Шина большегрузного автомобиля

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)в В 60 С 5/00

ГОС УДАР СТВ Е ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

k (21) 4807664/11 (22) 28.03.90 (46) 23.11.91. Бюл. М 43 (71) Магнитогорский горно-металлургический институт им. Г,И.Носова (72) А.И.Борохович, Б.А.Борохович и В.P.Кунакбаев (53) 629.113(088.8) . (56) Третьяков М.Ф, Пневматические шины.

Справочник-каталог, М,: Россельхозиздат, 1978, с. 90, рис, 5, (54) ШИНА БОЛЬШЕГРУЗНОГО АВТОМО, БИЛЯ (57)Изобретение относится к шинной промышленности, может быть использовано в большегрузных колесных машинах и,механизмах, например в карьерных автомобилях. Цель — повышение срока службы шины.

Шина .состоит из разъемных сегментных секций 1 с одинаковым центральным углом 90-120 . Каждая секция 1 снабжена карка- сом, выполненным в виде волнообразных

„„5Q„„1692868 А1 оснований 2, размещенных по торцам секции 1. В прорезях оснований 2 шарнирно закреплены дугообразные элементы бортов

5, которые соединены опорными арочными элементами, выполненными из латунированной перфорированной ленты ромбообразной формы. К центрирующим выступам оснований 2 жестко прикреплены продольные опорные ленточные элементы, которые оперты на арочные элементы. Гребни одного торцового основания 2 снабжены центрирующими шипами, а во впадинах другого основания 2 выполнены пазы. На каркас шины наложены несколько слоев технической ткани, и он завулканизирован в ней. В беговой дорожке протектора выполнены ка-. навки и в них уложены съемные протекторные кольца, армированные нитями металлокорда. Между собой секции 1 соединены путем размещения гребней одного основания 2 во впадинах другого основания 2.

Секции 1 стянуты болтами 20. 2 з.п. ф-лы. 7 ил.

1692868

40

Изобретение относится к шинной промышленности и может быть использовано в большегрузных колесных машинах и механизмах, например в карьерных автомобилях.

Цель изобретения — повышение срока службы шины и повышение жесткости крепления борта шины на ободе колеса, На фиг,1 изображена шина в собранном виде, общий вид; на фиг.2 — разрез А-А на фиг,1; на фиг.3 — каркас шины в аксонометрии; на фиг.4 — волнообразное основание, во впадинах которого выполнены пазы, вид .сбоку; на фиг.5 — волнообразное основание, на гребнях которого выполнены шипы, вид сбоку; на фиг,6 — вид Б на фиг.4; на фиг,7— вид B на фиг.4.

Шина большегрузного автомобиля состоит из разъемных сегментных секций 1 (фиг,1) с одинаковым центральным углом а и может иметь 3 — 4 секции соответственно с центральным углом а == 120 или а = 90, Выполнение шины из равных однотипных секций 1 обеспечивает равномерное нагружение каждой секции 1, позволяющее перераспределить усилия по всей поверхности шины, что уменьшает износ последней. Кроме того, увеличение долговечности шины обеспечивается за счет унификации ее секций и позволяет при минимальном числе запасных секций осуществлять заменутолько одной, вышедшей из строя секции, а не всей шины. Все это обеспечивает повышение срока службы шины.

Выполнение секции 1 с центральным углом, большим 120, нецелесообразно., так как в этом случае шина состоит только из двух секций, что приводит к неравномерному нагружению шины и более частой перегрузке места стыка секций, в результате чего происходит его разрушение и обе секции выходят из строя. Следовательно, срок службы шины в этом случае низкий.

Выполнение секции 1 с центральным углом, меньшим 90, также нецелесообразно, так как в этом случае шина состоит из шести секций, а это увеличивает трудоемкость работ при сборке шины. Кроме того, увеличивается трудоемкость работ и при изготовлении мелких секций.

Каждая секция 1 (фиг.2,3) снабжена каркасом, выполненным в виде размещенных по торцам секции 1 волнообразных оснований 2 (фиг, 1 — 7), которые изогнуты по форме поперечного сечения шины, Выполнение оснований 2 волнообразной формы обеспечивает эластичность стыка сегментных секций 1 при наезде шины на препятствие и исключает перегрузку места стыка секций.

В нижних частях оснований 2 выполнены прорези 3 (фиг,2,3,6,7) и сквозные отверстия 4, оси которых направлены перпендикулярно прорезям 3, При этом в отверстиях 4 (фиг,6) выполнена резьба для установки болтов, В прооезях 3 (фиг.3) шарнирно закреплены дугообразные элементы бортов 5, которые между собой соединены опорными арочными элементами 6, выполненными из латунированной перфорированной ленты робмовидной формы, Опорные арочные элементы 6 жестко прикреплены с одинаковым шагом к дугообразным элементам борта 5. На внутренней поверхности оснований 2 секции 1 выполнены центрирующие выступы 7 (фиг.4,5,7), которые расположены на расстоянии 30 — 40 мм. К выступам 7 жестко прикреплены продольные опорные латунированные ленточные элементы 8 (фиг.3). При этом ленточные элементы 8 размещены сверху арочных элементов 6 и оперты на них, Такое конструктивное выполнение каркаса шины позволяет образовать упругую пространственную арочную конструкцию, которая за счет выполнения опорных арочных элементов 6 ромбовидной формы, обеспечения возможности смещения их относительно продольных опорных ленточных элементов

8, а также создания равномерного зазора междусмежными арочными элементами 6 в радиальном направлении, позволяет при контакте с неровностями дорожного покрытия не только равномерно перераспределять возникающие при этом нагрузки по всему периметру шины, но и обеспечить защиту боковин шины от пробоя, Выполнение продольных ленточных элементов 8 и арочных перфорированных элементов 6 латунированными обеспечивает высокую адгезию элементов каркаса с обрезиненной технической тканью, исключает их расслаивание.

Все это позволяет повысить срок службы шины.

Гребни 9 (фиг,3,5) волнообразного основания 2, установлен ного с одного торца секции 1, снабжены центрирующими коническими шипами 10, а во впадинах 11 (фиг.3,4) другого торцового волнообразного основания 2 выполнены пазы 12 (фиг.2 — 4, 6,7) по форме шипов 10. При этом основание каждого конического шипа 10 должно быть не менее чем в два раза больше его высоты, а конусность шипа и, соответственно, паза

12 выбирают в пределах 1/20-1/40. Такоевыполнение шипов 10 и пазов 12 обеспечивает при стыковке смежных секций 1 соосность и фиксирование взаимного положения секций 1, а также позволяет разгрузить соединительные болты от работы на

1692868

50 срез. Это повышает долговечность соединения секций, а следовательно, и срок службы шины в целом.

Кроме того, по внешней торцовой поверхности основания 2 выполнены с равномерным шагом сквозные отверстия 13 (фиг.2,3,6,7).

Каркас секции 1 снаружи и изнутри охвачен наложенными внахлест несколькими слоями 14 (фиг.2) обрезиненной технической ткани и завулканизирован в ней. При этом каркас, состоящий из продольных опорных ленточных элементов 8, опирающихся на опорные арочные элементы 6, выполняет одновременно и роль брекера в шине, связывающего в одно целое каркас и протектор с беговой дорожкой 15 (фиг,2), в которой выполнены канавки 16 и в них уложены сьемные протекторные кольца 17, армированные нитями металлокорда. При этом рисунок протекторных колец 17 зависит от дорожных и климатических условий работы. шины.

Для соединения секций 1 шины в единое целое в боковинах 18 (фиг,1) выполнены окна 19 для установки болтов 20. При этом окна 19.смежных стыкуемых секций 1 расположены соосно, причем головка 21 (фиг.1) болта 20 размещена в окне 19 одной стыкуемой секции 1, а конец 22 болта 20 размещен в окне 19 другой секции 1 и на него навинчена гайка 23.

Для повышения жесткости крепления борта шины к ободу колеса шина снабжена сьемными кольцами 24 (фиг,1), которые напрессованы с охватом дугообразных элементов 5 борта. Внутрь шины вставлена камера 25 (фиг.2). Сборку шины осуществляют следующим образом.

На специальном. стенде (не показано) жестко закрепляют дугообразные элементы бортов 5 (фиг:3), затем их концы заводят в прорези 3 волнообразных оснований 2, устанавливаемых с торцов собираемой секции 1. Причем на одном торце секции 1 устанавливают волнообразное основание 2, на гребнях 9 которого выполнены центрирующие шипы 10, а на другом торце секции 1 устанавливают волнообразное основание 2, во впадинах 11 которых выполнены по форме шипов 10 пазы 12. Основания 2 шарнирно соединяют с дугообразными элементами

5 посредством болтов, установленных в отверстиях 4. Затем к дугообразным элементам 5 жестко крепят ромбовидные опорные арочные латунированные элементы 6, расстояние между которыми принимают равным 30 — 40 мм, К центрирующим выступам 7 (фиг.4,5), расположенным с внутренней стороны оснований 2,жестко прикрепляют про5

40 дольные опорные латунированные ленточные элементы 8 так, чтобы они опирались на арочные элементы 6, образуя объемный каркас, При этом длина продольных ленточных элементов 8 должна обеспечивать заданный центральный угол секции 1 шины с отклонением 1, а расстоя н ие между элементами 8 по периметру волнообразного основания 2 принимают равным 30 — 40 мм. Такие соотношения размеров обеспечивают каркасу необходимую эластичность и прочность. Затем на образованный каркас секции 1 снаружи и изнутри накладывают внахлест несколько слоев 14 (фиг.2) обрезиненной технической ткани и отправляют секцию 1 на вулканизацию. В процессе вулканизации на поверхности протектора в беговой дорожке 15 выполняют канавки 16, а в боковинах 18 секции 1 шины выполняют окна 19 для установки соединительных болтов 20. При этом на каждой боковине 18 (фиг.1) секции 1 шины выполняют по четыре окна 19, т.е. по два с каждого торца секции

1.

После этого в окна 19 одной секции 1 устанавливают болты 20, затем стыкуют две смежные секции 1 так, чтобы центрирующие конические шипы 10 гребней 9 одного волнообразного основания 2 вошли в пазы 12 впадин 11 другого основания 2.

Болты 20 пропускают в окна 19 другой секции 1 и на концы 22 болтов 20 накручивают гайки 23, затем плотно стягивают стыкуемые секции 1 шины. Аналогично пристыковывают следующую секцию 1 до получения полной шины. После этого с противоположных сторон шины на дугообразные элементы 5 напрессовывают с охватом съемные кольца 24, а в канавки 16 (фиг.2) беговой дорожки 15 протектора устанавливают сьемные протекторные кольца 17. Собранная шина подвергается балансировке любым известным способом, после чего внутрь шины вставляют камеру 25 и шина готова к эксплуатации.

В карьерном автомобиле шина работает следующим образом, При наезде на препятствие, например на камень, соответствующая часть секционной шины деформируется и передает через ромбовидные опорные арочные элементы 6 и продольные опорные ленточные элементы

8 нагрузку на всю поверхность шины, равномерно распределяя ее. В случае, если камень воздействует на боковины 18 шины, то пробой последних исключается за счет обеспечения ромбовидной поверхностью опорных арочных элементов 6 дополнительного сопротивления разрушению боковин.

Кроме того, предлагаемая конструкция ши1692868 ны обеспечивает, сохранность камеры за счет предохранения ее от проколов.

В случае выхода из строя одной из сек-: ций 1 шины последняя демонтируется и заменяется новой. 5

Преимуществом предлагаемой шины является увеличение в 1,85 раза срока службы шины за счет повышения ее износостойкости, достигаемой путем увеличения гибкости и прочности каркаса, обеспечения 10 эластичности стыка секций, исключения пробоя боковин шины, а также за счет обеспечения выборочной замены в шине изношенных секций, Формула изобретения 15

1. Шина большегрузного автомобиля, содержащая протектор с беговой дорожкой, в которой выполнены продольные канавки с уложенными -в них съемными протекторными кольцами, армированными нитями из 20 еталлокорда, каркас, боковины, борта с пя- кой и: носком, отличающаяся тем, что, с целью повышения срока службы шины, Она выполнена из разъемных сегментных фекций с одинаковым центральным углом, а 25 каркас каждой секции выполнен в видЕ размещенных по торцам секции волнообразных оснЬваний, изогнутых по форме поперечного сечения шины, в нижних час-! bo тях которых выполнены прорези и в них шарнирно закреплены дугообразные элементы бортов, которые соединены между собой опорными арочными элементами, выполненными из латунированной перфорированной ленты ромбовидной формы, а на внутренней поверхности оснований секции выполнены центрирующие выступы, к которым жестко прикреплены продольные опорные латунированные ленточные элементы, опертые на арочные элементы, при этом между собой сегментные секции шины соединены путем размещения гребней волнообразного основания одной секции во впадинах основания другой секции и жестко закреплены по их периметру.

2. Шина поп.1, отличающаяся тем, что гребни волнообразного основания одной секции снабжены центрирующими коническими шипами, а во впадинах волнообразного основания другой секции, контактирующей с указанной, выполнены пазы по форме шипов.

3, Шина по п.1, о тл и ч à ю ща я ся тем, что, с целью повышения жесткости крепления борта шины на ободе колеса, она снабжена съемными кольцами, напрессованными с охватом дугообразных элементов борта.

1692868

1692868

Фиа Ы

8ug 8

Составитель С.белоусько

Техред M.Moðãåíòàë Корректор М.Пожо

Редактор С,Патрушева

Производственно-издэтельскии комбйнат ГПГатент", г. Укггород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4042 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1I13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Шина большегрузного автомобиля Шина большегрузного автомобиля Шина большегрузного автомобиля Шина большегрузного автомобиля Шина большегрузного автомобиля Шина большегрузного автомобиля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к колесам транспортных средств, в частности к пневматическим шинам для автомототранспортных средств, а также может быть использовано в качестве велошины или шин для тележек и телег гужевого транспорта

Изобретение относится к движителям транспортных средств, преимущественно к камерам пневмошин спортивных велосипедов и веломобилей

Изобретение относится к шинной промышленности , в частности, к конструкции автомобильных колес

Изобретение относится к шинной промышленности

Изобретение относится к шинной промышленности, в частности конструкциям пневматических шин

Изобретение относится к области транспортных средств и самоходных комбайнов, может быть использовано в шинной промышленности, на автомобилях, колесных тракторах и самоходных комбайнах

Изобретение относится к колесным транспортным средствам на пневматических камерных шинах

Изобретение относится к вездеходным колесным транспортным средствам на пневматических шинах и может быть использовано в районах вечной мерзлоты, тундры, заболоченной местности, песчаных пустынь и других труднодоступных районах земли

Изобретение относится к транспортной колесной технике

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к автомобильной промышленности

Изобретение относится к емкостям повышенного или пониженного давления и может быть использовано для восстановления герметичности (самогерметизации) дирижаблей, надувных плотов, лодок, жилетов, надувных аттракционов, ресиверов компрессоров, автомобильных шин, ресиверов вакуумных насосов и т.д

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх