Рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к систе-, мам управления сочлененных машин. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и улучшение эксплуата2 ционных качеств. Рулевое управление содержит насос 1, гидробак 3 соединенные с гидрораспределителем рулевого управления 4, соединенным через гидрораспределители 7 и 8 с исполнительными гидроцилиндрами 5 и 6. В управлении использованы гидрораспределители 13 и 14, первый из которых кинематически связан с распределителем рулевого управления 4. При повороте рулевого колеса рабочая жидкость от насоса подается через гидрораспределитель р улеРзогй управления 4 в соответствующую пол6сть соответствующего гидроцилиндра 4 или 6, вызывая складывание секций сочлененного транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

092 0 (2 (Я)з В 62 0 5/05

Ф%

О

М

ГОСУДАРСТВ ВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИ

1 (21) 4787771/11 (22) 02.02.90 (46) 23.07.92. Бюл. М 27 (71) Сибирский технологический институт (72) В.Н.Холопов (56) Авторское свидетельство СССР

М 1678684, кл. В 62 0 5/06; 1989. (54) РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШАРНИРНО

СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к систе-" мам управления сочлененных машин. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и улучщение эксплуатаI

2 ционных качеств. Рулевое управление содержит насос 1, гидробак 3, соединенные с гидрораспределителем рулевого управле.ния 4, соединенным через гидрораспределители 7 и 8 с исполнительными гидроцилиндрами 5 и 6. В управлении использованы гидрораспределители 13 и 14, первый из которых кинематически связан с распределителем t2yiieâîã6 управления 4.

При повороте рулевого колеса рабочая жидкость от насоса подается через гйдрораспределитель"-ру леЪог"о""у правления 4 в соответствующую полоСть соответствующего гидроцилиндра 4 или 6,- вызывая складывание секций сочлененного транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

1749101

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления сочлененных машин.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей и улучшение эксплуатационных качеств.

На чертеже представлена схема рулевого управления сочлененного транспортного средства.

Рулевое управление включает в себя насос 1 с предохранительным клапаном 2; гидробак 3, гидроуправляемый гидрораспределитель 4 рулевого управления, исполнительные гидроцилиндры 5 и 6, шестилинейные гидрораспределители 7 и 8, гидрозамки 9-12, двухлинейный гидрораспределитель 13, четырехлинейный гидрораспределитель 14, насос-дозатор 15 с рулевым колесом 16. Подвижные элементы гидрораспределителя 4 рулевого управления и гидрораспределителя 13 кинематически связаны. Гидроцилиндр 5 толкателем 17 кинематически связан с гидрораспределителем 7, а гидроцилиндр 6 толкателя 18 — с гидрораспределителем 8, Гидрораспределитель 14 снабжен органом 19 управления, Гидрораспределитель 4 рулевого управления гидролинией 20 соединен с насосом 1, связанным с гидробаком 3 гидролинией 21, Гидролинией 22 гидрораспределитель 4 рулевого управления соединен с гидрораспре- . делителем 14, который гидролинией 23 соединен с гидробаком 3, Разветвляющимися гидролиниями 24 и 25 гидрораспределитель 4 рулевого управления соединен с гидрораспределителями 7 и 8. Гидрораспределитель 7 разветвляющимися гидролиниями 26 и 27 связан с гидрозамком 9 и гидрораспределителем 8, Гидрораспределитель 8 соединен разветвляющимися гидролиниями 28 и 29 с гидрозамком 11 и гйдрораспределителем 7. Разветвпяющимися гидролиниями 30 и 31 гидрозамок 9 связан с гидроцилиндром S u гидрозамком

10, а разветвляющимися гидролиниями 32 и

33 гидрозамок 11 связан с гидроцилиндром

6 и гидрозамком 12. Гидрораспределитель

14 разветвляющимися гидролиниями 34 и

35 связан с гидрозамками 10 и 12, Гидрораспределитель 13 гидролинией 36 соединен с гидролинией 22, а тидролинией 37 — с гидролинией 23. В среднем положении гидрораспределителя 14 гидролинии 22 и 23 гидравлически соединены, а в среднем положении гидрораспределителя 13 гидролинии 36 и 37 гидравлически разомкнуты.

Насос-дозатор 15 связан с гидрораспределителем 4 рулевого управления гидролиниями 38 и 39.

25. 7 в гидрозамок 11, который открывается, в

35

40 поршневую полость гидроцилиндра 5, а штоковая его полость через гидрозамок 9, 45

Рулевое управление работает следующим образом.

Пусть золотник гидрораспределителя

14 находится в среднем положении. Если водитель не вращает рулевое колесо 16, кинематически связанное с насосом-дозатором 15, рабочая жидкость из гидробака 3 по гидролинии 21 поступает в насос 1, откуда по гидролинии 20 поступает в гидрораспределитель 4 рулевого управления, затем по гидролинии 22 в гидрораспределитель 14 и по гидролйнии 23 от гидрораспределителя

14 возвращается в гидробак 3. При вращейии рулевого колеса 16 в одну сторону насос-дозатор 15 нагнетает рабочую жидкость в соответствующую управляющую полость гидрораспределителя 4 рулевого управления, золотник которого смещается, в результате чего гидролиния 24 соединяется с гидролинией 20, а гидролиния 25 — с гидролинией 22 и через гидрораспределитель 14 и гидролинию 23 с гидробаком 3. Рабочая жидкость от насоса 1 поступает в гидролинию 24 и далее через гидрораспределитель результате чего рабочая жидкость поступает в штоковую полость гидроцилиндра 6.

Поршневая полость этого гидроцилиндра через гидрозамок 11, гидрораспределитель

7, гидрораспределитель 4 рулевого управления и гидрораспределитель 14 соединяется при этом с гидробаком 3. Поскольку шток гидроцилиндра 6 был полностью вдвинут, под действием давления рабочей жидкости шток этого гидроцилиндра остается неподвижным. Через гидрораспределитель 8 от гидролинии 24 рабочая жидкость поступает в гидрозамок 9, который открывается, в результате чего рабочая жидкость поступает в гидрораспределитель 4 рулевого управления, гидрораспределитель 14 соединяется с гидробаком 3. Поршень гидроцилиндра 5 выдвигается, происходит поворот машины.

Одновременно толкатель 17 освобождает золотник гидрораспределителя 7, который перемещается в крайнее правое (по чертежу) положение, в результате чего гидролиния 28 отсоединяется от гидролинии 24, а гидролиния 29 — от гидролинии 25. Гидрозамок 11 замыкает гидроцилиндр 6. Гидролиния 26 в результате перемещения золотника гидрораспределителя 7 в крайнее правое положение соединяется с гидролинией 24, а гидролиния 27-с гидролинией 25, В результате этого питание гидро цилиндра 5 осуществляется как через гидрораспределитель 8, так и через гидрораспределитель 7. При вращении рулевого колеса 16 в другую сторону

1749101 с гидролинией 20 соединяется гидролиния

25, а с гидролинией 22 — гидролиния 24.

Рабочая жидкость через гидрораспределители 7 и 8 и гидрозамок 9 поступает в штоковую полость гидроцилиндра 5, а его 5 поршневая полость соединяется с гидробаком 3. Шток гидроцилиндра 5 втягивается, радиус поворота машины увеличивается.

При полностью вдвинутом штоке машина возвращается к прямолинейному движе- 10 нию. Толкатель17 воздействует на золотйик . гидрораспределителя 7 и устанавливает его в крайнее левое (по чертежу) положение, при этом гидролинии 24 и 25 отключаются от гидролиний 26 и 27 и подключаются к 15 гидролиниям 28 и 29. Дальнейшее вращение рулевого колеса 16 в ту же сторону обеспечивает подключение поршневой полости гидроцилиндра 6 к напорной гидролинии, а штоковая полость соединяется с гидроба- 20 ком, Происходит поворот машины в другую сторону (работа управления в этом случае аналогична описанному, только работает гидроцилиндр 6, а гидроцилиндр 5 замкнут).

Пусть теперь водитель не вращает руле- 25 вое колесо 16, а органом 19 управления переместит золотник гидрораспределителя 14 в крайнее левое (по чертежу) положение.

Гидролиния 22, связанная через гидрораспределитель рулевого управления с насосом 30

1, отключается от сливной гидролинии 23 и соединяется с гидролинией 34, связанной с гидрозамками 10 и 12. Замки 10 и 12 открываются, рабочая жидкость через гидролинию 34 поступает в поршневые полости 35 гидроцилиндров 5 и 6, штоковые полости которого через соответствующий гидроэамок и гидрораспределитель 14 соединяются . с гидробаком 3. Поршни гидроцилиндров 5 и 6 выдвигаются, происходит увеличение 40 расстояния между тележками (увеличение базы машины). При перемещении поршня гидроцилиндра 5 толкатель 17 перестает воздействовать на золотник гидрораспределителя 7. Золотник перемещается в край- 45 нее правое (no чертежу) положение. При перемещении поршня гидроцилиндра 6 толкатель 18 перестает воздействовать на золотник гидрораспределителя 8. Золотник этот перемещается в крайнее левое (по чер- 50 тежу) положение.

Если во время раздвижки тележек водитель начнет вращать рулевое колесо 16, то смещаются золотник гидрораспределителя

4 рулевого управления и кинематически свя- 55 занный с ним золотник гидрораспределите.ля 13. Гидролиния 22 вследствие этого соединяется через гидрораспределитель 13 с гидролинией 23. связанной с гидробаком.

Давление в гидролинии 22 падает, гидрозамки 10 и 12 закрываются, отсоединяя полости гидроцилиндров 5 и 6 от гидролиний

34 и 35. Рабочая жидкость от насоса 1 через. гидрораспределйтель рулевого управления поступает в зависимости от направления вращения рулевого колеса 16 либо.в гидролинию 24, либо в гидролинию 25, Пусть рабочая жидкость под давлением поступила в гидролинию 24. От гидролинии 24 через гидрораспределитель 7 жидкость поступает в . гидролинию 26. Гидрозамок 9 открывается, и гидролиния 26 гидравлйчески соединяется с гидролинией 30, связанной с поршневой полостью гидроцилиндра 5. Штоковая полость этого гидроцилиндра через гидрозамок 9. гидрораспределитель 7, гидрораспределитель 4 рулевого управления гидрораспределйтель 13 соединяется с гидробаком 3. Поршень гидроцилиндра 5 выдвигается. Одновременно гидролиния 24 через гйдрораспределитель 8 соединяется с гидролинией 28. Под давлением рабочей. жидкости в гидролинии 28 гидрозамок 11 открывается, рабочая жйдкость поступает в штоковую полость гйдроцилиндра 6, поршневая полость которого через гидрозамок

11, гидрораспределитель 8, гидрораспределитель 4 рулевого управления и гидрораспределитель 13 соединяется с гидробаком 3.

Шток гидроцилиндра 6 начинает вдвигаться. При повороте рулевого колеса 16 в другую сторону выдвигается шток гидроцилиндра 6, а вдвигается шток гидроцилиндра 5. Машина поворачивается. При прекращении вращения рулевого колеса 16 золотник гидрораспределителя 4 рулевого управления вместе с золотником гидрораспределителя 13 устанавливается в среднее положение. гидролиния 22 отсоединяется гидравлически от гидролинии 23, гидрозамки 9 и 11 замыкаются; Насос 1 нагнетает рабочую жидкость в гидролинию 22 и через гидрораспределитель 14 в гидролинию 34.

Гидрозамки 10 и 12 открываются, раздвижка тележек продолжается. При переводе органом 19 управления золотника гидрораспределителя 14 в крайнее правое (по чертежу) положение расстояние между тележками уменьшается, поскольку жидкость под давлением поступает в штоковые полости гидроцилиндров 5 и 6. Вращение рулевого колеса 16 в этот момент прекращает сдвигание тележек и обеспечивает выдвигание штока одного гидрбцилиндра и вдвигание другого, что обеспечивает измекение направления движения машины. Когда тележки будут полностью сдвийуты, толкатель 17 переведет золотник гидрораспределителя 7 s крайнее левое (по чертежу) положение; а толкатель 18 переведет в край1749101 при этом гидрораспределитель рулевого управления соединен с гидробаком через дополнительный четырехлинейный гидрораспределитель в его средней позиции, а дополнительный двухлинейный гидрораспределитель одной своей линией гидравлически соединен с гидробаком, а другой — с линией, соединяющей гидрораспределитель рулевого управления с дополнительным четырехлинейным

10 гидрораспределителем, подвижный элемент дополнительного двухлинейного гидрораспределителя кинематически связан с подвижным элементом гидрораспределителя рулевого управления. дополнительный четырехлинейный гидрораспределитель своими двумя остальными линиями гидравлически соединен через соответствующие гидрозамки с исполнительными гидроцилинией другого, а две линии каждого из них соединены через гидрозамки с одним испричем при выдвинутом штоке каждый ис- полнительный гидроцилиндр гидравлически соединен с гидрораспределителем рулевого управления через гидрораспределитель, выполненный с возможностью кинематического взаимодействия со штоком этого гидроцилиндра.

2. Рулевое управление по п.1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что дополнительный четырехлинейный гидрораспределитель выполнен с ручным управлением.

1

Составитель B. Ионова

Редактор О. Юрковецкая Техред М.Моргентал Корректор С. Черни

Заказ 2557 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101 нее правое (по чертежу) положение золотник гидрораспределителя 8, Водитель возвращает золотник гидрораспределителя 14 (в зависимости от конструкции гидрораспредепителя 14 золотник его может автоматически возвращаться в среднее положение, когда поршень исполнительного гидроцилиндра будет находиться в крайнем положении) в среднее положение.

Формула изобретения

1. Рулевое уйравление шарнирно сочлененного транспортного средства, состоящего из передней и задней- тележек, соединенных сцепным устройством с поперечным стержнем, содержащее гидроуправляемый гидрораспределитель рулевого управления, гидравлически соединенный с насосом, с гидробаком, с насосом-дозатором, кинематически связанным с органом управления, и с двумя двухпозиционными гидрораспределителями, каждый из которых выполнен с возможностью кйнематического взаимодействия со штоком соответствующего йсполнительного гидроцилиндра, при этом при вдвйнутых штоках каждый исполнительный гидроцилиндр гидравпически соединен с гидрораспределителем рулевого уйравления через двухпозиционный гидрораспределитель, выполненный с возможностью взаимодействия со UJtoKoM другого исполнительного гидроцилиндра, отл ича ю щеес я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и улучшения эксплуатационных качеств оно снабжено четырьмя гидрозамками и дополнительными трехпозиционными двухлинейными и четырехлинейными гидрораспределителями, 20 линдрами, гидрораспределители выполнены шестилинейными, каждая линия одного из которых соединена с соответствующей

25 полнительным гидроципиндром, а две другие линии через другой гидрозамок — с другим исполнительным гидроцилиндром,

Рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства Рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства Рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства Рулевое управление шарнирно сочлененного транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления сочлененных машин

Изобретение относится к строительным и дорожным машинам, в частности к системам управления самоходных скреперов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, может быть использовано в рулевых системах колесных тракторов, сельскохозяйственных и дорожных машин и обеспечивает снижение материалоемкости

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в безрельсовых колесных машинах, преимущественно автомобилях с гидравлическими усилителями приводомтормозов и рулевого управления

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных 75 /7 }.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с гидравлическим усилителем

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами с гидроприводом

Изобретение относится к распределителям гидравлического усилителя рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к городскому и межгородскому троллейбусам, может быть использовано в других транспортных устройствах и позволяет повысить надежность рулевого управления троллейбуса и безопасность его эксплуатации

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами и гидроприводом
Наверх