Способ испытания бульдозера

 

Изобретение относится к методам и средствам испытаний машин и может быть использовано при испытаниях бульдозеров. Цель - повышение достоверности и точности испытаний. При проведении испытания бульдозера предварительно откапывают траншею, которую располагают перпендикулярно направлению движения бульдозера и устанавливают в ней весы. Набранный грунт транспортируют в траншею, ссыпают его на весы, производят замер массы набранного грунта. Замер дальности транспортировки грунта осуществляют от начала заглубления отвала бульдозера до траншеи. Производительность бульдозера определяют по массе оттранспортированного грунта и дальности транспортировки. 1 з.п.ф-лы, 13 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sI)s Е 02 F 3/76, G 01 M 15/00

ГОСУДАРСТВЕ ННЫ Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОPСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4336740/03 (22) 28.09.87 (46) 29.02.92. Бюл. N. 8 (71) Производственное объединение

"Челябинский завод дорожных ма-. шин им. Колющенко", Центральный научно-исследовательский полигон-филиал

"ВНИИСТРОЙДОРМАШ" и Московский автомобильно-дорожный институт (72) B.È;Áàëoaí.åâ, Б.Ю.Драган, А.Г.Са-. вельев, В,С.Танин Шахов, P.È.Èðèñîâ и А.Н.Ларченков (53) 621.878.6 (088,8) (56) Методы определения производительности IlpoMblLURGHHIx тракторов в СССР и за рубежом. Серия Тракторы, самоходные шасси и двигатели, агрегаты и узлы", вып. 8,.

М.: 1981.

Изобретение относится к методам и средствам испытаний машин и может быть использовано при испытаниях бульдозеров.

Испытания тракторов на техническую производительность является основной составной частью различных испытаний промышленных тракторов и агрегатов- на их базе.

Известен способ определения производительности бульдозера, включающий -oT- рывкутрех траншей стандартного профиля глубиною около 1,5 м с последующей отсыпкой грунта в кавальер. О 5ъем вынутого грунта определяют путем замера геометрического объема траншей, а время — путем хронометрирования при разработке каждой траншеи.,,5U,„, 1715998 А1 (54) СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ БУЛЬДОЗЕРА (57) Изобретение относится к методам и средствам испытаний машин и может быть использовано при испытаниях бульдозеров.

Цель — повышение достоверности и точности испытаний. При проведении испытания бульдозера предварительно откапывают траншею, которую располагают перпендикулярно направлению движения бульдозера и устанавливают в ней весы, Набранный грунт транспортируют в траншею, ссыпают его на весы, производят замер массы набранного грунта. Замер дальности транспортировки грунта осуществляют от начала заглубления отвала бульдозера до траншеи.

Производительность бульдозера определяют Ilo массе оттранспортированного грунта и дальности транспортировки. 1 з.п.ф-лы, з

13 ил, Известен способ определения технической производительности бульдозеров, включающий разработку траншеи глубиной не менее высоты отвала бульдозера, многократный набор грунта, определение объемов его призм, продолжительности рабочего хода и циклов, при котором многократный набор грунта и определение его объемов, которое осуществляется после каждого набора, производят на последовательно расположенных участках траншеи, которые соответствуют установленным длинам цикловых ходов бульдозера, причем на каждом участке проводят полные циклы его работы.

Фирма "Камацу" (Япония) также проводит испытания своих бульдозеров путем разработки траншей на предварительно 3

1715998 разрыхленной, а затем уплотненной площадке. Разрабатываемый .грунт отсыпают на насыпь и оставляют отдельными призмами. После окончания работы дно траншеи должно быть ровным. Число циклов при разработке в среднем составляет десять.

Этим способам присущи следующие недостатки. Разработка и перемещение грунта ведется в заранее отрытой траншее или в траншеях, образовавшихся в результате разработки. При этом исключаются потери грунта на рассыпание, не учитывается форма отвала. Производительность при траншейной разработке превышает бестраншейную íà 20% (по данным фирмы "Катерпиллер") и зависит от формы отвала.

Производительность определяется в частных условиях: стесненное копание траншеи, ограничены потери грунта в боковые валики. При этих способах требуется большое количество земельных площадей, повышенные затраты времени, а также относительно низкая достоверность. Кроме того, велико влияние субъективных факторов — квалификации и состояния водителя.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ определения технической производительности бульдозеров, используемый фирмой "Катерпиллер".

Способ заключается в следующем.

Трактор набирает грунт на длине 15 м и затем перемещает его на определенное расстояние от 0 до 100 м для тракторов 04, D5, D6 и до 150 м для тракторов D7, D8, 09.

Затем трактор останавливается, отвал поднимается, трактор проезжает вперед и назад, сглаживая вершину призмы. С помощью рулетки замеряют высоту Н, ширину

W и длину L призмы в двух местах, цифры осредняют и определяют объем призмы в рыхлом теле. Время цикла определяется хронометрированием при выполнении нескольких отдельных циклов. После этого подсчитывается цикловая производительность; 1

Этот метод отличается простотой, довольно низкой трудоемкостью, минимальной потребностью в земельных площадях, Однако при испытаниях бульдозеров на техническую и роизводител ьность закон движения отвала выбирается искусственно, не всегда при работе по этому закону производительность получается максимальной, Имеется разброс результатов, вызываемый колебаниями плотности грунта на различных участках. И при дальнейших испытаниях бульдозера нет уверенности, что результаты испытаний будут достоверными. Кроме того, повышенная длительность испытаний бульдозера при использовании существующего метода определения производительности значительно усложня5 ет их.

Целью изобретения являются повышение достоверности и сокращение времени испытаний.

Это достигается тем, что в способе ис10 пытания бульдозера, включающем предварительное определение технической производительности путем многократного набора грунта на однотипных участках неразработанной поверхности бульдозером с

15 установленным законом движения рабочего органа с последующим транспортированием грунта, обработкой результатов и собственно испытаний, определение технической производительности осуществляют

20 проведением нескольких опытов с различными законами движения рабочего органа с последующим определением оптимального закона движения рабочего органа по максимальной производительности для данной

25 конструкции бульдозера и типа грунта, и дальнейшие испытания проводят по этому закону.

Предлагаемый способ отличается от известного тем, что определяют техническую

30 производительность путем проведения нескольких опытов с различными законами движения рабочего органа, после чего определяют оптимальный закон движения рабочего органа по максимальной произ35 водительности для данной конструкции бульдозера и типа грунта, а дальнейшие ис- ° пытания проводят по определенному оптимальному закону.

На фиг. 1 изображена реализация спо40 соба определения технической производи.тельности как при наборе призмы грунта, так и при транспортировании призмы; на фиг. 2 — транспортирование грунта при движении бульдозеров с разных сторон тран45 шеи; на фиг. 3 — определение объема разработанного грунта при заполнении траншеи; на фиг, 4 — определение массы разработанного грунта при заполнении траншеи; на фиг. 5 — то же, но движение бульдозера под уклон; на фиг. 6 — то же, но

50 высота стенок траншей остается неизмен ной; на фиг. 7 — on ределение массы разработанного грунта динамометрами сжатия, установленными на дне траншеи; на фиг. 8 — то же, но определяется

55 закон движения рабочего органа бульдозера; на фиг. 9 — схема определения оптимального пути перемещения грунта; на фиг, 10— то же, но в изометрии; на фиг. 11- то же, вид сверху; на фиг. 12 — определение оптималь-

1715998 ного пути транспортирования грунта по весу оставшейся призмы грунта через определенное расстояние транспортирования; на фиг. 13 — вид по стрелке А на фиг. 1.

Способ определения технической производительности бульдозера реализуется следующим образом.

После определения производительности бульдозера траншейным способом, как в прототипе, или после выкапывания ос10 новной траншеи 1 равной глубиной Н и шириной W по длине (поперечное сечение траншеи может быть не прямоугольное, а в виде трапеции) испытываемые бульдозеры

2 устанавливают перпендикулярно к, продольной оси основной траншеи. После этого все бульдозеры осуществляют рабочий цикл, перемещая призмы 3 грунта в полость основной траншеи 1, Копание при одинаковых условиях, но на разном расстоянии от траншеи позволяет определить минимальное расстояние для данных условий копания, при котором объем призмы макси-. мален, так как при большем расстоянии ко20 пания Ii призма грунта расти не будет, будут 25 происходить интенсивные потери из призмы 3 грунта в боковые валики 4, что ведет к ухудшению процесса копания, так как уменьшается объем оттранспортированного грунта, Выставив одинаковые бульдозе30 ры 2 на разном расстоянии I< от основной траншеи 1, которые с одинаковым законом движения рабочего органа и при одинаковых грунтовых условиях совершают процесс копания, перемещают призму грунта в по-, 35 лость траншеи 1. Замерив оказавшуюся призму 3 грунта от каждого бульдозера в траншее 1 по массе или по объему, получим, что, начиная с какого-то расстояния I< масса призмы 3 грунта или ее объем становится

40 постоянным. Это расстояние li. и будет. являться наименьшим путем набора максимальной призмы 3 грунта. Бульдозеры 2 рование грунта и при этом определяют максимально возможный путь транспортирования грунта, при котором призма 3 грунта перемещается рабочим органом бульдозера без процесса резания; Грунт 50 из призмы 3 теряется в боковые валики

4. Оставшийся перед отвалом грунт ссыпается в основную траншею. После этого каждую призму 3 грунта, оттранспортированную каждым бульдозером, измеряют rio 55 массе или по объему, при этом определяют максимальную длину транспортирования грунта, при котором объем призмы 3 грунта достигает минимально возможной величины. Устанавливают разные бульдозеры 2 на устанавливают на расстоянии I> и lz от основной траншеи 1, производят транспорти- 45 одной и той же длине l от основной траншеи

1, bio объему или массе перемещенного в траншею грунта определяют наилучший.

Бульдозер 2, установленный на расстоянии

1з от основной траншеи, осуществляет резание выступа 5 и таким образом определяют оптимальный минимальный путь набора максимальной призмы 3 грунта для данного выступа 5 этим бульдозером. Бульдозер 2, . установленный на расстоянии 14, производит полублокированное резание, когда с одной стороны от бульдозера находится стенка 6. Призма в этом случае может интен- . сивно теряться в боковой валик 4, расположенный в противоположной стороне от стенки 6. Бульдозер 2, установленный на расстоянии 1ц,осуществляет блокированное резание, когда по обеим сторонам бульдозера находятся стенки 7 и 8 второй траншеи

9, продольная ось которой перпендикулярна продольной оси основной траншеи 1. На фиг. 2 бульдозеры 2 осуществляют копание или транспортирование своих призм грунта в полость основной траншеи 1. Объем или массу призм 3 грунта, попадающих в основную траншею 1, замеряют после каждого цикла или после нескольких циклов, когда сравниваемые бульдозеры осуществляют копание или транспортирование с разными законами движения своих рабочих органов, но в одинаковых грунтовых, условиях. На фиг. 3 показан процесс копания. Бульдозеры 2 заполняют полость основной траншеи

1 и по объему грунта, попавшего в траншею, определяют лучший закон движения рабочего органа испытываемых бульдозеров. работающих в одинаковых грунтовых условиях, Определяют оптимальный путь набора максимальной призмы грунта или оптимальный путь транспортирования грунта для разных сравниваемых бульдозеров.

При этом определяют оптимальный закон движения рабочего. органа для данного бульдозера и для данных грунтовых условий. Далее этот закон фиксируют и при подобных грунтовых условиях используют для испытания бульдозеров или, например, при автоматическом процессе копания. На фиг.

4 изображен замер призмы грунта с помощью весового устройства 10; состоящего из площадки 11, шарнира 12, троса 13, по замеру реакций в которых Р и Рг определяют массу призмы 3 грунта.после каждого цикла или после нескольких циклов. Массу призмы грунта можно замерить и в весовом устройстве 10, в котором площадка 11 подвешена на тросах 13 (фиг. 5). Замер реакций в каждом тросе может осуществляться, например, динамометром. По сумме реакциР

Х Р определяют массу призмы 3. На фиг. (1715998

20 второй цикл и так далее, и снова для каждого цикла определяется оптимальный закон 25 изображена площадка 11, которая своими фигурными краями 14 позволяет сохранить стенки основной траншеи 1 от обрушения.

Массу призмы 3 грунта при, этом определяют взвешиванием площадки 11 с призмой грунта. Объем призмы грунта определяют обмером размеров призмы, На фиг. 7 изображено определение.массы призмы грунта высовым устройством 10, состоящим из площадки 11, динамометров сжатия 15, установленных на дне основной траншеи 1 на плитах 16. На фиг. 8 производят определение массы призмы 3 грунта при различных законах движения рабочего органа бульдозера 1 Y; = fi(x).

Бульдозеры устанавливают перпендикулярно продольной оси основной траншеи, за несколько циклов работы этих бульдозеров определяют оптимальный закон движения рабочего органа бульдозера для одинаковых грунтовых условий, при котором масса или объем грунта будет максимальным. После первого цикла проводят движения рабочего органа бульдозера для данного цикла по массе или объему призмы

3 грунта, так как следующий процесс копания будет происходить уже по срезанной поверхности. с

При определении оптимальной дальности транспортирования призмы грунта для каждого бульдозера (фиг. 9) бульдозер 2, проходя через насыпь 17, набирает для своего рабочего органа максимальную призму

3 грунта и транспортирует ее по поверхности, пока не потеряет всю. призму в боковые валики 4, По объему или массе боковых валиков 4, находящихся правее определенной дальности транспортирования xi определяют объем или массу призмы 3 грунта, которую оттранспортировал бульдозер на расстоянии х. Проведя испытания нескольких бульдозеров, определяют бульдозер, оттранспортировавший свою призму грунта на большее расстояние.

Фиг. 11 изображает вид сверху при испытании бульдозеров 2 на дальность транспортирования. Каждый бульдозер движется под определенным углом а1 а и аз к насыпи, Vi — вектор скорости бульдозеров 2. Обычно а1 =а =аз =а;.

Площадь поперечного сечения и грунтовые свойства насыпи 17 по ее длине одинаковы.

Оптимальную дальность транспортирования определяют по массе призмы 3 грунта, оттранспортированной бульдозером 2 в траншею 1 (фиг. 12), Определяют бульдозер

2, который оттранспортирует большую

55 призму 3 по массе на расстояние хь В стационарных условиях траншею 1, поверхность 18 рядом с траншеей 1, площадку для определения оптимального пути транспортирования призмы грунта можно выполнить из твердого материала, например бетона.

Под знаком движения рабочего органа понимают перемещение, скорость, уско- . рение базовой машины относительно неподвижной системы координат плюс перемещение; скорость и ускорение рабочего органа относительно базовой машины; Перемещение измеряют известными датчиками, например датчиками перемещения реохордного или другого типа; скорость — датчиками на основе принципа Доплера или датчиками скорости типа пятое колесо, а также используют дифференциаторы, позволяющие определять скорость по пеЬ! ремещению в единицу времени V = —. Ь t

Ускорение определяют прямым путем, например акселерометрами, а также косвенным — дифференциаторами, опредеЬi ляющими ускорение по формуле а = лt2 или изменение скорости в единицу времени

Ьч

Использование предлагаемого способа испытания бульдозеров обеспечивает по сравнению с известными способами следующие преимущества.

Определение оптимальных законов движения рабочего органа бульдозера, пути транспортирования грунта, пути набора призмы грунта позволяет в короткий срок найти конкретные условия эксплуатации, испытаний и конкретные грунтовые условия, при которых необходимо проводить испытания или использовать бульдозер в любых условиях с максимальной производительностью.

При существующих методах мы сравниваем случайно полученные значения производительности. При предлагаемом способе сравнение идет по максимальной производительности, что обеспечивает достоверность полученных результатов.

Сокращение времени испытаний на техническую производительность достигается за счет того, что перпендикулярно продольной оси основной траншеи можно установить сразу несколько испытываемых бульдозеров, которые будут испытываться в равных грунтовых условиях, так как зоны их разработки находятся рядом. Длительность испытаний бульдозеров, сокращается за

1715998

55 счет того, что их проводят на оптимальном режиме при максимальной производительности.

Формула изобретения 5

Способ испытания бульдозера, заключающийся в наборе грунта, его транспорти-, ровке, замере массы набранного грунта и дальности транспортировки, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения 10 достоверности и точности испытайий, предварительно откапывают траншею; которую располагают перпендикулярно направлению движения бульдозера, и устанавливают в ней весы, набранный. грунт транспортируют в траншею, ссыпая его на весы, с помощью которых производят замер массы набранного грунта, при этом замер дальности транспортировки грунта осуществляют от начала эаглубления отвала бульдозера до траншеи и по массе оттранспортированного грунта и дальности транспортировки определяют производительность бульдозера.

1715998

Фиг. 2 пп

17159998

1715998

55 . 1715998.55

1715998

Составитель Г. Ситниченко

Техред М.Моргентал Корректор Т. Малец

Редактор 3, Ходакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Заказ 587 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям ui открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Способ испытания бульдозера Способ испытания бульдозера Способ испытания бульдозера Способ испытания бульдозера Способ испытания бульдозера Способ испытания бульдозера Способ испытания бульдозера Способ испытания бульдозера Способ испытания бульдозера Способ испытания бульдозера 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической диагностике

Изобретение относится к устройствам для измерения силы трения и может бытьиспользовано в машиностроении при определении потерь на трение в цилиндропоршнавой группе поршневых машин

Изобретение относится к турбомашиностроению и позволяет повысить надежность и увеличить скорость проведения испытаний путем коррекции программ на первых циклах термоциклических испытаний

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к испытаниям деталей двигателей внутреннего сгорания с противоположно движущимися поршнями

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет повысить точность и снизить трудоемкость диагностирования за счет введения двухканальной схемы стробирования и пикового детектирования, двух аналогоцифровых преобразователей, сумматоров, запоминающих блоков

Изобретение относится к области машиностроения , а именно к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и может быть использовано для определения зазоров в подшипниках шатуна поршневой машины, Цель изобретения - упрощение способа, При определении зазоров осуществляют прямую и обратную выборку зазоров, регистрируют положения коленчатого вала и поршня при каждой выборке и измеряют перемещения поршня по разнице его положений , которое отличается от теоретического , расчитанного по формуле его перемещения , на величину зазоров в подшипниках шатуна, 2 ил

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к землеройиО-транспортным машинам, в частности к бульдозерам

Изобретение относится к строительнодорожным машинам, а именно к землеройным машинам типа бульдозеров-

Изобретение относится к производству планировочных работ в мелиоративном строительстве и сельскохозяйственном производстве с использованием базовых планировщиков (П)

Изобретение относится к землеройнотранспортным машинам типа автогрейдеров

Изобретение относится к строительнодорожным машинам

Бульдозер // 1700155
Изобретение относится к строительно-дорожным машинам и может бытй использовано в бульдозерах с неповоротным отвалом

Изобретение относится к строительнодорожному машиностроению и позволяет повысить производительность и надежность бульдозера

Изобретение относится к землеройным машинам типа бульдозера

Изобретение относится к оборудованию для стендовых испытаний землеройных машин

Изобретение относится к области строительства, в частности к созданию машин для экскавации и перемещения грунта и может быть использовано при проектировании самоходных землеройных машин, использующих сцепной вес при выполнении рабочих операций
Наверх