Малоинтервальная ступенчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - повышение надежности устройства. В корпусе 1 находятся ведущий 2 и ведомый 3 диски. Внутренние поверхности дисков 2 и 3 в сечении имеют полусферические поверхности , на которых расположены углубления. Углубления расположены на концентрических окружностях - уровнях с равным шагом как между углублениями на самом уровне. так и между уровнями, причем между уровнями углубления соединяются канавкой попарно Между ведущим 2 и ведомым 3 дисками расположена опора 8, на которой укреплен подшипник 7 качения Подшипник 7 качения имеет внутреннюю обойму, закрепленную шарнирно на опоре 8, а наружная представляет собой сочленение двух колец наружного, имеющего радиальные сквозные отверстия, в которые вставлены шарики 12, и среднего на наружном торце которого имеются радиальные углубления. Шаг между шариками 12 и углублениями в любом уровне на дисках 2 и 3 одинаков. Управление подшипником 7 осуществляется через рукоятку 17, внутри которой имеется кнопка, связанная с двуплечим рычагом 19 через тягу 18. На концах двуплечего рычага 19 укреплены фрикционные колодки 20 так, что при нажатии на кнопку они соприкасаются со средним кольцом подшипника 7. 5 ил. сл с

СОЮЗ СОВЕ ТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ss)s F 16 Н 3/76

ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4686087/28 (22) 28.04.89 (46) 07.12,91. Бюл. М 45 (71) Харьковский завод тракторных двигателей (72) С.В. Лобяк и В.И. Кандирал (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 663913, кл. F 16 Н 3/22, 1979. (54) МАЛОИНТЕРВАЛЬНАЯ СТУПЕНЧАТАЯ

ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение надежности устройства. В корпусе 1 находятся ведущий 2 и ведомый 3 диски, Внутренние поверхности дисков 2 и 3 в сечении имеют полусферические поверхности, на которых расположены углубления.

Углубления расположены на концентрических окружностях — уровнях с равным шагом как между углублениями на самом уровне, »5U 1696794 А1 так и между уровнями, причем между уровнями углубления соединяются канавкой попарно. Между ведущим 2 и ведомым 3 дисками расположена опора 8, на которой укреплен подшипник 7 качения. Подшипник .7 качения имеет внутреннюю обойму, закрепленную шарнирно на опоре 8, а наружная представляет собой сочленение двух колец наружного, имеющего радиальные сквозные отверстия, в которые вставлены шарики 12, и среднего на наружном торце которого имеются радиальные углубления.

Шаг между шариками 12 и углублениями в любом уровне на дисках 2 и 3 одинаков.

Управление подшипником 7 осуществляется через рукоятку 17, внутри которой имеется кнопка, связанная с двуплечим рычагом

19 через тягу 18. На концах двуплечего рычага 19 укреплены фрикционные колодки 20 так, что при нажатии на кнопку они соприкасаются со средним кольцом подшипника 7. 5 ил.

1696794 поверхностями. На внутренних поверхно- 20 стях выполнены сферические углубления 4;

45 фрикционные накладки 20 для взаимодействия со средним кольцом 10 подшипника 7. 50

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах с малоинтервальным ступенчатым изменением передаточного числа.

Целью изобретения является повышение надежности работы за счет уменьшения количества промежуточных элементов и осуществления более качественного зацепления.

На фиг, 1 изображена ступенчатая пере,дача, общий вид, разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг, 3; на фиг. 5— вид Г на фиг. 4.

Малоинтервальная, ступенчатая передача состоит из корпуса 1, в котором расположены ведущий 2 и ведомый 3 диски, выполненные с внутренними сферическими расположенные на концентричных окружностях-уровнях 5 с равными шагами как между собой, так и между окружностямиуровнями 5. Углубления 4, расположенные на соседних окружностях-уровнях 5, соединены попарно канавками 6, С ведущим 2 и ведомым 3 дисками взаимодействует подшипник 7 качения, связанный с опорой 8.

Наружная обойма подшипника 7 качения выполнена составной иэ наружного 9 и среднего 10 колец. В наружном кольце 9 выполнены радиальные сквозные отвер, стия 11 с шагом, равным шагу углублений 4 на дисках 2 и 3, и имеются шарики 12 для взаимодействия с углублениями 4, Среднее кольцо 10 выполнено с радиальными углублениями 13, равными количеству шариков

12, Кольца 9 и 10 связаны между собой rloсредством стопора 14 и пружины 15 для удержания их в определенном положении.

Внутренняя обойма 16 подшипника 7 качения закреплена шарнирно на опоре 8. Механизм переключения скоростей выполнен в виде рукоятки 17, внутри которой установлена тяга 18, связанная с двуплечим рычагом 19, на концах которого укреплены

Передача работает следующим образом, В корпусе 1 вращение передается ведущему диску 2, а подшипник 7 качения передает вращение ведущего диска 2 к ведомому диску 4 через шарики 12 и углубления 4 в дисках 2 и 3, В горизонтальном положении подшипника 7 качения передаточное число равно

1;1, так как количество углублений 4 на сред5

15 них окружностях-уровнях 5 дисков 2 и 3 одинаково. При повороте подшипника 7 в ту или иную сторону и вводе в зацепление его между соответствующими уровнями 5 передаточное число будет меняться п1 п2 где п1 — количество углублений 4 на соответствующем уровне 5 зацепления ведущего диска 2; п2- количество углублений 4 на соответствующем уровне 5 зацепления ведомого диска 3.

При нажатии кнопки на рукоятке 17 через тягу 18 и двуплечий рычаг 19 фрикционные колодки 20 затормаживают среднее кольцо 10. При условии постоянного вращения наружного кольца 9 и временного затормаживания среднего кольца 10 происходит поворот этих колец одно относительно другого на величину, равную половине шага зацепления шариками 12, т.е. до упора стопора 14, При этом с отверстиями 11 для шариков 12 в наружном кольце 9 совпадут радиальные углубления 13 на среднем кольце 10, в результате чего шарики 12 могут прятаться внутрь кольца 9 под действием внешней силы, например при соприкосновении шарика 12 с поверхностью, отличающейся от углублений 4 на дисках 2 и 3, и появляется возможность перевода подшипника 7 качения в следующий уровень 5.

При отпускании кнопки среднее кольцо

10 растормаживается и под действием пружины 15 возвращается в исходное положение относительно наружного кольца 9, Попарно соединенные канавкой 6 углубления 4 рядом стоящих уровней 5 дают возможность осуществлять перевод промежуточного ролика 7 из одного уровня

5 в другой, не теряя взаимодействия между шариками 12 и углублениями 4 под нагрузкой.

Формула изобретения

Малоинтервальная ступенчатая передача, содержащая корпус, в котором расположены ведущий и ведомый диски, опора, связанный с опорой подшипник качения и механизм переключения скоростей, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, ведущий и ведомый диски выполнены с внутренними сферическими поверхностями, на которых выполнены сферические углубления, расположенные на концентричных окружностях-уровнях с равными шагами как между собой, так и между окружностями-уровнями, углубления на соседних уровнях соединены попарно канавками, наружная обойма подшипника качения выполнена составной из наружного и среднего колец, установленных с воэможностью относительного поворота и фиксации, в наружном кольце выполнены радиальные сквозные отверстия с шагом, равным шагу углублений на дисках, с реднее кольцо выполнено с радиальными углублениями равными числу отверстий в наруж ном кольце, передача снабжена шариками, установленными в радиальных сквозных отверстиях наружного кольца подшипника, 5 внутренняя обойма подшипника закреплена на опоре шарнирно, а механизм переключения скоростей связан со средним кольцом подшипника.

1696794

Составитель H.Õëþïèí

Техред M.Ìîðlåíòàë Корректор Т. Малец

Редактор О.Хрипта

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4292 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Малоинтервальная ступенчатая передача Малоинтервальная ступенчатая передача Малоинтервальная ступенчатая передача Малоинтервальная ступенчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства для регулирования скорости вращения рабочих органов машин

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к планетарным передачам с регулированием передаточного отношения

Изобретение относится к машиностроению, в частности к станкостроению и транспортным механизмам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к станкостроению и транспортным механизмам

Изобретение относится к сложным зубчатым механизмам, используемым в автотракторной технике

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для бесступенчатого изменения передаточного отношения между двигателем и движителем, для плавного пуска предварительно нагруженных машин, с реверсом

Изобретение относится к вариаторам и предназначено для плавного изменения передаточного отношения при передаче вращения от вала двигателя к ведущим колесам автомашины

Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании регулируемых зубчатых приводов широкого назначения

Изобретение относится к бесступенчатым передачам. Вариатор состоит из ведущего колеса с внутри расположенными канавками, по которым перемещаются направляющие с сателлитами, которые вращают ведомую шестерню. Сателлиты могут перемещаться по боковой части ведущего колеса от центра к наружному радиусу, тем самым изменяя радиус ведущей шестерни. Крутящий момент ведомой шестерне передается только с помощью одного сателлита, который находится на нужном расстоянии от центра ведущего колеса. Изменение передаточного числа происходит путем перемещения ведомой шестерни перпендикулярно оси вращения с помощью внешнего привода. Для того чтобы выходной вал вариатора изменял частоту вращения от ноля, в данной конструкции применен дифференциал на основе планетарного ряда. Достигается повышение максимального допустимого крутящего момента, срока службы и надежности. 13 ил.
Наверх