Способ контроля подшипника роторной системы

 

Изобретение относится к машиностроению и подшипниковой промышленности и может быть использовано для неразрушающего контроля подшипниковых узлов роторных систем. Цель изобретения - повышение чувствительности и достоверности контроля подшипников. Измеряют вибрацию по окружности корпуса подшипника и определяют место на корпусе подшипника, в котором величина среднеквадратичного отклонения амплитуды вибрации наибольшая. В этом месте измеряют интервалы времени между положительными выбросами амплитуды вибрации, превышающими три величины ореднеквадратического отклонения, находят усредненный интервал времени и среднеквадратическое отклонение интервалов времени между выбросами за период времени , определяемый по соответствующей формуле. Затем определяют коэффициент вариации между измеренными интервалами времени, а наличие и количество дефектов подшипника определяют по величине интервала времени между выбросами амплитуды вибрации и коэффициенту вариации, сравнивая с экспериментальными эталонными зависимостями. 1 табл., 3 ил. ЧяГ Ј

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„ Ы,„, 1719953 А1 (51)5 G 01 M 13/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ЧО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Изобретение относится к средствам не- низкочастотные радиальные колебания корразрушающего контроля подшипниковых пуса, по величине которых судят о узлов роторных систем и может. быть ис- траектории оси вращения подшипника. пользовано в машиностроении и подшипни- Радиальные колебания — это следствие дис- О ковой промышленности. баланса, который является значительным Q

Известен способ контроля качества из- дефектом посравнению, например,сдефек- (Я готовления подшипниковых узлов, вклю- " . тами. колец подшипника. В то же время до- (Д чающий измерение амплитуды колебаний . стоверность способа зависит от осреднения корпуса подшипникового узла в двух взаим- круговой диаграммы от скорости вращения но перпендикулярных направлениях и фик- при постоянной величине дисбаланса. т.е. сацию результатов измерения в виде необходима достаточноточная и однозначкруговой диаграммы, по характерным изме- ная тарировка. Такую тари ровку собранного нениям которой судят о качестве подшипни-. подшипникового узла однозначно осущекового узла. ствить достаточно сложно, что отражается, Недостатками данного способа контро- на достоверности контроля. ля являются нйзкие чувствительность и до- Наиболее близким к предлагаемому явстоверность контроля. Первое объясняется ляется способ диагностирования дефектов тем, что в указанном способе фиксируют поверхностей трения в подшипниках каче(21) 4797074/27 (22) 28.02.90 (46) 15.03.92. Бюл. М 10 (71) Каунасский политехнический институт .(72) В.В. Волков, В.С. Потапенко и В.П. Пячкус (53) 658.562.012.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1392422, кл. G 01 М 13/04, 1988. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКА

РОТОРНОЙ СИСТЕМЪ| (57) Изобретение относится к машиностроению и подшипниковой промышленности и может быть использовано для неразрушающего контроля подшипниковых узлов роторных систем. Цель изобретения — повышение чувствительности и достоверности контроля подшипников. Измеряют вибрацию по окружности корпуса подшипника и определяют место на корпусе подшипника, в котором величина среднеквадратичного отклонения амплитуды вибрации наибольшая. В этом месте измеряют интервалы времени между положительными выбросами амплитуды вибрации, превышающими три величины среднеквадратического отклонения, находят усредненный интервал времени и среднеквадратическое отклонение интервалов времени между выбросами за период времени, определяемый по соответствующей формуле. Затем определяют коэффициент вариации между измеренными интервалами времени, а наличие и количество дефектов подшипника определяют по величине интервала времени между выбросами амплитуды вибрации и коэффициенту вариации,: 3 сравнивая с экспериментальными эталонными зависимостями. 1 табл., 3 ил.

1719953 ния, согласно которому вращают нагружен- шум и позволяет увеличить достоверность ный подшипник, измеряют его вибрацию в контроля. заданной полосе частот, а также эксцессы На фиг. 1 изображено распределение выборочных распределений амплитуд виб- среднеквадратического отклонения амплирацииза равные последовательные перио- 5 тудывибрацииa {у)поокружностиподшипды времени, а о. дефектах поверхностей ника и местоположение, определяемое rp, тРения судят по коэффициенту вариации иэ- где 0 (ó) 6>е (у ); на фиг. 2 — информамеренных эксцессов. тивный сигнал в различные моменты времеОсновными недостатка и известного ни; на фиг. 3 — блок-схема устройства для способа Яв ЯютсЯ низкие чувствительность 10 реализации предлагаемого способа контрои достоверность койтроля. Это обусловлено ля по шипни„а тем. что фиксируют общую вибрацию в по- . устройство. содержит последовательно лосе пРопУсканиЯ фильтРа, по котоРой on- соединенные преобразователь 1, усилитель

2 и полосовой фильтр 3, выход которого чеРаспРеделений амплитУд вибРации. Т.е. ди- 15 реэ аналого-.цифровой преобразователь агностический сигнал содержит полезную (АЦП) 4 подлец,ючен к микроэЯМ 5 связан и1фоРмацию, фоРмиРУемУю поЯвлением ной с блоком 8 буферной памяти.и регистили наличием дефекта, и общий шум тРениЯ Ром 7 представления результатов контроля, тел качениЯ о повегРхности (кольца подшип- АЦП 4 и микроэВМ 5 управляются блоком 8 ников)г Достоверноеистатистическисосто- 20 управления и синхронизации, к которому ятельйое измерение эксцесса в таких подключены три регистра 9-11 входных условиях и его последующее. осреднение дан„ы„ тРебУет большой выбоРки. Заметное изме- Способ осуществляют следующим обнение эксцесса происходит только в том Разо слу ае, если дефект приводит к иэменению 25 р регистры 9-11 заносятся соответстусловий трения пар качения. Т.е..когда де- . венно значения и (частота вращения подфект достаточно развился, чтобы изменить шипника) и гл (количество тел качени общийУРовеньвибрациивРегиСТРиРУемом подшипнике). По этим данным в блоке 8 диапазоне частот. Кроме того способ не .управления и синхронизации формируется дает возможности достовеРно сУдить об из- 30. период времени T - (100 — 1ppp)/n-m, котоменении твхнического состоян я подшип- pblM задается время выборки для микроника, в астнос и об изменен и количеСтва .ЭВМ 5. атем преобразователь 1 дефектов повеРхностей трен Я.. Устанавливается на корпусе вращающегося

Цель изобретениЯ вЂ” Увеличение чувст- подшипника (не указан) в точке, условно вительности и достоверности контРолЯ. 35 обозначаемой rp p. вибрация подшипниПоставленная цель достйгается тем, что ка в виде электрического сигнала на выходе согласно способУ измеР ют. случайные виб- преобразователя 1 подается на усилитель 2, рации корпуса вращающегося подшипниКа выход которого подключен к полосовому в заданной полосе частот в равные последо- фильтру 3 с частотой пропускания Д1- (30ательные периоды вРемени, которые опРе- 40 «200) кГц, 8ыбор такой полосы пропускания делЯют. исходЯ из частоты вращениЯ и позВоляет избежать мощных помех низкоколичества тел качения в подшипнике. Кро- . частотной вибрации, исходящей от роторме того контроль осуществляют в месте ной системы, а также влияния опРЕделЯемом на окРУжности коРпУса под- высокочастотного шума из-за трения других шипника по максимальной величине сред- 45. побочных физических процессов, С выхода неквадратического отклонения амплитуды . фильтра 3 ..сигнал пос упает на АЦП 4, где вибрации,Это позволЯетувеличитьчувстви- преобразуется и в виде цифровой последотельность. ПРи этом измеРЯют интеРвалы . вательности при наличии управляющегоо

aPeMel"" межДУ положительнь ми sbl6Poea сигнала от блока 8 управления и синхроними амплитУды, котоРые пРевышают три ве» 50 зации поступает в микроэРМ 5 л чи ы сРеднеквадРатического При подаче сигнала мПуск" в блоке 8 отклонениЯ, по измеРенным интервалам Ус управленйя и синхронизации формируется танавливают средний интервал и средне- упомянутый сигнал управления и втечение квадратическое отклонение интервалов времени 1 микроэрМ формирует последо времени, из которых определяют коэффици- 55 вательность значений процесса y(t) — проентвариациимежДуизмеРеннымиинтеРа цесса вбрации подшипника в.точке(л-0 . лами времени. Исключение иэ диагностичаскоа информации сосгавсвю- г.а. X ôñX2,...,Хс...Хн гдаИ-у; ог щих, обУсловленных тРением тел качениЯ, определяется частотой дискретизации АцП увеличивает отношение полезный сигнал1719953

