Устройство для контроля знаний обучаемых

 

Изобретение относится к автома.ике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного контроля знаний обучаемых. Устройство допускает кодирование как каждого вопроса задания, так и всего задания в целом. Длина кода при этом не меняется. Полностью исключается информационный шум и обеспечивается автоматизация кодирования заданий, при этом их декодирование значительно усложняется . Устройство построено на одновременном использовании принципов кодовой избыточности при кодировании заданий и единственности ответов на каждый код задания . Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства и исключение информационного шума. Устройство содержит блок 2 ввода ответных действий обучаемого, блок 24 регистрации, элементы И 15, 16, блок 11 индикации кода задания, блок 12 регистров кода задания, блок 13 преобразователей кода задания, блок 14сравнения, генератор, формирователь 8, коммутатор 9 и распределитель 10 импульсов, блок 28 кода задания, блок 5 преобразователей кода ответа, блок 6 коммутаторов кода и переключатель 19 режима работы. 1 ил. СО с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (ss)s G 09 В 7/02

ГОСУДАРСТВЕННЪ|И КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЪ|ТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4085786/24 (22) 07.07.86 (46) 28.02.91, Бюл. N.. 8 (71) Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (72) А,И.Попов, Ю.П,Шевелев и В.С.ШидловСкий (53) 681.3.071(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 955172, кл. G 09 В 7/02, 1981.

Авторское свидетельство СССР

М 963064, кл. G 09 В 7/02, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ (57) Изобретение относится к автома; ике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного контроля знаний обучаемых. Устройство допускает кодирование как каждого вопроса задания, так и всего задания в целом, Длина кода при этом не меняется. Полностью исключается

„„5Ц „„1631567 А1 информационный шум и обеспечивается автоматизация кодирования заданий, при этом их декодирование значительно усложняется. Устройство построено на одновременном использовании принципов кодовой избыточности при кодировании заданий и единственности ответов на каждый код задания. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей устройства и исключение информационного шума. Устройство содержит блок 2"- ввода ответных действий обучаемого, блок 24 регистрации, элементы И 15, 16, блок 11 индикации кода задания, блок 12 регистров кода задания, блок 13 преобразователей кода задания, блок 14 сравнения, генератор 7, формирсватель 8, коммутатор 9 и распределитель 10 импульсов, блок 28 кода задания, блок 5 преобразователей кода ответа, блок 6 коммутаторов кода и переключатель 19 режима работы. 1 ил.

1631567

45

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала, и может быть использовано в различных учебных заведениях.

Цель изобретения — расширение дидактических возможностей и исключение информационного шума устройства.

На чертеже показана функциональная схема предлагаемого устройства.

Устройство для контроля знаний обучаемых содержит узел 1 ввода ответа, в состав которого входят и кнопок, число которых равно количеству различных элементов, используемых для формирования ответа на билет, регистр 2 для фиксации нажатых кнопок в процессе ввода ответа, узел 3 кнопок, шифратор 4, блок 5 преобразователей кодов ответов, состоящий из преобразователей, преобразующих код триады в четырехразрядный код, блок б коммутаторов кодов, генератор 7 импульсов, формирователь 8 импульсов, коммутатор 9 импульсов, распределитель 10 импульсов, блок 11 индикации кода задания, блок 12 регистров кода задания, состоящий из m четырехразрядных регистров с параллельной записью информации, блок 13 преобразователей кода задания, состоящий из rn преобразователей, преобразующих четырехразрядный код десятичного разряда кода задания в код триады, блок 14 сравнения, элемент И 15, элемент И 16, регистратор 17 правильного ответа, регистратор 18 неправильного ответа, переключатель 19 режима работы, формирователи 20 — 22 импульсов, элемент ИЛИ

23, блок 24 регистрации, блок 25 ввода ответных действий обучаемого, счетчик 26, дешифратор 27 и блок 28 ввода кода задания.

Каждой кнопке блока 25 присваивается определенный символ. Число кнопок блока

25 может выбираться в широких пределах.

Их можно пронумеровать или присвоить им определенные символы в зависимости от специфики предмета, при изучении которого используется контролирующее устройство. Общее число кнопок блока 25 целесообразно выбирать кратным трем.

При увеличении числа кнопок увеличивается разрядность кода задания, так как на каждый десятичный разряд кода задания приходится три кнопки блока 25, Выходы блока 25 пронумерованы и подключены к регистру 2, где каждому выходу .поставлена в соответствие своя кнопка. На этих выходах в процессе ввода ответов.формируется двоичный код — код ответа, где единицам соответствуют нажатые кнопки.

Все выходы регистра 2 сгруппированы произвольным образом в триады (группы по три бита) и в этом виде поступают параллельно в блоки 5 и 14, Блок 5 построен на программируемых матрицах, где постоянно запрограммированы таблицы преобразования. Каждая триада кода ответа с регистра 2 поступает строго на свою матрицу. Для каждой триады таблицы преобразования составляются произвольным образом и записываются в матрицы при изготовлении устройства. Таблицы могут быть и одинаковыми, однако для повышения устойчивости против разгадывания системы кодирования правильных ответов все таблицы целесообразно составлять различными.

Код каждой триады при помощи программируемой матрицы преобразуется в четырехразрядный двоично-десятичный код.

Блок 5 используется только в режиме кодирования задания, т.е. для преобразования ответов, введенных через блок 25, в код задания, который записывается в регистры блока 12 и высвечивается на индикаторах блока 11, Каждой триаде поставлен в соответствие определенный разряд кода задания. В результате преобразования трехразрядного двоичного кода триады в четырехразрядный двоично-десятичный код образуется кодовая избыточность. В таблице каждой двоичной триаде присвоено одно значение четырехразрядного выходного кода и одно значение десятичного эквивалента, а для кода 000, что соответствует ненажатым кнопкам в этой триаде, присвоен выходной код 1111 и три значения десятичного эквивалента. Эти значения для каждой триады выбираются произвольно, что является очень важным, так как позволяет формировать различные коды задания на билеты, имеющие одни и те же ответы, и тем самым хорошо предохраняет от угадывания по коду задания правильные ответы.

Сформированный код поступает в блок

6, состоящий иэ восьмивходовых схем коммутатора кода..На четыре входа каждого из них поступает код с выхода шифратора 4, а на другие четыре входа — четырехразрядный код с выхода соответствующего преобразо-. вателя блока 5, Четырехразрядные выходы каждого из коммутаторов блока 6 подключены к первым входам соответствующих регистоов блока 12, В зависимости от режима работы устройства на выходы блока 6 коммутируется код с выхода шифратора ч или с выходов блока 5. В режиме кодирования задания код блока 5 через коммутаторы бло1631567 ка 6 записывается в регистры блока 12, а в режиме контроля записывается код блока 4.

В режиме кодирования задания каждая триада после преобразования в блоке 5 через коммутаторы блока 6 записывается в соответствующий регистр блока 12 в виде четырехраэрядного двоично-десятичного кода, а в режиме контроля при вводе кода задания каждая десятичная цифра, вводимая через клавиатуру блока 28, преобразуется шифратором 4 в двоично-десятичный код и через блоки 6 поступает параллельно на все регистры блока 12. Номер регистра блока 12, куда необходимо записать вводимую цифру кода задания, определяется импульсом, поступающим с распределителя 10.

Блок 12 состоит из четырехразрядных регистров с параллельной записью, Информация, поступающая на входы, переписывается в регистры импульсами распределителя 10, Импульсы распределителя 10 формируются последовательно на выходах, синхронно с импульсами, поступающими на его вход. Импульсы на вход могут поступать или с генератора 7 (в режиме кодирования), или с формирователя 8 (при вводе кода задания). Коммутатор 9 обеспечивает в режиме кодирования прохождение импульсов с генератора 7, а в режиме контроля знаний при вводе кода задания — с формирователя 8.

Режим кодирования характеризуется непрерывным сканированием импульсов записи на все регистры блока 12, что обеспечивает постоянную перезапись меняющегося в процессе ввода ответов кода ответа, поступающего с блока 5 в блок 12, Режим контроля знаний во время ввода кода задания характеризуется тем, что импульс записи поступает только на тот регистр, куда должен быть записан текущий разряд кода задания. В этом режиме импульс записи формируется синхронно с импульсом, поступающим с формирователя 8, который генерирует его при нажатии любой кнопки блока 28. Запись кода задания производится, начиная со старшего разряда, а поэтому сначала импульс записи поступает на первый регистр блока 12, Следующий разряд записывается во второй регистр блока 12 и так до m-го регистра.

Блок 13, как и блок 5, состоит иэ программируемых матриц, в которые при изготовлении устройства записываются таблицы обратного преобразования четырехразрядных двоична-десятичных кодов, записываемых в регистры блока 12 (цифры кода задания) в двоичный код триад, В выходном коде блока 13 распределение единиц полностью характеризует те ответы, 10

20

40 своих заданий

45 зом.

Пусть устройство находится в режиме

35 которые должны быть введены в устройство через блок 25. Структура этого кода идентична структуре кода, получаемого с выходов регистра 2, после ввода правильных ответов.

Необходимость в наличии блока 13 объясняется следующим образом. Любому ответу, вводимому при помощи блока 26, соответствует свое единственное выходное число блока 5, а при контроле в регистры блока 12 могут быть записаны различные числа благодаря избыточности, возникающей при кодировании заданий, Поэтому блок 13 необходим для того, чтобы все коды задания, характеризующие один и тот же ответ, представить в виде единственного выходного числа, совпадающего с выходным числом регистра 2, в который введены правильные ответы, Регистраторы 17 и 18 осуществляют фиксацию сигнала с выходов блока 14. Основным элементом регистраторов 17 и 18 является триггер. Регистраторы взаимосвязаны друг с другом таким образом, что срабатывание одного регистратора на данный вопрос исключает срабатывание другого регистратора. Благодаря такому построению схемы исключен подбор ответов при набранном коде задания. Сорос регистраторов 17 и 18, т.е. перевод их в активное состояние, производится формирователем

21 (импульса общего сброса).

Переключатель 19 используется только преподавателем при кодировании заданий, а поэтому его желательно располагать на задней панели устройства s недоступном для учащегося месте, Состояние этого переключателя определяет два режима работы устройства. Первый режим — это кодирование заданий, а второй — это режим контроля знаний учащегося. Первый режим используется преподавателем на этапе кодирования

Устройство работает следующим обракодирования, С переключателя 19 сигнал поступает на управляющие входы блока 6 и коммутатора 9. Коммутатор 9 открывается для прохождения импульсов с генератора 7 на вход распределителя 10. В этом режиме идет постоянное сканирование импульса записи последовательно по всем регистрам блока 12.

Преподаватель с помощью кнопок блока 25 вводит в устройство ответы на вопросы билета. Ответом может быть любое множество нажатых кнопок. Пусть, например, кнопки блока 25 пронумерованы в последовательности от 0 до 20 и ответом на задание

1631567

55. является ряд чисел 5; 11; 18; 2. Преподаватель нажатием соответствующих кнопок блока 25 вводит в устройство весь перечень правильных ответов на данное задание, При этом на выходе регистра 2 формируется двоичный код, условно разбитый на триады.

Формируемый код поступает на входы блока 5, Каждый преобразователь блока 5 преобразует индивидуальную триаду кода ответа в четырехразрядный двоично-десятичный код, На входах блока 5 образуется четырехразрядный двоична-десятичный код, который через коммутаторы блока 6 поступает на входы соответствующих регистров блока 12. Код блока 5 является только основой для формирования кода задания.

Формируемый код фиксируется в регистрах блока 12 импульсами с распределителя 10 и поступает на индикаторы блока 11, где и происходит десятичная индикация кода задания, соответствующего введенным ответам.

На некоторых индикаторах блока 11 вместо цифр может высветится особый знак (будем называть его знаком доопределения). Наличие этого знака в одном или нескольких разрядных кода задания свидетельствует о том, что не нажата ни одна из трех кнопок блока 25, отнесенных к данному разряду кода задания, При формировании кода задания преподаватель должен вместо этих знаков записать конкретные цифры, значение которых выбирается из трех цифр кодовой избыточности, желательно индивидуальных для каждого разряда кода задания. Провести доопределение несложно, имея перед собой перечень цифр доопределения для каждого разряда кода задания. На этом кодирование закончено и сформированный код записывается на билет.

Создав достаточный фонд кодированных заданий, преподаватель может с помощью предлагаемого устройства осуществить контроль знаний учащихся по своей специальности. Контроль знаний осуществляется на этом же устройстве, для чего переключатель 19 переводят в соответствующее положение. С помощью кнопки формирователя 21 устройство приводится в исходное состояние и кнопками блока 28 в регистры блока 12 поразрядно вводится код задания, который отображается на индикаторах блока 11. Эти действия уже осуществляет учащийся, проверяя правильность своих ответов на вопросы задания. Вводимые цифры в шифраторе 4 преобразуются в четырехразрядный двоично-десятичный код, который через коммутаторы блока 6 поступает на входы всех регистров блока 12

35 и по импульсу записи с распределителя 10, поступающему синхронно с нажатием кнопки блока 28, записывается в требуемый регистр блока 12, т.е. импульс записи определяет номер регистра блока 12, куда необходимо записать текущий разряд кода задания. Вводимый код задания последовательно разряд за разрядом отображается на индикаторах блока 11.

Каждая десятичная цифра кода задания, записанного в регистры блока 12 четырехразрядным кодом, поступает в преобразователь 13, где происходит индивидуальное преобразование данного кода в код триады.

Этим преобразованием происходит как бы обратное выделение из кода задания всей совокупности правильных ответов на задание с данным кодом. На выходе блока 13 формируется двоичный код, который поступает на входы блока 14. Полученный на выходе блока 13 код полностью настраивает устройство на систему правильных ответов для да н ного кода.

Затем с помощью клавиатуры блока 25 учащийся вводит в устройство ответы, которые запоминаются в регистре 2 и поступают на входы блока 14. Если коды полностью совпадают, то формируется сигнал на первом выходе, если. нет, то на втором. При нажатии кнопки готовности ответа формирователя 22 сигнал с первого или второго выхода блока 14 через элементы 15 и 16 поступает на вход блока 24, Срабатывание регистраторов 17 и 18 приводит к загоранию соответственно лампочки "Правильно" или

"Неправильно".

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее блок ввода ответныхдействий обучаемого, блок регистрации, первый и второй элементы И, генератор импульсов и распределитель импульсов, о тл и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены блок ввода кода задания, блок преобразователей кодов ответов, формирователь импульсов, коммутатор импульсов, блок коммутаторов кодов, переключатель режимов работы, блок индикации кодов заданий, блок регистров кода задания, блок преобразователей кодов задания, блок сравнения, первый и второй выходы которого соединены с первыми входами соответственно первого и второго элементов И, входы первой группы — с соответствующими информационными выходами блока ввода ответных действий обучаемого, а входы второй группы — с соот1631567

Составитель А.Карлов

Техред М.Моргентал Корректор С.Шевкун

Редактор А,Лежнина

Заказ 548 Тираж 277 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 ветствующими выходами блока преобразователей кодов задания, входы которого подключены к соответствующим выходам блока регистров задания, соединенным с соответствующими входами блока индикации кодов задания, информационные выходы блока ввода ответных действий обучаемого соединены с соответствующими входами блока преобразователей кодов ответов, первый управляющий выход — с вторыми входами первого и второго элементов И, а второй управляющий выход- с установочными входами распределителя импульсов, блока регистров кодов задания и блока регистрации, первый .и второй информационные входы которого подключены соответственно к выходам первого и второго элементов И, информационный вход распределителя импульсов соединен с выходом коммутатора импульсов, а выходы — с соответствующими управляющими входами блока регистров кодов заданий, информационные входы которого подключены к соответствующим выходам блока коммутаторов кодов, 5 управляющий вход которого соединен с выходом переключателя режимов работы, информационные входы первой группы — с соответствующими информационными выходами блока ввода кода задания, информа10 ционные входы второй группы — с соответствующими выходами блока преобразователей кодов ответов, вход формирователя импульсов подключен к управляющему выходу блока ввода кода за15 дания, а выход — к первому управляющему входу коммутатора импульсов, второй управляющий вход которого соединен с выходом переключателя выбора режимов работы, а информационный вход — с выхо20 дом генератора импульсов.

Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых Устройство для контроля знаний обучаемых 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения и может быть использовано для контроля знаний по любым предметам в системе образования и при подготовке кадров в производстве

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам для обучения операторов АСУ, и может быть использовано в системах подготовки операторов сложных АСУ

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала, и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения и может быть использовано как устройство ввода многоэлементных ответов в обучающие машины

Изобретение относится к техническим средствам программированного контроля знаний, может быть использовано для ввода ответов в многоэлементном виде с некоммутативным расположением элементов в ответе и является дополнительным к а.с

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения и может быть использовано при всех формах индивидуального обучения по программам с конструируемой формой ответов

Изобретение относится к обучающим устройствам

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения и контроля качества усвоения знаний и может быть использовано на занятиях с программированным контролем

Изобретение относится к обучающим и контролирующим устройствам с вводом результата в числовом выражении

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх