Подшипниковый узел карданного шарнира

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к карданным шарнирам. Цель изобретения - повышение срока службы шарнира путем компенсации неравномерности давления контактных давлений по рабочей поверхности упорных элементов. Подшипниковый узел карданного шарнира содержит цапфу крестовины 1, игольчатый подшипник 2. Между ними установлен антифрикционный ступенчатый упорный элемент 3. Меньшая ступень элемента 3 поддерживает игольчатые ролики подшипника 2. Контактирующие поверхности 5 торца цапфы 1 крестовины и упорного элемента 3 выполнены по сфере одним и тем же радиусом R с центром, совпадающим с центром крестовины. На рабочей поверхности упорного элемента выполнены радиальные канавки . Опорная поверхность упорного элемента 7 конструктивно повторяет поверхность донышка подшипника опорного стакана . При использовании изобретения исключаются подклинивания и потери контакта в любом положении крестовины. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (!! ) (si)s F 16 С 11/06

ГОСУДАРСТВЕЯ ЫИ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4610458/27 (22) 30.11.88 (46) 15.01.92. Бюл. N 2 (75) Д,И.Макаров и Ч.М.Чернявский (53) 621.825.6(088.8) (56) Кожевников С.Н., Перфильев П.Д. Карданные передачи. Иэд, "Техника", 1978, с.

34-36. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ КАРДАННОГО ШАРНИРА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно ккарданным шарнирам. Цель изобретения — повышение срока службы шарнира путем компенсации неравномерности давления контактных давлений по рабочей поверхности упорных элементов.

Подшипниковый узел карданного шарнира

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях карданных передач транспортных средств. Известны подшипниковые узлы карданного шарнира. содержащие крестовину с каналами для смазки, игольчатые подшипники и упорные диски из антифоикционных л1атериалов.

Недостатком известных узлов является недостаточная износоустойчивость упорных дисков иэ-за неравномерности контактных давлений по торцевой поверхнос1и упорных дисков при перекосах крестовины в радиальных подшипниках из-за наличия радиальных зазоров в сочленении, что снижает надежность узла в работе, Целью изобретения является повышение срока службы шарнира путем компенсации неравномерности давления кон гактных содержит цапфу крестовины 1, игольчатый подшипник 2. Между кими установлен антифрикционный ступенчатый упорный элемент 3, Меньшая ступень элемента 3 поддерживает игольчатые ролики подшипника 2, Контактирующие поверхности 5 торца цапфы 1 крестовины и упорного элемента

3 выполне,ы по сфере одним и тем же радиусом R с центром, совпадающим с центром крестовины. На рабочей поверхности упорного элемента выполнены радиальные канавки. Опорная поверхность упорного элемента 7 конструктивно повторяет поверхность донышка подшипника опорного стакана. При использовании изобретения исключаются подклинивания и потери контакта в любам положении крестовины. 2 ил. давлений по рабочей поверхности рабочих дисков.

Цель достигается тем, что упорный элемент выполнен ступенчатым со ступенью меньшего диаметра со стороны цапфы, равного диаметру цапфы. и с осевым отверстием, равнь:м диаметру выемки дна опорного стакана, а сопряженные поверхности торца цапфы и упорного элемента выполнены сферическими с равными радиусал1и, центры которых расположены в пересечении осей крестовины, а на сферической поверхности упорного элемента — радиальные канавки.

При сравнении предлагаемого решения с решениями аналогичного назначения и известных в технической литературе, например с выполнением фасок на торце цапфы с выполнением поднутрений на донышке подшипника не обнаружено признаков, 1705624 сходных с признаками предлагаемого решения. Следовательно предлагаемое обладает существенными отличиями и достигаемым эффектом.

На фиг. 1 изображен шарнир с кресто- 5 виной, игольчатым подшипником и упорным элементом между торцом крестовины и донышком подшипника (показана только одна цапфа); на фиг. 2 — предлагаемая конструкция упорного элемента. 10

Между цапфой 1 крестовины и охватывающим цапфу игольчатым подшипником 2 установлен антифрикционный ступенчатый упорный элемент 3, например, из пластмассы, меньшая ступень 4 которого поддержи- 15 вает одновременно игольчатые ролики от рассыпания в свободном подшипнике и при монтаже. Контактирующие поверхности 5 торца цапфы 1 крестовины и упорного элемента 3 выполнены по сфере одним и тем 20 же радиусом R с центром, совпадающим с центром крестовины, относительно которого происходит поворот крестовины при наличии зазоров между цапфой и игольчатым подшипником. На рабочей поверхности упор- 25 ного элемента 3 выполнены радиально исходящими лучами канавки 6 для прохода смазки к телам качения из смазочных каналов крестовины. Канавки в сечении упорного элемента могут иметь различную форму 30 (трапецеидальную, -образную, прямобочную, полукруглую). Опорная поверхность 7 элемента конструктивно ответна поверхности донышка подшипника опорного стакана.

В работе шарнира при наличии ради- 35 альных зазоров между цапфой 1 крестовины и опорным стаканом 2 цапфа крестовины, выбирая этот зазор, повернется на некоторый угол, обкатываясь относительно сферы элемента 3. При этом этот 40 поворот возможен ни только в плоскости приложения крутящего момента, мо, и в плоскости, перпендикулярной ей от осевых составляющих компенсэтора кэрданного вэлэ при изменении длины, а также от изгибающих сил, возникающих при наклонно установленном валу. Но, в любом положении крестовины в предлагаемом решении не будет места подклинивэния и потери контакта, в площадь его практически сохраняется постоянной, чем и обеспечивается равномерность распределения осевых усилий по всей площади контакта, предупреждающая форсированный износ упорного элемента и таким образом увеличивающая срок службы его. Наклон масляных канавок в сторону игольчатых роликов способствует поступлению смазки к телам качения, что также ведет к уменьшению износа рабочих поверхностей, а следовательно, к повышению срока службы шарнира.

Формула изобретения

Подшипниковый узел карданного шарнира, содержащий цапфу крестовины с осевым каналом, установленную о опорном стакане с осевой выемкой на дне стакана, размещенный между опорными поверхностями цапфы и стакана игольчатый подшипник и упорный элемент из антифрикционного материала, отличающийся тем, что, с целью повышения срока службы путем компенсации неравномерности контактных давлений, упорный элемент выполнен со стороны цапфы со ступенью меньшего диаметра, равного диаметру цапфы, и с осевым отверстием с диаметром, равным диаметру осевой выемки, сопряженные поверхности торца цапфы и упорного элемента выполнены сферическими с радиусом в центре крестовины, э сферическая поверхность упорного элемента выполнена с радиальными каналами.

1705624

2 7

Составитель Д.Макаров

Редактор И,Сильнягин Техред М.Моргентал Корректор С.Шевкун

Заказ 184 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-иэдательскиЯ комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Подшипниковый узел карданного шарнира Подшипниковый узел карданного шарнира Подшипниковый узел карданного шарнира 

 

Похожие патенты:

Шарнир // 1703876
Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению ,в частности к шарнирам для передачи вращения между валами, расположенными под углом

Изобретение относится к машиностроению , а именно к универсальным шарнирам, преимущественно для соединения вант

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в карданных передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам соединения деталей шарниров

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам изготовления шаровых шарниров, работающих в условиях перекоса или в самоустанавливающихся подшипниках

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шарнирным соединениям, применяемым для соединения звеньев подвижных воздуховодов и местных отсосов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к шарнирным соединениям в транспортных средствах

Изобретение относится к машиностроению , а именно к точному приборостроению, и может быть использовано в прецизионных узлах для обеспечения углового поворота по двум осям

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к устройствам управления, преимущественно к исполнительным органам, контактирующим с высокотемпературными объектами

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям шаровых шарниров подвески колес автомобиля и рулевых тяг

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям защитных чехлов шаровых шарниров
Наверх