5 6

4. задаваемой блоком 8 управления и синх- только отдельные случайные выбросы могут ронизации. Элементы последовательности превышать этот порог, пркчем согласно теХТ накапливаются в буферном запоминаю- ории вероятности вероятность появления щем устройстве 6 и по истечении временит - таких выбросов равна р(ц > 3 о(<р )= микроЭВМ 5 рассчитывает и запоминает 5 00044 среднеквадратическоезначениеипроцесса Таким образом, за любой последоваX(t). Величина среднеквадратического зна- тельный период времени Т при нормальном чениЯ 0 одновременна из микроЭВМ S no- функционировании подшипника с вероятдаетсЯ в Регистр 7 пРедставлениЯ ностью Р (х) 0,9956 имеет место условие результатов. Последовательно подставляя 10 .

Mt ) > — . Определяемые.при этом преобразователь 1 по.окружности корпуса М и ., ° О Р д подшипника в Различные точки P(9 0- ), оо = О и Чо= О характеризуют большой раззапУскаЯ блок 8 УпРавлениЯ и синхРониза- брас интервалов времени, что является приции атакжеслед" запоказаниЯми Регистра я знаком отсутствия дефекта При появлении

7 представления результатов, выбирается 15. знаком первого дефекта в подшипнике, точкат", где.имеетсв™аксимальноезначе-.: микротрещины какого-либо из колец, выние 0 (фиг. 1). брсы процесса X(t) появляются почти периДалее:преобразователь закрепляется в одически (фиг, 2). Тогда за любой точке р корпуса подшипника и последова- 20 последовательный период времени Т растельно в блок 8 управления и синхрониза- считанный усредненный интервал времени

Ции поДаютсЯ сигналы "ПУск" и "КонтРоль", М1=„2, кроме того, п1=0, Ч1=0 ., т.е. причем последний формируется через ли-нию задержки с r aa > Т. Первый сигнал значения параметров Мс, % Чс в данном

1 1 1 позволяет измерить и запомнить e(y ), а 25 случае отличаются от номинальных при поступлении сигнала "Контроль" вели- Mt1 о1 Vt1 и однозначно определяют начина <*(X) устраивается также в микраЭВМ swee одного дефекта подшипника

5 и производится сравнение поступающих . При появлении последующих дефектов из АЦП 4 значений Х процесса X(t) с вели- происходит изменение указанных параметчиной 3 о (р ). Одновременно происходит ров и имеет место условие М < „

4 2 2 формирование в течение периода времени

Т с учетом времени дискретизации ht процесса X(t) интервалов времени между вы- Таким образом, путем достаточно проЯс е 35 стого анализа информации; выдаваемой регистром 7 представления Результатов, Указанного процесса x(t), т.е. У =fht1, и, однозначно определяется качество под...,Ь |..., которые РазмещаютсЯ в буфеРном шипника роторной системы путем оценки запоминающем Устройстве 6. Последнее . количествадефектов(нетдефектов,одинденаходится в режиме обмена с мйкроЭВМ 5, фект более одного дефекта). Указанный

40 поэтомУ после ФОРМИРованиЯ последова- анализ может быть легко автоматизир ван тельности У последнЯЯ Рассчитывает Ус-. с помощью микроЭВМ 5, а полученные при т редненны Й интервал. Времени а этом результаты позволяют организовать среднеквадратическое отклонение интер- как периодический контроль подшипника валов времени % и коэффициент вариации роторной системы, так и мониторинг для

%. Эти РезУльтаты из микроЭВМ 5 последа- наиболее ответственных роторных систем.

45 вательно поступают в регистр 7 аредставлениЯ РезУльтатов контРолЯ. По истечении П Р и м е р . Осуществляют контроль пеРиода временй Т процесс контролЯ авто- подшипника 206 (е = 9) с валом и массой на матически повтоРЯетсЯ, фоРмиРУЕтсЯ новаЯ - конце, имитирующими роторную систему. последовательность У и из нее РасСчитыва для измерений используют акустический

50 ютсЯ текУщ е значениЯ Мь % и Ч по сост- преобразователь, усилитель и фильтр отече.ношению котоРых судят о наличии и ственной аппаратуры A©11. 8 качестве количестве дефектов Последнее осУществ- мйкроЭВМ используют микроконтролвр ляется следующим образом. ВибРационные. МК-01 с системой ввода для интерфейса шУмы нормально функционирующего под- АцП, подключаемого к А 11, и системой шипника подчинЯютсЯ нормальномузакону вывода информации на цифропечатающее

Распределения Тогда при выборе порога устройство. управление осуществляют пРиема диагностической инфоРмаЧии, Pas- вручную с пульта управления, согласованного А = 3((p ), и вотсутствиедефектов ного с MK-01. Вращение подшипника осуе

1719953 ществляют при 1000 об/мин, т,е. n - 16,7 Гц, период времени Т - 10ÎÎ вЂ”.6,,7 о .

16;7 9

Дефект создают электроискровым разрядом на дорожке тел качения подшипника. S

Результаты измерения параметров Мь ст, VI при различных количествах дефектов приведены в таблице.

Анализ результатов показывает, что отчетливо просматривается зависимость па- 10 раметров Мь с „Ч от состояния подшипника, а их соотношения для „.

=0,0134 с позволяет однозначно идентифицировать количество дефектов в подшипни- 15 ке роторной системы: нет дефектов: в » „., (7i, Чт Ф О;

2 один дефект: пи, а +О, ЧкеО; 2О

2 более одного дефекта: mt «

O Ill

%W, Ч Ф О.

Таким образом, введение в предлагае- 2S мый способ новых операций: определение месторасположения преобразователя и порога приема диагностической информации, ее обработка с целью получения группы параметров, однозначно определяющих каче- 30 ство подшипника, позволяют увеличить чувствительность и достоверность способа контроля, а также создать достаточно про- стые автоматизированные устройства реализации способа контроля подшипниковых узлов различных роторных систем.

Формула изобретения

Способ контроля подшипника роторйой системы, заключающийся в том, что измеряют случайные вибрации корпуса вращающегося подшипника в заданной полосе частот в равные последовательные периоды вре-. мени.отл ичающийс ятем. что, с целью повышения чувствительности и достоверности.контроля, измеряют вибрацию по окружности корпуса подшипника, определяют место на корпусе, в котором величина среднеквадратического отклонения амплитуды вибрации наибольшая, в этом месте измеряют интервалы времени между положительными выбросами амплитуды вибрации, превышающими три .величины среднеквадратического отклонения, находят усредненный мнтернаал времени и среднеквадратическое отклонение интервалов времени между выбросами за период времени Т, определяемый по формуле

Т.(100-1000)/m и, где m —. количество тел качения подшипника; и — частота вращения подшипника, Гц, затем определяют коэффициент вариации между измеренными интервалами времени, а наличие и количество дефектов подшипника определяют по величине среднего интервала времени между выбросами амплитуды вибрации и коэффициентом вибрации, сравнивая с эксперимтентальными эталонными зависимостями.

1719953

Uc2

Составитель 8, Волков

Редактор М. Петрова Техред М.МОргентал . Корректор М. Демчик

Заказ 767 Тираж - йодписное

ВНИИПИ Государственного к©митетэ ао изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113036, Москва. Ж-36, Раувсквя нвб., 4/б

Производственно-издательский юибинэт "Патеи ". г. Ужгород, ул. Гагарина. 101

Способ контроля подшипника роторной системы Способ контроля подшипника роторной системы Способ контроля подшипника роторной системы Способ контроля подшипника роторной системы Способ контроля подшипника роторной системы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к контрольноизмерительной технике и может быть использовано при проверке технического состояния подшипников качения

Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть преимущественно использовано для диагностики подшипников электрических машин

Изобретение относится к техническому диагностированию, в частности к средствам автоматического контроля, проверки и прогнозирования функционального состоянияподшипников качения по виброакустическим параметрам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для диагностики сепараторов цилиндрических роликовых подшипников

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при сборке и испытаниях-изделий машиностроения с подшипниковыми спорами.'Цель изобретения - повышение качества сборки изделий за пчет учета дефектов сборки неподвижного кольца подшипниковой опоры

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в производстве роторов и других механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в подшипниковой промышленности для определения качества подшипников путем измерения радиаль-ного биения.Целью является повышение точности измерения биений оси вращения колец подшипников с приложенной к не-: му осевой нагрузкой

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля качества рабочих поверхностей подшипников качения в процессе их испытаний и эксплуатации

Изобретение относится к точному машиностроению , в частности к метода достижения малой виброактмвности вала, вращающегося в шарикоподшипниковых опорах

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для контроля подшипников качения по моменту сопротивления вращению

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх