Коленчатый вал

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению. Цель изобретения - повышение надежности (сопротивления усталости) коленчатых валов, например, двигателей внутреннего сгорания за счет снижения напряжений в местах сопряжения коренных 1 и шатунных 2 шеек со щеками 3 (в галтелях 4). На коренных и шатунных шейках и щеках выполнены лыски 5 и 7 с цилиндрической поверхностью, расположенные перпендикулярно плоскости кривошипа. Каждая лыска на шейке соединена с лыской на щеке плоскостью 8, касательной к их цилиндрическим поверхностям. Плоскость 8 расположена под углом α к щеке: α = ARCTG ( Δ+2R<SB POS="POST">0</SB>) / T + 2R<SB POS="POST">0</SB>, где 98Д - величина перекрытия шеек

T - толщина щеки

R<SB POS="POST">0</SB> - радиус галтели. Глубина лыски на коренной (шатунной) шейке равна 0,04...0,12 диаметра коренной (шатунной) шейки, глубина лыски 7 на щеке - 0,12...0,36 толщины щеки. На щеке края продольного сечения дна лыски 7 выполнены дугообразными, выпуклыми в сторону щеки, радиусом, меньшим половины длины шейки. Длина лыски на щеке равна 0,3...0,8 ширины щеки. 3 табл. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИ 1ЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 С 3/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

6+2 г0 а =агст9 +2 го (21) 4757507/27 (22) 09.11.89 (46) 30.07.91. Бюл. N 28 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин ЯН БССР (72) В.Е.Степанов, Л.А.Кохановский, И.И.Гордейчик, И.В.Лазарь и В,Е.Фрадин (53) 621.43 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 11440011117755, кл. F 16 С 3/00, 1986. (54) КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению. Цель изобретения — повышение надежности (сопротивления усталости) коленчатых валов, например, двигателей внутреннего сгорания эа счет снижения напряжений в местах сопряжения коренных 1 и шатунных 2 шеек со щеками 3 (в галтелях 4). На коренных и

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению.

Целью изобретения является повышение надежности путем снижения напряжений в галтелях коленчатого вала, На фиг. 1 изображено устройство. общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг.1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4— схема для расчета параметров расположения лысок на шейках и щеках коленчатого вала.

Коленчатый вал содержит коренные 1 и шатунные 2 с перекрытием шейки и щеки 3, сопряженные между собой галтелями 4, а

„„ Ж„„1666820 А1 шатунных шейках и щеках выполнены лыски

5 и 6 с цилиндрической поверхностью, расположенные перпендикулярно плоскости кривошипа. Каждая лыска на шейке соединена с лыской на щеке плоскостью 8, касательной к их цилиндрическим поверхностям, Плоскость 8 расположена под углом а к щеке: а = arctg(Л+ 2г0)/t + 2г0, где Л— величина перекрытия шеек; t — толщина щеки: г — радиус галтели. Глубина лыски на коренной (шатунной) шейке равна

0,04...0,12 диаметра коренной (шатунной) шейки, глубина лыски 7 на щеке — 0.12...0,36 толщины щеки 3. На щеке края продольного сечения дна лыски 7 выполнены дугообразными, выпуклыми с второну щеки, радиусом, меньшим половины длины шейки.

Длина лыски на щеке равна 0,3...0,8 ширины щеки. 3 табл., 4 ил. также выполненные на шейках лыски 5 с цилиндрической поверхностью, расположенные перпендикулярно плоскости 6 (фиг.

3) кривошипа. Параллельно образующим лысок 5 на щеках 3 выполнены дополнительные лыски 7 с цилиндрической поверхностью. Каждая лыска 5 на шейке соединена с лыской 7 на щеке плоскостью 8, касательной к их цилиндрическим поверхностям и расположенной под углом а к щеке 3: где Ь- величина перекрытия шеек;

t — толщина щеки 3; г0 — радиус галтели 4.

1666820

Л+2 го а = arctg ——

t+2 rp

+(h1

I в

+(h1Я

Iг—

sin 2а

1 Ip (1 sin a), sin 2а

+ г, (1 — sin a), Глубина h1 (h1 ) лыски на коренной (ша

II тунной) шейке равна 0,04...0,12 диаметра d

1 (4 ) коренной (шатунной) шейки, II

Ось 9 лыски 5 на коренной (шатунной) шейке лежит на расстоянии 11 (11 ) or щеки 3: 5

I II

= г„+ (г1 — го ) сов а +

-(r1 — г, ) (1 — Sin а)) tg a, 10

= г, +(r1 — Ip)cosа+ — (r1" — rо ) (1 — Sin а) ) tg a, где г1 и r1 — радиусы лысок на коренной и

I II шатунной шейках; 15

h1 u hI — глубины лысок на коренной и

1 11 шатунной шейках.

Глубина h2 лыски 7 на щеке 3 равна

0.12...0,36 толщины tщеки 3,,а ось 10 лыски на щеке лежит на расстоянии 12 от шейки.

2 (Ь2 — (Г2 ГоД 1 — cos пj)

+ где гг — радиус лыски на щеке;

h2 — глубина лыски на щеке, На щеке 3 края 11 продольного сечения дна лыски 7 выполнены дугообразными, выпуклыми в сторону щеки, радиусом R, меньшим половины длины шейки. Длина1 лыски

7 на щеке равна 0 3.„0,8 ширины Ь щеки.

Радиусы г1, r1 и гг цилиндрических по11" верхностей лысок выполнены не меньшими, чем радиус ro галтели 4, .При работе коленчатого вала, например в двигателе внутреннего сгорания, он изгибается под действием рабочих нагрузок в плоскости 6 кривошипа. Наиболее нагруженными (опасными) сечениями вала являются сечения высотой V. Лыски 7 на щеках уменьшают жесткость вала в средней части вблизи плоскости 6 кривошипа эа счет увеличения длины f участка вала с высотой V, где в основном сосредотачивается деформация при изгибе. Жесткость участка длиной f приближается к жесткости краев 12 щеки 3. При этом края 12 воспринимают большую, чем в прототипе, часть нагрузки на вал, разгружая середину. Это выравнивает распределение напряжений по ширине Ь щеки и снижает их максимальные значения в опасных сечениях (в сечениях с высотой V на участке длиной f в средней части вала).

Выполнение каждой лыски 5 на шейке, соединенной с лыской 7 на щеке плоскостью 8, касательной к их цилиндрическим поверхностям и расположенной под углом ак щеке где Л- величина перекрытия шевк;

t — толщина щеки 3; г, — радиус галтели 4, при параметрах11, I

I1 и 12 расположения осей лысок на шейках в и щеках, определенных согласно формулам:

11 = r +(r1 — r,)cosа+

I I

+ (h1 — (r1 — ro ) (1 — sin а)) tg а, I1 = гp +(г1 — г, ) cosа+

ll Н

+ (h1 — (г1 Я вЂ” г, ) (1 — sin a ) ) tg а, h2 (г2 — го ) (1 — cos а) ) где r1 и rl — радиусы лысок на коренной и

I II шатунной шейках;

h1 и h1 — глубины лысок на коренной и

I II шатунной шейках;

r2 — радиус лыски на щеке;

h2 — глубина лыски на щеке, обеспечивает в наибольшей степени снижение жесткости в средней части вала при том условии, что высота V опасного сечения выполнена максимально возможной. равной расстоянию между галтелями по обеим сторонам щеки, т.е. выполнение лысок 5 и 7 согласно изобретению не уменьшает е отличие от прототипа высоты V опасного сечения. Это повышает момент сопротивления сечения при изгибе и снижает напряжения.

Увеличение момента сопротивления сечений в средней части вала покажем на примере образцов двигателя Д-240. Высота опасного сечения прототипа при выполнении лысок на шейке радиусом г1 = r1 = 4 мм и

I Н глУбиной h1 = h1 = 4 мм Равна Vpp =26,2 мм.

I II

Высота опасного сечения по изобретению

V» = 29.12 мм. Коэффициент увеличения момента сопротивления

k = (Vnpl Vvs)2 = (29,12126,2) 1,23. т.е. момент сопротивления опасного сечения изобретения увеличивается на 23;4.

Выполнение на щеке краев 12 продольного сечения дна лыски дугообразными, выпуклыми в сторону щеки, радиусом R, меньшим половины длины шейки. учитывает наиболее технологичный способ выполнения лыски фрезерованием. контур 13 фрезы показан на фиг, 1, Наибольший диа1666820 метр фрезы ограничен расстоянием между соседними щеками, т,е, длиной шейки.

Выполнение лысок с радиусами г1, r> r2

I II цилиндрических поверхностей не меньшими, чем радиус г, галтелей 4, необходимо, чтобы лыски не оказались концентраторами более значительными, чем галтели, Приведенные формулы для определения параметров расположения лысок на шейках и щеках (а, 1t, 1 ) получены согласно расчетной схеме (фиг. 4).

Параметры лысок (h1, h1, h2, L) подоI я браны экспериментально по результатам испытания образцов, выполненных на базе коленчатых валов двигателя Д-240 на сопротивление усталости при циклическом изгибе в плоскости кривошипа, Цикл нагоужения симметричный, база испытаний 10 циклов.

Испытания проводились на стендах конструкции ИНДМАШ АН БССР.

Результаты испытаний представлены в табл. 1-3. Сопротивление усталости коленчатых валов характеризуется величиной предельного изгибающего момента при циклическом изгибе. Предельный изгибающий момент — это максимальная нагрузка, которую вал выдерживает без разрушения.

Принятые обозначения соответствуют приверженным на фиг. 1-3, Радиусы лысок (г, rt r2) при испытаниях приняты равныI ми радиусу галтелей серийного вала Д-240 и составили 4 мм, Диаметры коренных шеек образцов d =

ll

=75 мм, шатунных d = 68 мм, толщина щек

l =- 25 мм, ширина щеки Ь = 110 мм.

Предельный изгибающий момент для серийного вала двигателя Д-240 равен 1600 Нм.

Из таблиц 1-3 видно, что оптимальными являютсв: глубина лысок на шейках

0,04...0,12 диаметра соответствующей шейки; глубина лысок на щеках 0,12...0,36 толщины щеки; длина лысок на щеках 0,3...0,8 ширины щеки. При этом предел выносливости предложенного коленчатого вала возрастает по сравнению с серийным валом двигателя Д-240 и прототипом на 19...25, следовательно, возрастает и надежность.

Формула изобретения

Коленчатый вал, содержащий коренные шейки, расположенные с перекрытием относительно последних шатунные шейки и щеки, сопряженные между собой галтелями, на шейках выполнены лыски с цилиндрической поверхностью, расположенные

5 перпендикулярно плоскости кривошипа, о тличающийся тем,что,сцельюповышения надежности путем снижения напряжений в галтелях, на щеках параллельно образующим указанных лысок выполнены

10 дополнительные лыски с цилиндрической поверхностью, каждая лыска на шейке соединена с лыской на щеке участком поверхности, лежащим в плоскости, касательной к цилиндрическим поверхностям лысок и рас15 положенной под углом а к щеке, равным а = arctg (Л+ 2 rp )/(t + 2 ro ), 1 = го + (r rp ) cos а +

+ (h q — (гс — г, ) (1 — s1n a ) ) tg a, 30 где г — радиус лыски на шатунной шейке;

h> — глубина лыски на шатунной шейке, глубина лыски на щеке равна 0,12-0,36 толщины щеки, при этом ось лыски на щеке расположена на расстоянии 12 от шейки, 35 равном

12 =

= (2 (hg — (г2 — г, ) (1 — cos а ) )/sin 2 а)+

+ г (1 — sin a), 40 где гг — радиус лыски на щеке;

hg — глубина лыски на щеке, причем края лыски на щеке в продольном

45 сечении выполнены выпуклыми в сторону щеки и скругленными с радиусом, меньшим половины длины шейки, длина лыски на щеке равна 0,3-0,8 ширины щеки, а радиус цилиндрической поверхности лысок не

50 меньше радиуса галтели. где Л вЂ” величина перекрытия шеек;

20 т — толщина щеки;

rp — радиус галтели, глубина лыски на шатунной шейке равна

0,04-0,12 диаметра шатунной шейки, а ось лыски на шатунной шейке расположена на

25 расстоянии 1 от щеки, равном

1666820

Таблица 1

Предельный изгибающий момент, Нм, для коленчатого вала — прототипа при различных глубинах h> и hi лысок на шейках

1500

1600

1600

Таблица 2

Предельный изгибающий момент. Нм, для коленчатого вала по изобретению при различных глубинах hi h> и hz лысок на шейках и щеках и постоянной длине L лысок на щеках ! П аблица

Предельный игзгибающий момент, Н, для коленчатого вала по изобретению при различной длине L лысок на щеках и постоянных глубинах h<, hi, Ь лысок на шейках и щеках

1 И п1 -004 d -3мм

h1 - 0,04 d = 2 7 мм

h1 - 0 08 0 = 6 мм й1 = 0,08 d = 5,4 мм

h> - 0,12 4 = 9 мм й1 =0,12 d =8,2мм

1666820

1666820

Составитель Н.Бухарев

Техред М. Моргентал Корректор М.Максимишинец

Редактор О.Спесивых

Производственно-иадательскиЧ комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2512 Тираж 429 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по иэобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коленчатый вал Коленчатый вал Коленчатый вал Коленчатый вал Коленчатый вал Коленчатый вал 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к приводному валу с закрепленными на нем приводными элементами, т

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению и может быть использовано в конструкциях коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания и других машин и механизмов, содержащих коренные и шатунные шейки, соединенные щетками с помощью галтельных переходов

Изобретение относится к машиностроению и касается усовершенствования поршневых машин - двигателей насосов и компрессоров, в частности коленчатого вала, в частности оснащения его шатунных и коренных шеек подшипниками качения, при этом решается задача возможности использования неэтилированного бензина, при этом без снижения мощности двигателя внутреннего сгорания одновременно решается вторая задача: значительного уменьшения вредных выбросов в атмосферу

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания с девятикривошипным коленчатым валом, преимущественно в среднеоборотных и высокооборотных двигателях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкции коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к ремонтным работам, а именно к способам восстановления изношенных коленчатых валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к конструкциям коленчатых валов

Изобретение относится к узлу передаточного механизма, в частности двигателя внутреннего сгорания
Наверх