Способ контактной рельефной сварки

 

Использование: при сварке охватывающей и охватываемой деталей. В охватываемой детали выполняют отверстие. Форму и размере поперечного сечения отверстия выбирают аналогичными форме и размерам поперечного сечения охватываемой детали. Глубину отверстия регламентируют. Отверстие выполняют глухим, с рельефом в дне и острой кромкой. Охватываемую деталь вставляют в отверстие охватывающей детали . Один из электродов размещают на охватывающей детали со стороны отверстия. В другом электроде выполняют отверстие с фаской. Этот электрод размещают на охватываемой детали. При этом фаску электрода размещают со стороны свариваемого торца этой детали. Вылет детали из электрода регламентируют . Детали сжимают давлением сварки и пропускают импульс тока сварки. Охватываемую деталь деформируют в продольном и поперечном направлениях. При этом образуют соединение в дне отверстия, заполняют фаску электрода и образуют соединение в районе острой кромки отверстия. 6 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 23 К 11/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР с! и!

ОЙ

1/g

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1ТБ

4 фм (9 (21) 4735267/08 (22) 14,07,89 (46) 23.06.92. Бюл. М 23 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-технологический институт угольноГО машиностроения (72) Л.И.Гафт, В,И,Жаринов, С,А.Вахалин и

В.Н.Белов (53) 621.791.763.2 (088.8) (56) Гиллевич BË. Технология и оборудование рельефной сварки, — M.: Машиностроение, 1976, с. 74 — 76, рис, 45ж, (54) СПОСОБ КОНТАКТНОЙ РЕЛЬЕФНОЙ

СВАРКИ (57) Использование: при сварке охватывающей и охватываемой деталей, В охватываемой детали выполняют отверстие. Форму и размеры поперечного сечения отверстия выбирают анзлогичными форме и размерам

Изобретение относится к контактной рельефной сварке изделий, взаимное расположение которых таково, что одна деталь является охватываемой, а другая — охватывающая, Примером может служить шипованная труба, труба, вваренная в большую трубу или корпус котла, арматурный стержень, сваренный с пластиной, наконечник, приваренный к резцу.и другие изделия.

Недостатком известных способов является то, что сварку, например, стержня (охватываемой детали) с массивной деталью можно осуществлять только в плоскости,, ЫЛ,«,1742005 А1 поперечного сечения охватываемой детали.

Глубину отверстия регламентируют, Отверстие выполняют глухим, с рельефом в дне и острой кромкой. Охватываемую деталь вставляют в отверстие охватывающей детали. Один из электродов размещают на охватывающей детали со стороны отверстия. В другом электроде выполняют отверстие с фаской. Этот электрод размещают на охватываемой детали. При этом фаску электрода размещают со стороны свариваемого торца этой детали. Вылет детали из электрода регламентируют. Детали сжимают давлением сварки и пропускают импульс тока сварки.

Охватываемую деталь деформируют в продольном и поперечном направлениях, При этом образуют соединение в дне отверстия, заполняют фаску электрода и образуют соединение в районе острой кромки отверстия.

6 ил. торца стержня, что в некоторых случаях может не обеспечить требуемую прочность соединения.

Цель изобретения — повышение прочности сварного соединения при сварке сопротивлением для охватывающих и охватываемых деталей преимущественно разнородн ых материалов.

Поставленная цель достигается тем, что в охватывающей детали выполняют глухое отверстие, в дне которого выполняют рельеф, кромку отверстия выполняют острой, форму и размеры поперечного сечения этого отверстия выполняют аналогичными фор1742005

55 ме и размерам поперечного сечения охватываемой детали, глубину отверстия а выбирают в пределах диаметра или максимального поперечного размера сечения этой детали d, вставляют одну деталь в другую, при размещении в машине устанавливают вылет Ь охватываемой детали из электродов в пределах Ь=а+ (0,1-1)d, в процессе сварки охватываемую деталь деформируют в продольном и поперечном направлении с возможностью образования дополнительного сварного соединения, располагаемого по наружной кромке отверстия. Способ дополнительно отличается тем, что на торце электрода для охватываемой детали создают выточку, а деформацию этой детали осуществляют с возмо>кностью заполнения материалом детали обьема под выточкой электрода и образования плавного перехода от одной детали к другой в зоне образования дополнительного сварного соединения.

Сущность предлагаемого способа заключается в том, что вначале формируют первое сварное соединение внутри отверстия в охватывающей (большей) детали, Поскольку при этом используется достаточно большая установочная длина меньшей детали (в пределах одного диаметра), то необходимо это соединение сформировать до местной потери устойчивости этой детали. для чего используют различного рода рельефы как большей, так и меньшей детали.

После получения первого сварного соединения приступают к соединению второго, отстоящего от первого на величину, равную глубине свеоления, Для этого необходимо расплющить часть стержня меньшей детали между электродом и поверхностью большей детали, Это осуществляют путем пропускания тока после сварки через стержень и его нагрева до температуры деформации под приложенной сварочной нагрузкой. Далее второе сварное соединение будет нормально сформировано только в случае, если контактный переход в первом соединении будет зашунтирован вторым соединением, Для этого электроды, прикладываемые к большей детали, устанавливают ближе к второму соединению, чем к первому.

Таким образом, соединение, образованное на двух уровнях, прочнее традиционного и лучше работает нетолько на отрыв, но и на изгиб и усталость, Расстояние между уровнями, т,е. глубину сверления s большей детали, следует выбирать в зависимости от размеров и назначения деталей, но во всех случаях нецелесообразно размещать соединения на расстоянии, превышающем диаметр меньшей детали, поскольку при этом

4R будут ухудшаться условия сварки сопротивлением. Кроме того, деформация стержня в отверстии при расстояниях между уровнями сварки в указанных пределах может сформировать сварные соединения и по цилиндрическим поверхностям отверстия.

На фиг. 1 — 6 показаны схемы осуществления способа, На фиг, 1 и 2 показаны свариваемые детали меньшая 1 и большая 2, электроды 3 и 4 (на фиг. 1 концентратор нагрева расположен в большей детали, на фиг. 2 — в меньшей), На фиг. 3 показана стадия формирования перво; î сварного соединения 6, при этом 5 — сварочный трансформатор; 7 и 8 — соответственно линии тока, протекающие в начале сварки и в конце, На фиг. 4 показано свариваемое соединение на втором временном этапе его формирования, где произошла потеря устойчивости стержня и образование бочковидности над поверхностью большей детали, при этом происходит дальнейшее перераспределение линий тока — ослабевают линии 7, 8 и усиливается линия 9.

На фиг. 5 показано формирование вторичного сварного соединения 11, при этом предыдущие линии 8 и 9 тока становятся значительно слабее сварочной составляющей 10, формирующей это соединение. На фиг, 6 показано сечение деталей 1 и 2, полученное контактной сваркой сопротивлением, содержащее два последовательно образованных за один цикл нагрева сварных соединений 6 и 11.

В качестве примера проводят сварку стержня диаметром 18 мм из ст, 3 к пластине толщиной 30 мм из ст. 45 по схеме токоподвода (фиг. 1), Поскольку пластина значительно массивней стержня, то рельеф сделан на пластине путем сверления основного отверстия ф18 мм на глубину 10 мм и дополнительного Р12 мм на глубину 12 мм с образованием концентричного рельефа шириной на сторону 3 мм, Сварку производят на машине MP-400, на 12 ступени сварочного трансформатора, ток 30 кА, общее время сварки 1,2 с, усилие сжатия постоянное и равно 2 тс. При этом вначале происходит сварка внутри отверстия, затем нагрев стержня по всей установочной длине и его сжатие. В резул ьтате и ро и сходит частичная сварка по цилиндрическим поверхностям, а затем после образования "бочки" между плоскостью пластины и электродами, установленными на стержне, и формируется второе сварное соединение, Формула изобретения

Способ контактной рельефной сварки охватывающей и охватываемой деталей, 1742005,9 ) при котором в одной из деталей выполняют отверстие, на одной из деталей выполняют рельеф, детали собирают, размещают в сварочной машине, сжимают давлением сварки, пропускают импульс тока сварки и одну из деталей деформируют, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения качества сварного соединения вследствие повышения прочности, отверстие выполняют в охватывающей детали, форму и размеры поперечного сечения охватываемой детали выбирают аналогичными форме и размерам поперечного сечения охватывающей детали, глубину а отверстия выбирают в пределах диаметра или максимального размера d поперечного сечения охватываемой детали, отверстие выполняют глухим с рельефом в дне и острой кромкой, охватываемую деталь вставляют в отверстие охватывающей детали, один из электродов размещают на охватывающей детали со стороны отверстия, в

5 другом электроде выполняют отверстие с фаской, этот электрод размещают на охватывающей детали, при этом фаску электрода размещают со стороны свариваемого торца этой детали, вылет детали Ь из элект10 рода выбирают из выражения

b = а+(0,1 — 1 0)d, и охватывающую деталь деформируют в продольном и поперечном направлениях, при этом образуют соединение в дне от15 верстия, заполняют фаску электрода и образуют соединение в районе острой кромки отверстия.

1742005

45

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т.Палий

Реда кто р А. Мотыль

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2245 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ контактной рельефной сварки Способ контактной рельефной сварки Способ контактной рельефной сварки Способ контактной рельефной сварки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области контактной сварки, в частности к оборудованию для рельефной сварки стержней, например, винтов,болтов, труб с развальцовкой с пластинами

Изобретение относится к сварке

Изобретение относится к автоматизации сварочных процессов в машиностроении и может быть использовано в разгрузочных устройствах сварочных машин

Изобретение относится к сварке и может быть использовано при разработке оборудования для контактной рельефной сварки деталей типа штифтов, шпилек с плоскостными конструкциями

Изобретение относится к контактной сварке и может быть использовано для сварки цилиндрических деталей, выполненных из спеченных порошковых материалов, с плоскими деталями из компатных материалов

Изобретение относится к сварке и может быть использовано при разработке оборудования для рельефной сварки

Изобретение относится к контактной сварке, в частности к способу определения момента закрытия зазора между деталями, и может найти применение при контроле и регулировании процесса формирования соединений при точечной, шовной и рельефной сварке

Изобретение относится к контактной сварке, в частности к рельефной, и может быть использовано при рельефной сварке деталей из алюминиевых сплавов

Изобретение относится к способу контактной точечной сварки штыря с пластиной из титановых сплавов и может быть использовано в авиастроении, ракетостроении, судостроении и других отраслях машиностроения для получения соединений игольчатого крепежа, предназначенного для крепления деталей из композиционных материалов

Изобретение относится к способу контактной точечной сварки пластины со стержнем и может быть использовано в авиастроении, ракетостроении, судостроении и других отраслях машиностроения для получения соединений игольчатого крепежа, предназначенного для крепления деталей из композиционных материалов

Изобретение относится к области контактной сварки и может быть использовано в машиностроении и других областях народного хозяйства при изготовлении деталей с нахлесточным сварным соединением, содержащим плоскую деталь с приваренным к ней стержнем цилиндрического сечения

Изобретение относится к сварке, в частности к устройству для подачи выступающих многогранных гаек к направляющему штифту фиксированного сварочного электрода

Изобретение относится к сварочному производству, а именно к способу контактной рельефной двухконтурной сварки деталей гидроприводов, в частности, штуцера и корпуса

Изобретение относится к способу изготовления осесимметричных сварных конструкций

Изобретение относится к сварке, в частности к способам сварки давлением, и может найти применение при изготовлении амортизаторов в автомобилестроении

Изобретение относится к сварке, конкретно к способу получения силовых точек на смешанных пакетах, содержащих элементы из металлокомпозитов
Наверх