Способ испытания зубьев зубчатых колес

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при определении эксплуатационных характеристик зубчатых колес и других сложнопрофильных изделий. Цель изобретения - приближение условий испытаний к эксплуатационным путем учета влияния различного соотношения нагрузок, прикладываемых к рабочей поверхности зуба в испытуемых зонах, на накопление в нем повреждений. Испытуемое зубчатое колесо 2 устанавливают и фиксируют в опорах основания 1. Устанавливают заданное и постоянное для данного цикла нагружения сочетание нагрузок в зонах 4 и 5 зуба испытаемого колеса 2 путем подбора требуемого соотношения плеч нагружающего элемента 3. Пульсатором прикладывают к последнему двустороннюю нагрузку и измеряют последовательно деформации в контролируемой точке 6. По изменению деформации от одного цикла нагружения к другому циклу нагружения судят о накоплении повреждений. Для перехода на дополнительный цикл нагружения изменяют соотношение прокладываемых нагрузок. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (и)5 G 01 М 13/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4494649/28 (22) 17.10.88 (46) 23.08,91. Бюл. М 31 (71) Институт сверхтвердых материалов

АН УССР (72) M.Ã.Ñòîð÷àê, Г.И.Чеповецкий, В.А.Скрябин и Г.В.Пилипенко (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 630545, кл. 6 01 М 13/02, 1976, Авторское свидетельство СССР

М 1580205, кл. G 01 М 13/02, 1988. (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при определении эксплуатационных характеристик зубчатых колес и других сложнопрофильных изделий.

Цель изобретения — приближение условий

„„. Ж„„1672258 А1 испытаний к эксплуатационным путем учета влияния различного соотношения нагрузок, прикладываемых к рабочей поверхности зуба в испытуемых зонах, на накопление в нем повреждений. Испытуемое зубчатое колесо

2 устанавливают и фиксируют в опорах основания 1. Устанавливают заданное и постоянное для данного цикла нагружения сочетание нагрузок в зонах 4 и 5 зуба испытаемого колеса 2 путем подбора требуемого соотношения плеч нагружающего элемента

3. Пульсатором прикладывают к последнему двустороннюю нагрузку и измеряют последовательно деформации в контролируемой точке 6. По изменению деформации от одного цикла нагружения к другому циклу нагружения судят о накоплении повереждений.

Для перехода на дополнительный цикл нагружения изменяют соотношение прокладывавмых нагрузок. 1 ил.

16 2258

10 фиксации исг;ытуемого колеса 2, пульса- -15

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при определении эксплуатационных характеристик зубчатых колес и других сложнопрофильных иэделий.

Целью изобретения является приближение условий испытаний к эксплуатационным.

На чертеже изображена схема устройства для реализации предлагаемого способа.

Устройство содержит основание 1 с упорами (не показаны) для установки и тор (не показан) и нагружающий элемент

3. Последний выполнен в виде шарнирно связанногс ",. основанием 1 деуплече о рычага с двумя сопряженными цилиндрическими рабочил;и поверхностями, размещенными нч разных плечах. Первая рабочая цилиндрическая поверхность предназначена для взаимодействия с поверхностью зуба испытуемого колеса 2 в зоне 4 однопарного зацепления и выполчена с радиусол, равным радиусу кривизны профиля зуба сопрягаемого колеса в полюсной зоне, другая — в зоне 5 контакта на вершине зуба и выполнена ". радиусом кривизны, равным радиусу кривизны профиля зуба сопрягаемого колеса в начале активного участка. Пульсатор связан с одним из плеч нагружающе о элемента и выполнен двустороннего действия. Двуплечий рычаг выполнен с регулируемым огношением плеч, например, путем обеспечения перемещения его шарнирной связи с основанием 1 по рычагу между плоскостями, перг.ендикулярными профилю зуба испытуемого колеса 2 в зонах 4 и 5, С последним в контролируемой точке, например в точке 6, связано устройство для контроля деформации, например, в виде упругого злемен,а и тенэисторов (не показаны), Спо об реализуется в след;ющей последовагельности.

Испытуемое зубчатое колесо 2 устанавливают и фиксируют в опорах основания 1.

Устанавливают заданное и постоянное для данного цикла нагружения сочетание нагрузок в зонах 4 и 5 зуба испытуемого колеса 2 путем подбора требуемого соотношен ;я плеч нагружающего элемента 3 или регулировкой соотношения двусторонни усилий, прикладываемых к, ему.

Прикладывают к элементу 3 двустороннюю нагрузку при помощи пульсаторз, обеспечивая в цикле нагруже-,ия в зоне 4 однопарного зацепления и вершине 5 испытуемого зуба колеса 2 последовательное

55 приложение и снятие сосредоточенных нагрузок, перпендикулярных его рабочей поверхности. Измерение деформаций в цикле нагружения осуществляют в точке 6 зуба при помощи устройства для контроля деформации в моменты последовательного приложения и снятия элементом 3 нагрузки в зонах 4 и 5. Определяют относительную деформацию, являющуюся контролируемым параметром, и по ее изменению от одного цикла нагружения к другому циклу нагружения судят о процессе накопления повреждений и его интенсивности . После достижения контролируемым параметром заданного значения, например, допустимой величины относительной деформации или проведения требуемого числа циклов нагружения устанавливают другое соотно. шение вели ин сосредооченных нагрузок для зон 4 и 5, изменяя, например, отношение плеч нагружающего элемента 3 путем перемещения его шарнирной связи с основанием 1 по рычагу к зоне 5, и дополнительный цикл нагружения, и измерения деформаций повторяют в указанной последоватег ьности.

При таком определении процесса накопления повреждений можно судить о наличии поверждений в наиболее опасных, с точки зрения возможности разрушения зубчатого колеса, зонах:; у корня зуба и в его полюсной зоне. Регистрация процесса накопления повреждений в материале может вестись Kýê для всей конструкции зуба. так и для каждой опасной зоны отдельно. Для определения накопления повреждений в конкретной опасной зоне необходимо из величины деформации зуба, полученной при его нагружении в начале активного участка (в этот момент свое влияние на деформацию зуба оказывают обе наиболее интенсивно повреждающиеся зоны), отделить величину деформации зуба, полученную в момент нагружения полюсной зоны (при этом влияние на деформацию зуба оказывает в основном повреждение у корня зуба). Это позволит оценить влияние на деформацию зуба повреждения полюсной зоны зуба. Отнеся полученные значения к аналогичным в последующий цикл нагружения, можно судить о накоплении повреждения в опасных зонах зуба.

Испытания по данному способу проводились для случая моделирования погрешностей сборки зубчатой пары, в частности для случая перекоса осей. При этом усилие в дополнительном цикле нагружения в эо". контакта на вершине зуба составило

,/ 6 кН (усилие. реализованное в аналоги1672258 ной зоне в основном цикле нагружения, составило 9.2 кН), а в зоне однопарного зацепления в дополнительном цикле — 5,5 кН (при испытаниях в основном цикле нагружения — 4.6 кН).

Составитель Ю. Красненко

Техред М.Моргентал Корректор А. Осауленко

Редактор Л. Гратилло

Заказ 2831 Тираж 340 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Сравнение по количеству циклов нагружения испытываемого зуба зубчатого колеса до достижения заданного значения контролируемого параметра показало, что при дополнительном цикле нагружения эта величина составила 1.6 10 циклов, а при основном — 1,85 10 .

Кроме того. наблюдение за процессом накопления повреждений в зубе позволяет выявить закономерности развития разрушения. Так, в основном цикле нагружения повреждения наблюдались преимущественно в зоне 4 однопарного зацепления, и выход испытываемых зубьев иэ строя происходил в указанной зоне. В то же время при дополнительном цикле нагружения первоначально процесс накопления повреждений более интенсивно происходил в зоне однопарного зацепления, а в конечной стадии испытаний он наблюдался у корня зуба, где и происходили окончательные разрушения.

Формула изобретения

1. Способ испытания зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что устанавливают и фиксируют на основании испытуемое

5 колесо, в цикле нагружения в зоне однопарного зацепления и вершине испытуемого зуба последовательно прикладывают перпендикулярно рабочей поверхности последнего и снимают две сосредоточенные

10 нагрузки заданного соотношения и о накоплении повреждений судят по одному из контролируемых параметров, о т л и ч а юшийся тем. что, с целью приближения условий испытаний к эксплуатационным, в

15 цикле нагружения измеряют деформации испытуемого зуба в одной из контролируемых точек в моменты нагружения испытуемых зон последнего, а за контролируемый параметр принимают разность измеренных

20 деформаций от одного цикла нагружения к другому циклу нагружения, 2. Способпоп1.отличающийся тем, что после достижения контролируемым параметром заданного значения, изме25 няют соотношение величин сосредоточенных нагрузок и испытания продолжают при дополнительном цикле нагружения, аналогичном основному.

Способ испытания зубьев зубчатых колес Способ испытания зубьев зубчатых колес Способ испытания зубьев зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к стендам для испытаний механических передач (редукторов, коробок скоростей и др.)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании в электрических стендах механических передач, например реверсивных редукторов, коробок скоростей и т

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при исследованиях динамических процессов, протекающих в редукторах и различных зубчатых механизмах

Изобретение относится к стендовому оборудованию для испытаний элементов передач с гибкой связью, в частности для испытания элементов зубчатых ременных передач

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке и испытании под реверсивной нагрузкой мотор-редукторов, число которых кратно двум при одновременном контроле величины нагрузки

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес

Изобретение относится к испытательной технике в машиностроении

Изобретение относится к оборудованию для испытания деревообрабатывающих станков и их узлов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при диагностировании и испытаниях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях ведущих мостов транспортных средств

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх