Подшипниковый узел

 

Использование: преимущественно в качестве опор быстровращающихся валов. Сущность изобретения: подшипниковый узел состоит из корпуса 1, цапфы вала 2, подшипника качения и форсунки 5 для подачи смазки. Узел снабжен распределителем 1 5 б 8 смазки в виде двух дисков 6, 7, соединенных посредством распорных шайб 8, 9 с образованием коллектора. В диске 7 выполнены отверстия 11, 12, 13. В первом случае форсунка 5 расположена со стороны торца распределителя смазки. Каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в диске 6 со стороны форсунки 5 в виде тангенциальных прорезей 10. Во втором случае форсунка 5 расположена со стороны наружного диаметра распределителя смазки. Каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в шайбе 8 в виде тангенциальных прорезей. Подшипниковый узел позволяет использовать большое количество форсунок, что дает возможность получить более равномерное распределение масла в зоне качения. 1 з.п. ф-лы, 7 ил. 11W // сл 15 VJ со ю о Риг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 С ЗЗ/66

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

« -ь ЗЛе Ь Ь Й g (g QТИтут г РОГДЫUÇPG ИНОК

СОбетВЕ " ОСтИ

ОТДЗ,Г РНР ЯГЦ Я

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4733180/27, 4771933/27 (22) 03,07.89 (46) 07.06.92. Бюл. № 21 (71) Запорожское производственное обьединение "Моторостроитель" (72) В,С.Лукьянов, П.И.Баранов и И,Л.Гликсон (53) 621.822.9(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 11443311443333, кл. F 16 С 33/66, 1986. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ (57) Использование: преимущественно в качестве опор быстровращающихся валов, Сущность изобретения: подшипниковый узел состоит из корпуса 1, цапфы вала 2, подшипника качения и форсунки 5 для подачи смазки. Узел снабжен распределителем

1 5 б 8 Ы „, 1739107 А1 смазки в виде двух дисков 6, 7, соединенных посредством распорных шайб 8, 9 с образованием коллектора. В диске 7 выполнены отверстия 11, 12, 13. В первом случае форсунка 5 расположена со стороны торца распределителя смазки. Каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в диске 6 со стороны форсунки 5 в виде тангенциальных прорезей 10. Во втором случае форсунка 5 расположена со стороны наружного диаметра распределителя смазки, Каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в шайбе 8 в виде тангенциальных прорезей. Подшипниковый узел позволяет использовать большое количество форсунок, что дает возможность получить более равномерное распределение масла в зоне качения. 1 з,п. ф-лы, 7 ил.

11 14

1739107

Узел относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использован в качестве опор быстровращающихся валов.

Цель изобретения — повышение срока службы.

На фиг.1 дана конструктивная схема подшипникового узла; на фиг.2,3,4 — сечения А — А, Б — Б, B — В на фиг.1; на фиг,5, 6— виды Г, Д на фиг.1; на фиг.7 — конструктивная схема подшипникового узла с торцовым расположением форсунки.

Подшипниковый узел содержит корпус

1, цапфу вала 2 и смонтированный невращающимся кольцом 3 в корпусе 1, а вращающимся кольцом 4 на цапфе вала 2 подшипник качения, а также по меньшей мере одну размещенную в корпусе 1 форсунку 5 для подачи смазки. Подшипниковый узел снабжен расположенным на цапфе вала 2 со стороны одного из торцов подшипника распределителем смазки в виде двух последовательно размещенных на валу 2 дисков 6; 7, жестко соединенных по наружному и внутреннему диаметрам посредством распорных шайб 8, 9 с образованием между дисками 6, 7 коллектора с прорезями

10 для смазки, В диске 7 со стороны подшипника выполнены по меньшей мере три концентричных ряда равномерно расположенных по окружности отверстий 11, 12, 13, оси которых расположены в тангенциальных плоскостях под углом к торцовой поверхности диска 7, при этом оси периферийного и внутреннего рядов отверстий 11, 13 размещены на одном и том же радиусе, наклонены в направлении тел 14 качения на желоба колец 3, 4, оси среднего ряда отверстий 12, расположенных на этом же радиусе, — в направлении вращения сепаратора 15, Диаметры окружностей расположения центров отверстий 11, 13 периферийного и внутреннего рядов соответственно равны полусумме диаметров сопрягаемых цилиндрических поверхностей наружного 3 или внутреннего 4 кольца и сепаратора 15, Форсунка 5 расположена со стороны торца распределителя смазки на окружности с диаметром, равным расстоянию между центрами диаметрально расположенных тел 14 качения, а каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в диске 6 со стороны форсунки 5 в виде тангенциальных прорезей 16 с продольными осями, совпадающими с окружностью расположения форсунки 5.

В первом случае форсунка 5 расположена со стороны наружного диаметра распределителя смазки в зоне его коллектора, а

55 каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в наружной распорной шайбе 8 в виде радиально направленных и равномерно расположенных на окружности тангенциальных прорезей 10, плоскость центров которых совпадает с осью форсунки 5.

Подшипниковый узел работает следующим образом, При вращении вала 2 через форсунку 5 подают под давлением P масло, которое через прорези 10 попадает в полость между дисками 6, 7. Затем масло под давлением через отверстия 11, 13 поступает в зазор между кольцами 3, 4 и сепаратором 15, осуществляя смазку зоны качения между желобами колец 3,4 и телами 14 качения.

Отверстия 11, 13 выполняют функции форсунок, исключающих ударное давление на сепаратор 15, Одновременно поворот осей отверстий 11, 13 в направлении накатывания тел 14 качения исключает гидродинамический удар, возникающий при обычной поперечной подаче масла, Отверстия 12 выполняют функции привода сепаратора 15, уменьшая давление тел 14 качения на перемычки между гнездами сепаратора, Подшипниковый узел позволяет использовать большое количество форсунок, что дает возможность получить более равномерное распределение масла в зоне качения, повышая срок службы механизмов с подшипниковыми узлами, Формула изобретения

1. Подшипниковый узел, содержащий корпус, цапфу вала и смонтированный невращающимся кольцом в корпусе, а вращающимся на цапфе вала подшипник качения, а также по меньшей мере одну размещенную в корпусе форсунку для подачи смазки, отличающийся тем,что,с целью повышения срока службы, он снабжен расположенным на цапфе вала со стороны одного из торцов подшипника распределителем смазки в виде двух последовательно размещенных на валу дисков, жестко соединенных по наружному и внутреннему диаметрам посредством распорных шайб с образованием между дисками коллектора для смазки, в диске со стороны подшипника выполнены по меньшей мере три концентричных ряда равномерно расположенных Ilo окружности отверстий, оси которых расположены в тангенциальных плоскостях под углом к торцовой поверхности диска, при этом оси периферийного и внутреннего рядов отверстий, размещенных на одном и том ке радиусе, наклонены в направлении накатывания тел качения на желоба колец, оси среднего ряда отверстий, 1739107

А 5 b P-P

7 . 7 2

63 ф;

Раг.2 Рог.л рог. е

55 расположенных на этом же радиусе,-в направлении вращения сепаратора, диаметры окружностей расположения центров отверстий периферийного и внутреннего рядов соответственно равны полусумме диаметров сопрягаемых цилиндрических поверхностей наружного или внутреннего колец и сепаратора.

2. Узел по п.1, отличающийся.тем, что форсунка расположена со стороны торца распределителя смазки на окружности с диаметром, равным расстоянию между центрами диаметрально расположенных тел качения, а каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в диске со стороны форсунки в виде тангенциальных прорезей с продольными осями, совпадающими с окружностью расположения форсунки.

5 3, Узел по п.1, отличающийся тем, что форсунка расположена со стороны наружного диаметра распределителя смазки в зоне его коллектора, а каналы для ввода смазки в коллектор выполнены в наружной

10 распорной шайбе в виде радиально направленных и равномерно расположенных на окружности тангенциальных прорезей, плоскость центров которых совпадает с осью форсунки.

1739107

18

11

1g

Составитель В.Лукьянов

Редактор Т.Юрчикова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т.Палий

Заказ 3990 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород ул,Гагарина, 101

Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел Подшипниковый узел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах вертикальных валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роликоподшипниках

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в лодшипниковых узлах двигателей внутреннего сгорания и зубчатых редукторов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах, функционирующих в среде рабочих продуктов с малой вязкостью

Изобретение относится к машиностроению , а именно к подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению , в частности к узлам трения для работы в экологически чистых средах, например в устройствах вакуумных технологических установок

Изобретение относится к литейному производству, в частности к подшипниковым узлам выбивных решеток

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения сухого трения, предназначенным для работы на твердой смазке

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к устройствам подшипников, содержащим систему смазки, и может быть использовано в приборостроении

Изобретение относится к машиностроению, а именно к узлам с подшипниками качения с консистентной смазкой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях опор

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к способу и устройству для удаления регулируемо подаваемого к подшипнику скольжения смазочного средства
Наверх