Способ диагностирования динамических качеств транспортного средства
Изобретение относится к технике диагностирования транспортных средств, например автомобиля с карбюраторным двигателем . Целью изобретения является повышение точности за счет определения динамики разгона или приемистости автомобиля при нелинейности кривых разгона. Определяют в разгоне постоянную времени автомобиля при соответствующей амплитуде ступенчатого воздействия, а тангенс угла наклона кривой разгона к оси времени определяют в начальной точке кривой разгона по отношению максимальной Частоты вращения колеса к величине постоянной времени . Кроме того, это отношение определяют при наименее возможных амплитудах ступенчатого воздействия на дроссельную заслонку . 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (si)s G 01 M 17/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4730478/11 (22) 21.08.89 (46) 15,11.91.Бюл. N 42 (71) Государственный всесоюзный научноисследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) В.С.Кузьменков (53) 622.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР М
943551, кл. G 01 M 15/00, 1980. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к технике диагностирования транспортных средств, наИзобретение относится к диагностированию транспортных средств, например автомобиля с карбюраторным двигателем.
Целью изобретения является повышение точности за счет определения динамики процесса разгона или приемистости автомобиля при нелинейности кривых разгона.
На чертеже представлен график изменения угловой скорости во времени.
Способ осуществля ют следующим образом.
Автомобиль устанавливают, например, задними ведущими колесами на барабаны тягового стенда, На прямой передаче выводят автомобиль на установившийся режим вращения ведущих колес по барабанам стенда. Подают на дроссельную заслонку ступенчатое воздействие с соответствующей амплитудой за время, определенное исходя из частоты среза по каналу измерения частоты вращения ведущих колес эталонно„„59 „„1691 705 А1 пример автомобиля с карбюраторным двигателем. Целью изобретения является повышение точности за счет определения динамики разгона или приемистости автомобиля при нелинейности кривых разгона.
Определяют в разгоне постоянную времени автомобиля при соответствующей амплитуде ступенчатого воздействия, а тангенс угла наклона кривой разгона к оси времени определяют в начальной точке кривой разгона по отношению максимальной Частоты вращения колеса к величине постоянной времени. Кроме того, это отношение определяют при наименее возможных амплитудах ступенчатого воздействия на дроссельную заслонку. 1 з.п.ф-лы, 1 ил. го автомобиля. Измеряют максимальную ча- Я. стоту вращения ведущих колес в конце процесса разгона и постоянную времени автомобиля при соответствующей амплитуде ступенчатого воздействия, определяют 0с. отношение максимальной частоты враще- К ) ния ведущего колеса к величине постоянной времени. Величина этого отношения равна . тангенсу угла наклона кривой разгона к оси времени в начальной точке кривой разгона автомобиля и,сравнивая эту величину с эталонным ее значением, определяют величину приемистости автомобиля. евай
Под частотой среза fcp по каналу измерения частоты вращения ведущих. колес понимается частота синусоидальных перемещений дроссельной заслонки, при которой исчезают колебания частоты вращения ведущего колеса автомобиля.
Постоянная времени(Ta) — это время, за которое транспортное средство разогнв1691705 ния частоты вращения ведущего колеса автомобиля. Определяют частоту среза автомобиля — частоту колебаний амплитуды перемещения дроссельной заслонки, при которой исчезают колебания частоты вращения ведущего колеса автомобиля. Частота среза по каналу измерения частоты вращения ведущих колес при испытаниях была равна tcp=2 Гц. Время нанесения ступенчатого воздействия при испытании автомобиля на приемистость в режиме разгона равно 0 25 с. Оно определялось по формуле
1н = =0,25с.
2 fcp
Затем наносят ступенчатое воздейстВие на дроссельную заслонку и за тих=0,25 с
Или меньшее время с различной амплитудой до ее максимальной величины. Измеряют максимальную частоту вращения
55 лось бы от начальной до номинальной скорости, при действии на его ведущих колесах постоянной разности моментов, равной номинальному моменту.
Постоянная времени Та определяется, 5
Например, графически по кривой разгона (м.чертеж). Проводят асимптоту к кривой азгона, а в начальной точке кривой разгона касательную до пересечения с асимптотой. Время от начала разгона и до момента 10 ересечения касательной с асимптотой и сть постоянная времени данного трансортного средства, где T> — постоянная времени автомобиля; вк — конечная угловая скорость в конце 15 разгона; а — угол наклона касательной к оси времени.
Тангенс угла наклона а равен отноше .ию ма кси мал ь ной частоты вращения веду- 20 его колеса к величине постояннойремени, Величина тангенса угла в начальный момент времени О и характеризует приемиотость автомобиля в зависимости от 25 амплитуды ступенчатого воздействия, пода ваемого нэ дроссельную заслонку.
Пример . Автомобиль устанавливают едущими колесами на барабаны тягового тенда. На прямой передаче автомобиль вы- ЗО одится на установившийся скоростной реим, который контролируется, например,, о частоте вращения коленчатого вала (1700 б/мин). От генератора входных воздейстий, установленного в кабине автомобиля, З5 т одают на дроссельную заслонку постепенно возрастающие синусоидальные воздейтвия. На шлейфовом осциллографе егистрируют колебания амплитуды перемещения дроссельной заслонки и колеба- 40 ведущего колеса в конце.разгона, т,е. на установившихся режимах определяют постоянные времени, соответствующие различным амплитудам ступенчатого воздействия. Определяют отношения максимальных частот вращения ведущего колеса к. соответствующим величинам постоянных времени при различных амплитудах ступенчатого воздействия (равных углу открытия дроссельной заслонки). Затем проводят аналогичную серию испытаний автомобиля, например, при опережении зажигания в двигателе на +10 и запаздывании на -10, определяют отношения при различных амплитудах ступенчатого воздействия до ее максимальной величины. Эти испытания позволили определить, что информативность обобщенного диагностического параметра — отношения максимальных частот вращения ведущего колеса к соответствующим величинам постоянных времени больше при малых амплитудах ступенчатого воздействия.
Так величина отношения при ступенчатом воздействии, равном 25 угла открытия дроссельной заслонки эталонного автомобиля, равна 10 рад С, у отрегулированного на запаздывание и опережение зажигания на + 10 она уменьшилэсь до величины
6 рэд С . Величина отношения при сту.-2 пенчатом воздействии, равном 70 угла открытия дроссельной заслонки эталонного автомобиля, равна 15, 5 рад.С, у отрегулированного на запаздывание и опережение зажигания нэ «+10 уменьшилось до величины 11,5 рэд С . Поэтому це-2 лесообразнее, так как это менее энергоемко и трудоемко, определять этот диагностический параметр при наименьших амплитудах ступенчатого воздействия, например, 25ЗО по углу открытия дроссельной заслонки, Формула изобретения
° 1, Способ диагностирования динамических качеств транспортного средства, например автомобиля с карбюраторным двигателем, заключающийся в том, что при вращении ведущих колес с установившейся угловой скоростью осуществляют ступенча тое воздействие на регулятор подачи топлива в течение времени, определенного исходя из частоты среза по каналу измерения частоты вращения ведущих колес эталонного автомобиля, и измеряют максимальную частоту вращения в разгоне, а динамические качества определяют по сравнению тангенса угла наклона кривой изменения угловой частоты с его эталонным значением, отличающийся тем, что, с целью повышения точности зэ счет определения динамики процесса разгона или при1691705
Составитель С.Белоусько
Техред М.Моргентал Корректор А.Осауленко
Редактор Ю.Середа
Заказ 3922 Тираж . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 емистости автомобиля при нелинейности кривых разгона, определяют при разгоне автомобиля постоянную времени при соответствующей амплитуде ступенчатого воздействия, а тангенс угла наклона кривой 5 разгона к оси времени определяют в начальной точке кривой разгона по отношению максимальной частоты вращения веду его колеса к величине постоянной времени.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что отношение определяют при наименее возможных амплитудах ступенчатого воздействия.