Устройство для ввода учебной информации

 

Изобретение относится к биотехническим адаптируемым средствам для бесклавишного ввода информации движениями пальцев и кисти руки, формируемыми без привлечения зрения соответственно столбцу и строке символа в матрице тренажера. ти Цель изобретения - повышение надежности устройства за счет снижения начальной емкости сенсоров и исключения соединений между ними и мультиплексором. Устройство содержит блоки 2 и 3 датчиков активности пальцев, блоки 4 и 5 датчиков активности кисти руки обучаемого первый 6 и второй 7 дешифраторы, входы 8, 9 которых соединены с информационными выходами блоков 2 и 3 соответственно, первый 10 и второй 11 блоки оптоэлектронных элементов, входы которых подключены к выходам дешифраторов 6, 7 соответственно, шифратор 12, входы которого соединены с выходами группы первого 10 и второго 11 блоков оптоэлектронных элементов, а выходы являются соответствующими выходами 13 первой группы устройства, элемент ИЛИ 14, входы которо4J fe

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (м)я G 09 В 7/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ г

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф

Э ° М

7 (21) 4804877/24 (22) 22.03.90 (46) 07,05.92. Бюл, М 17 . (75) Ю.Г. Мягков (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1576901, кл. G 09 B 7/02, 1985.

Авторское свидетельство СССР

М 1658141, кл, G 09 В 21/00, 1989, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВВОДА УЧЕБНОЙ

ИНФОРМАЦИИ (57) Изобретение относится к биотехническим адаптируемым средствам для бесклавишного ввода информации движениями .пальцев и кисти руки, формируемыми без. привлечения зрения соответственно столбцу и строке символа в матрице тренажера.. Ы,, 1732368 Al

Цель изобретения — повышение надежности устройства за счет снижения начальной емкости сенсоров и исключения соединений . между ними и мультиплексором. Устройство содержит блоки 2 и 3 датчиков активности пальцев, блоки 4 и 5 датчиков активности кисти руки обучаемого; первый 6 и второй 7 дешифраторы, входы 8, 9 которых соединены с информационными выходами блоков 2 и 3 соответственно, первый 10 и второй 11 блоки оптоэлектронных элементов, входы которых подключены к выходам дешифраторов 6. 7 соответственно, шифратор 12, входы которого соединены с выходами группы первого 10 и второго 11 блоков оптоэлектронных элементов, а выходы являются соот- 3 ветствующими выходами 13 первой группы устройства, элемент ИЛИ 14, входы которо1732368

ro подключены соответственно к выходам первого 10 и второго 11 блоков оптоэлектронных элементов, входы 15 которых соединены с синхровыходами блоков 2 и 3 соответственно, элемент 16 задержки, вход которого подключен к выходу элемента ИЛИ

14, а выход является выходом записи устройства, и группу элементов ИЛИ 17, первые и

Изобретение относится к средствам квазиречевого ввода информации с помощью координатно-моторных (KM) движений пальцами и кистью руки без, привлечения зрения и может найти применение в беспанельных пультах управления, в тренажерах для выработки у оператора квазиречевого рефлекса и в других устройствах.для ввода информации без привлечения зрения, Известно биотехническое адаптируемое устройство для бесклавишного ввода информации, содержащее блок датчиков активности пальцев и кисти рук, выходы которых через последовательно соединенные усилитель и интегратор подключены к соответствующим входам преобразователя амплитуд биоактивности, генератор импульсов, узел свертки, элемент ИЛИ., дешифратор обобщенных КМ-символов, когорый составлен из блока выработки экстремума, блока четности матрицы и блока памяти координат.

Данное устройство имеет ограниченную надежность.

Наиболее близким к изобретению является устройство для ввода информации, содержащее генератор импульсов, первый и второй блоки делителей напряжения, первый и второй блоки эмиттерных повторителей, мультиплексор, первый выпрямитель, интегратор, первый и второй компараторы, триггер, первый элемент ИЛИ, блок интеграторов, второй элемент ИЛИ, второй выпрямитель и счетчик.

Однако и это устройство имеет надежность, ограниченную повышенными требованиями к длительности тактирующих импульсов, Целью изобретения является повышение надежности устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в известное устройство для ввода учебной информации, .содержащее первые блоки датчиков активности пальцев и кисти руки обучаемого, введены вторые блоки датчиков вторые входы которых соединены с соответствующими выходами блоков 4 и 5 соответственно, а выходы являются соответствующимии выходами 18 второй груп и ы устройства, причем входы блоков 2 — 5 соединены с шиной 19 тактирующих импульсов, а третьи входы блоков 10, 11 — с шинами раздельного питания, 6 ил. активности пальцев и кисти руки обучаемого, первый и второй дешифраторы, входы которых соединены с соответствующими информационными выходами первого и вто5 рого блоков датчиков активности пальцев руки обучаемого соответственно, первый и второй блоки оптоэлектронных элементов, входы груп и ы которых подкл ючен ы к соответствующим выходам первого и второго

10 дешифраторов соответственно, шифратор, входы которого соединены с соответствующими выходами группы первого и второго блоков оптоэлектронных элементов, а выходы — являются соответствующими выходами

15 первой группы устройства, элемент ИЛИ, входы которого подключены соответственно к выходам первого и второго блоков оптоэлектронных элементов, входы которых соединены с винхровыходами первого и вто20 рого блоков датчиков активности пальцев руки обучаемого соответственно, элемент задержки, вход которого подключен к выходу элемента ИЛИ, а выходявляется выходом устройства, и группа элементов ИЛИ, пер25 вые и вторые входы которых соединены с соответствующими выходами первого и второго блоков датчиков активности кисти руки обучаемого соответственно, а выходы являются соответствующими выходами второй

30 группы устройства.

На фиг. 1 изображена обшая структура предлагаемого устройства; на фиг. 2 — схема блоков датчиков активности пальцев; на фиг. 3 — схема блоков датчиков активности

35; на фиг. 4 и 5 — временные диаграммы работы устройства; на фиг. 6 — схемы матриц нижнего и верхнего регистров, Устройство содержит плату 1, на кото40 рой размещены первые 2 и вторые 3 блоки датчиков активности пальцев и блоки 4 и 5 датчиков активности кисти руки обучаемого, первый 6 и второй 7 дешифраторы, входы 8 и 9 которых соединены с соответствующими

45 информационными выходами блоков 2 и 3 соответственно, первый 10 и второй 11 бло1732368

10 синхровыходами блоков 2 и 3 соответственно, элемент 16 задержки, вход которого подключен к выходу элемента ИЛИ 14, а выход является выходом записи устройства, и группу элементов ИЛИ 17,.первые и вторые 15 входы которых соединены с соответствующими выходами блоков 4 и 5, а выходы являются соответствующими выходами 18 второй группы устройства, причем входы блоков 2 — 5 соединены с шиной 19тактиру- 20 ющих импульсов, а третьи входы блоков 10 и 11 соединены с шиной питания.

Блок 2 (3) (фиг, 2) имеет группу 20 сенсорных площадок (СП) 21, соединенных с информационными входами мультиплексо- 25 ра 22, адресные входы которых соединены с выходами счетчика 23, вход которого и вход синхронизации мультиплексора 22 соединен с шиной 24 тактирующих импульсов (ТИ), регистр 25, входы которого соединены 30 с выходом счетчика 23, а выходы подключены к информационным выходам 26 блока 2 (кода X» — латеральной активности пальцев руки). Выход мультиплексора 22 соединен с входом одновибратора 27 с повторным за- 35 пуском, выход которого соединен с входом одновибратора 28 с повторным запуском, выход которого подключен к входу записи регистра 25 и к синхровыходу 29 блока 2.

Блок 4 (5) фиг; 3 содержит сенсорные 40 ячейки 30 — 32, у первой и третьей из которых сенсорные площадки 33 и 34 расположены на руках контрлатерально (симметрично), сенсорная площадка 35 смонтирована на кольце (не показано), уста- 45 навливаемом на одном из пальцев кисти руки. К выходам площадок 33 — 35 через усилители Зб — 38 подключены установочные входы триггеров 39 — 41 и входы элемен50

55 ки оптоэлектронных элементов, входы группы которых подключены к соответствующим выходам дешифраторов 6 и 7 соответственно, шифратор 12, входы которого соединены с соответствующими выходами группы блоков 10 и 11, а выходы являются соответствующими выходами 13 первой группы устройства, элемент ИЛИ 14, входы которого подключены к выходам блоков 10 и 11, входы 15 которых соединены с та И-НЕ 42, выход которого по первому входу 43 ячейки 44 управления запуском соединен с входом разрешения сдвига регистра 45, первый тактовый вход которого по синхровходу 24 соединен с шиной 19 (фиг. 1) ТИ, а входы паралггельной записи данных соединены с общим проводом. Вход разрешения параллельной записи и второй тактовый вход соединены через регистр 46 с шиной питания. Ячейка 44 составлена из регистра 45 сдвига и инвертора 47, вход которого подключен к выходу старшего раз-, ряда регистра 45, а выход инвертора 47 соединен по выходу 48 ячейки 44 с входами триггеров 39 — 41, соединенных через рези5 сторы 49 с соответствующими входами узла

50 оптоэлектронных элементов 51 — 53, причем выходы 54 и 55 блока 4 (5) по координатам У1 и У3 активности кисти руки и выход

56 по сигналу "Символы-операторы" являются выходами блока.

Устройство работает следующим образом.

Устройство предназначено для безмашинного преобразования рефлексивных движений пальцами и кистью руки обучаемого в двоичные коды, эквивалентные символам алфавита, цифрам и операторам программирования.

Принято следующее деление функций по отдельным блокам.

Блоки 2 и 3 предназначены для преобразования активности пальцев рук обучаемого в двоичный код КМ-символов, выработки разрешения выборки и строба записи кода Хт во внешнее устройство. Блоки 4 и.5 предназначены для преобразования активности кисти руки в координаты У1 и УЗ и сигнал "Символы-операторы:" (CO). Дешифраторы 6 и 7 предназначены для преобразования кода Х» координаты латеральной активности пальцев руки в уровень напряжения "Лог, 1" на одном из выходов. Блоки 10 и 11, оптоэлектронные элементы 51 — 53 предназначены для гальванической развязки блоков 2 — 5 от шифрато. ра 12 и внешних блоков биотехнического ада пти pyeMot.o контроллера.

Аналогично ячейке 31 блока 4 могут быть выполнены ячейки для выработки сигналов "Верхний регистр", "Сброс", "Четность матрицы", "Латинский алфавит" и др. . Предварительно на пальцы рук и кисти рук обучаемого устанавливаются датчики . (СП); выходы которых соединены с входами мультиплексоров 22 блоков 2 и 3, а также усилителей 36 — 38 в блоках 4 и 5. Затем устройство подключается к источникам питания и к внешнему генератору тактирующих импульсов. Затем инструктор поясняет методику формирования КМ-символов в соответствии с матрицей (фиг. 6). Текущая матрица указывается на дисплее тренажера, формируется последовательно строка вводимых обучаемым КМ-символов. Для выработки устойчивого квазиречевого рефлекса можно использовать известные тренажеры. Сначала осваивают простые

КМ-движения, эквивалентные знакам второго (основного) горизонтального ряда клавиатуры тренажера (фиг. 6) от Ф до Д, Ж, 1732368

Эти движения формируют только с помощью сгибателей пальцев рук и перемещают палец вниз на 15 — 20 мм от исходного состояния (расслабленного мышц-антагонистов). Постепенно усложняют КМ-движения, добиваясь четкого синтеза слога по

"квазиречевому" букварю. По мере формирования рефлекса у обучаемого на знаки второго ряда матрицы А вводят символы нижнего ряда матрицы и активизируют супинатор контролатеральной руки, поворачивая кисть от оси симметрии на угол от 40 до 50 — 60 . Далее символы формируют без опоры на макет матрицы и без привлечения зрения, с вербальным "подкреплением".

Через определенное время в набор слогов вводят символы, расположенные в верхнем ряду матрицы со знаками от Й до 3, активизируя пронатор и поворачивая кисть руки на указанный угол, но к оси симметрии. Подготовка завершается, если обучаемый может осуществить бесклавишный ввод символов в темпе нормальной речи.

Рассмотрим работу блока 2 (фиг. 2 и 4), После включения питания обучаемый не касается площадок 21, С тактирующей шины

19 на вход счетчика 23 и мультиплексора 22 поступают короткие импульсы с периодом следования, равным Т (фиг, 4а), Счетчик 23 переключается по отрицательным фронтам этих импульсов и сканирует площадки 21, Так как начальная емкость каждой из свободных площадок 21 успевает зарядиться до необходимого порогового уровня за время, определяемое длительностью ТИ, то на выходе мультиплексора 22 непрерывно формируются короткие импульсы с периодом следования, также равным Т (фиг. 4б).

Эти импульсы запускают по входу В (фиг. 2) и удерживают в активном состоянии одновибратор 27, работающий в режиме повторного запуска (фиг, 4в). Одновибратор 28 при этом находится в исходном состоянии (фиг, 4г), поэтому запись информации в регистр

25 блокируется, состояние выходных шин 26 не меняется, сигнал разрешения.выборки кодов Х и У на выходе 29 отсутствует.

Когда обучаемый касается пальцем соответствующей площадки 21 во временном интервале ее выбора (фиг, 4д) на выходе мультиплексора 22 не формируется импульс повторного запуска (на фиг. 4б заштрихован), так как емкость этой площадки 21 за счет дополнительной емкости, вносимой ..обучаемым, не успевает зарядиться до необходимого порогового значения за время, on редел яе мое дл ител ьностью тактирующего импульса, В этом случае очередной запускающий импульс поступает на вход одновибратора

27 через некоторое время (фиг. 4в) и он в этот момент времени заканчивает временной интервал. Затем в следующий момент времени он опять запускается и будет находиться в активном состоянии до следующего опроса этой же площадки 21 в течение периода выборки. Процесс повторяется непрерывно, пока обучаемый прикасается к одной и той же площадке 21.

В результате этого на выходе одновибратора 27 формируются импульсы. Срез первого импульса одновибратора 27 запускает одновибратор 28, работающий в режиме повторного запуска, На выходе одновибратора 28 формируется импульс (фиг. 4е), по фронту которого в регистр 25 записывается состояние счетчика 23. На первых выходах 26 блока 2 при этом формируется двоичный код адреса площадки 21

- (фиг, 4з), к которой прикасается обучаемый.

Одновременно на шине 29 формируется фронт сигнала (фиг. 4е) записи, который с второго выхода 29 блока 2 поступает на соответствующий вход 15 оптоэлектронного элемента 10 (фиг. 1) и далее, чем элемент 14

ИЛИ поступает на вход элемента 16 задержки, Период задержки последнего (фиг, 4ж) учитывает время установки кода символа в памяти внешнего устройства.

Блок.4 (5) работает следующим образом.

До начала движения кисти руки.отсутствует касание какой-либо из площадок 33—

35, поэтому на входе и выходе усилителей

-уровни "1"(фиг. 5а) положительной полярности. На выходе элемента И-.НЕ 42 присутствует уровень "0" (фиг, 5б), который поступает на вход 43 ячейки 44 управления запуском, Одновременно на другой вход 24 ячейки 44 поступают импульсы тактовой частоты (фиг. 5в), При этом на выходе ячейки

44 управления и триггеров 39 — 41 присутствует уровень "0" (фиг, 5r, д). На выходах. оптоэлектронных элементов 51 — 55 блока 2

I присутствует также уровень "0" (фиг. 5е, ж).

Когда обучаемый поворачивает ту или иную кисть руки от оси латеральной симметрии, это завершается касанием площадки

33 ячейки 30 (фиг. 3). Через вносимую обучаемым электроемкость на входе усилителя 36 наводятся сигналы переменного напряжения. Эти сигналы усиливаются и формируются в прямоугольные импульсы усилителем 36 (фиг. 5а). Затем импульсы инвертируются элементом И-НЕ 42 (фиг, 5б) и запрещают сдвиг регистра 45, на выходе которого устанавливается "Лог. 0", а на выходе 48 ячейки 44 "Лог, 1" (фиг. 5г), Триггер 39 устанавливается и на его инверсном выходе "Лог. 1" изменяется на . "Лог, 0", которым блокируется установка ос1732368

20

35 элементов 14, 16 и 1.7 и выходов блоков 10 40

50 тальных триггеров 40 и 41 (фиг, 5д), а на выходе 54 блока 2 по координате У1 устанавливается высокий уровень "Лог, 1".

Если касание площадки ЗЗ прерывается, то на выходе ячейки 44 снова возникает уровень "0" (фиг. 5г) и триггер 39 устанавливается в исходное состоя.ние (фиг, Бд), При совместной работе блоков 2 — 5 за .счет квазиречевого рефлекса, формируемого у обучаемого, символы в виде KM-движений вводятся последовательно с интервалами 15-20 мс. Однако чувствительность устройства и при одновременном сгибе пальцев рук позволяет четко различать символы. Временная организация КМ-движений такова, что вспомогательные движения кистью руки практически могут выполняться одновременно с движением пальца руки, При этом координата активности кисти руки (Y1, АЗ и СО) с соответствующего выхода 54 — 56 блока 4 поступает через элемент ИЛИ 17 (фиг. 1) на выход 18.

К моменту появления импульса записи информации с выхода элемента 16 (фиг. 4ж) обобщенный код Х> активности пальца руки уже присутствует на выходах 13 устройства (фиг. 4и) и на шинах второй группы выходов

18 (фиг, 4к-м) установлены обобщенные координаты V1 или YÇ (СО), Следовательно, когда в момент времени экстремума движения пальца руки осуществляется касание площадки 21 (фиг. 4з), то код Хда с выходов

26 блока 2 поступает на входы.8 (9) соответствующего дешифратора 6 (7), который преобразует код.Xns в потенциальный сигнал высокого уровня на соответствующем выходе. Далее сигнал минует блоки 10 и 11 и поступает на соответствующий вход шифратора 12. При этом питание шифратора 12, (11) осуществляется от отдельного источника +En .

Шифратор 12 преобразует входной потенциал в соответствующий код Хт.

Изобретение повышает надежность устройства, так как удается снизить начальную емкость каждой из сенсорных площадок 21 за счет исключения соединительных проводов между ними и входами мультиплексора 22. Это позволяет. умень5

15 шить длительность тактирующих импульсов при увеличении числа площадок. 21. Следовательно, становится возможным осуществлять KM-ввод символов информации пальцами и кистью обеих рук без каких-либо временных ограничений при KM-вводе информации, при сохранении точности формирования отдельных КМ-движений, что достигается совершенствованием навыка.

Гальваническая развязка обеспечивает обучаемому необходимую безопасность при бесклавишном вводе информации, Формула изобретения

Устройство для ввода учебной информации, содержащее первые блоки датчиков активности пальцев и кисти руки обучаемого, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности устройства, в него введены вторые блоки датчиков активности пальцев и кисти руки обучаемого, первый и второй дешифраторы, вхдды которых объединены с соответствующими информационными выходами первого и второго блоков датчиков активности пальцев руки обучаемого соответственно, первый и второй блоки оптоэлектронных элементов, входы .группы которых подключены к соответствующим выходам первого и второго дешифраторов. соответственно, шифратор, входы которого соединены с соответствующими выходами группы первого и второго блоков оптоэлектронных элементов, а выходы являются соответствующими выходами первой группы устройства, элемент ИЛИ, входы которого подключены соответственно к выходам первого и второго блоков оптоэлектронных элементов, входы которых соединены с синхровыходами первого и второго блоков датчиков активности пальцев руки обучаемого соответственно, элемент задержки, вход которого подключен к выходу элемента ИЛИ, а выход является выходом устройства, и группа элементов ИЛИ, первые и вторые входы которых соединены: с соответствующими выходами первого и второго блоков датчиков активности кисти руки обучаемого соответственно, а выходы являются соответствующими выходами второй группыустройства.

1732368

17323б8

15.

1732368

Il) Sl

Иа прицы Веркнто региппря- С, Ю

Чепурные лалгрщю

Матри М

Малри и нижнегррггисяра А,В

Аг. 6

Составитель А.Карлов

Техред M.Mîðãåíòàë

Редактор И. Горн а я

Корректор Т.Малец

Заказ 1585 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113635. Москва, Ж-35, Раувская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Устройство для ввода учебной информации Устройство для ввода учебной информации Устройство для ввода учебной информации Устройство для ввода учебной информации Устройство для ввода учебной информации Устройство для ввода учебной информации Устройство для ввода учебной информации Устройство для ввода учебной информации 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к биотехническим адаптируемым устройствам для бесклавишного ввода информации движениями пальцев и кисти руки, формируемыми соответственно столбцу и строке символа в матрице тренажера без привлечения зрения

Изобретение относится к техническим средствам автоматизированного контроля знаний

Изобретение относится к техническим средствам обучения, в частности к устройствам для контроля знаний учащихся, и может быть использовано в учебных заведенияхдля повышения эффективности обучения

Изобретение относится к оптическим методам обработки сигналов в реальном масштабе времени и может быть использовано в устройствах ввода, анализа и обработки речевых сигналов при обучении операторов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в автоматизированных системах контроля знаний и обучения в качестве адаптивного датчика времени, отводимого на подготовку ответа или получения порции увечного материала, а также в системах управ-1 ления, требующих коррекции коэффициента пересчета тактовых импульсов

Изобретение относится к обучаюгрш устройствам и может быть использовано при проектировании vr-гронств для контроля знаний признаков делимости на произвольное число

Изобретение относится к устройствам ввода конструируемого ответа в обучающую машину

Изобретение относится к автома.ике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного контроля знаний обучаемых

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх