, следовательно, долговечность механизма повышается.

Формула изобретения

Механизм свободного хода, содержащий наружную и внутреннюю обоймы и раз.мещенные между ними тела заклинивания, часть из которых выполнена в виде полых цилиндрических обечаек, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, остальная часть тел заклинивания, включающая два оппозитно расположенных тела, выполнена в виде роликов с соосными цилиндрическими цапфами на торцах и установленных на цапфах упругих цилиндрических колец, наружный диаметр которых больше наружного диаметра ролика на величину, определяемую из соотношения

D cDs a

1 +cos а где 2д — разность наружных диаметров упругого кольца и ролика;

3656233

Н вЂ” расстояние от центральной оси механизма до плоскости рабочей поверхности обоймы;

0 †диаметр цилиндрической рабочей поверхности обоймы;

d — наружный диаметр обечайки; а — минимально допустимый угол заклинивания обечэйки,верхние знаки арифметических действий соответствуют механизму, имеющему внутреннюю обойму с цилиндрической рабочей поверхностью, нижние знаки — механизму с внешней обоймой, 5 имеющей цилиндрические рабочие поверхности, а внутренний диаметр колец больше диаметра наружной поверхности цапфы на величину (2.1 — 2,2) .

1656233

Состааитель В.Разоренов

Техред М.Моргентал Корректор С,Шевкун

Редактор А.Лежнина

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2041 Тираж 416 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям иоткрытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Механизм свободного хода Механизм свободного хода Механизм свободного хода Механизм свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых передачах, а также в двигателестроении для привода навесных агрегатов для устранения развития резонансных крутильных колебаний, возникающих в приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к обгонным муфтам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах для соединения и разъединения валов в зависимости от соотношения и направления относительных скоростей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в автоматизированных устройствах передачи вращательного движения и в экспериментальной технике

Изобретение относится к мапмностроению, в частности к муфтам свободного хода, и может использовать:ся в механических передачах

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения или разъединения валов с передачей крутящего момента в ту или иную сторону

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и агрегатов

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к ме.чанизмам для преобразования вран1ательного движения в поступательное, и позволяет повысить КПД механизма и упростить его конструкции

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к области машиностроения, предназначено для бесступенчатого регулирования скорости и может быть использовано в импульсных передачах, приводах стартеров двигателей внутреннего сгорания и аналогичных устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в автомобилях и колесных тракторах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам свободного хода

Изобретение относится к машиностроению, в частности к обгонным муфтам для передачи вращения только в одном направлении
Наверх