Объединенная гидравлическая система рулевого управления и дополнительного потребителя на транспортном средстве

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности работы системы. Система снабжена дополнительными гидрораспределителем 22, насосом 23 и приоритетным клапаном 24. При повороте вала гидроруля 2 дублируется работа приоритетного клапана 1,сохраняется работоспособность системы при выходе из строя насоса 15 или 23, а также при заклинивании одного из приоритетных клапанов 1 или 24, что позволяет повысить надежность работы системы рулевого управления . 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 62 0 5/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М

V 3

О

СО

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4815398/11 (22) 17.04.90 (46) 30.04.92. Бюл. Q 16 (71) Московской научно-производственное объединение по строительству и дорожному машиностроению Объединения "ВНИИстройдормаш" (72) Ю.А.Ломихин, А.Б.Харкун, В.Я.Обидин и В.Н.Калмыков (53) 113.029(088.8) (56) Патент США М 4665695, кл. F 15 В 11/16, 1987, . (54) ОБЪЕДИНЕННАЯ ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ

СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА

ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств.

Известная объединенная гидравлическая система рулевого управления и дополнительного потребителя на транспортном средстве, содержащая приоритетный клапан и гидроруль с гидрораспределителем, напорная линия которого соединена с выходной линией приоритетного клапана, противоположная полость которого соединена. с напорной линией гидрораспределителя, а его рабочие и сливная линии — с отверстиями в корпусе гидрораспределителя, предназначенными для соединения соответственно с полостями гидроцилиндра поворота и с гидробаком, причем напорная гидролиния соединена с линией управления через дроссель.

„„. Ж,„, 1729876 А1 (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств. Цель изобретения — повышение надежности работы системы. Система снабжена дополнительными гидрораспределителем 22, насосом 23 и приоритетным клапаном 24. При повороте вала гидроруля 2 дублируется работа приоритетного клапана 1, сохраняется работоспособность системы при выходе из строя насоса 15 или 23, а также при заклинивании одного из приоритетных клапанов 1 или 24, что позволяет повысить надежность работы системы рулевого управления, 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Недостатком известной системы является низкая устойчивость и надежность, а также невозможность регулирования дросселя (изменение его гидравлической характеристики) в зависимости от расхода в гидроцилиндр поворота.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой является известная объединенная гидравлическая система рулевого управления и дополнительного потребителя на транспортном средстве, содержащая основной насос, приоритетный клапан и гидроруль, напорная линия которого соединена с выходной линией приоритетного клапана, линия управления гидроруля — с полостью управления приоритетного клапана, в которой расположена пружина, противоположная полость последнего соединена с напорной линией гидроруля, а его рабочие и сливная линии соответственно—

1729876 с полостями гидроцилиндра поворота и с гидробаком, при этом входная линия приоритетного клапана соединена с основным насосом, выполненным с приводом от двигателя транспортного средства, а вторая выходная линия второго приоритетного клапана соединена с входом второго гидрораспределителя, в нейтральной позиции которого. также как и первого, напорная линия соединена со сливной, и дроссели.

Известная система рулевого управления не обеспечивает управляемости транспортного средства при выходе из строя основного насоса. В этой системе предполагается для рулевого управления установка насоса высокой производительности, которая может не соответствовать расходу для дополнительных потребителей, или наоборот, что вызовет; непроизводительное дросселирование подачи рабочей жидкости.

Цель изобретения — повышение надежности работы объединенной гидравлической системы путем обеспечения ее функционирования в аварийном режиме.

Это достигается тем, что предлагаемая объединенная гидравлическая система рупевого управления и дополнительного по.— гребителя на транспортном средстве

=набжена дополнительным насосом, первая выходная линия второго приоритетного клапана гидравлически через второй обратный

<лапан соединена с первой выходной ли ией первого приоритетного клапана, устачовленный с возможностью перепуска рабочей жидкости к гидрорулю, полость упзавления второго приоритетного клапана, в которой расположена пружина, — с одноименной полостью управления первого приоритеного клапана, его противоположная полость — с напорной линией гидроруля, его входная линия — с дополнительным насосом, а вторая выходная линия первого приоритетного клапана соединена с входом первого гидрораспределителя, причем каждый дроссель установлен между напорной линией гидроруля и первой выходной линией каждого приоритетного клапана.

Кроме того, дополнительный насос выполнен с приводом от трансмиссии транспортного средства.

На чертеже представлена гидравлическая схема выполнения объединенной гидравлической системы рулевого управления и дополнительного потребителя на транспортном средстве.

Предлагаемая система содержит приоритетный клапан 1 и гидроруль2, напорная единия 3 которого соединена с выходной ли ией 4 приоритетного клапана, линия уп40 Дополнительный насос 23 выполнен с приводом от трансмиссии транспортного

50

5

35 равления 5 гидроруля 2 — с полостью 6 управления приоритетного клапана, в которой расположена пружина 7, противоположная полость 8 последнего соединена с напорной линией 3 гидроруля 2, а его рабочие 9 и сливная 10 линии соответственно — с полостями 11 гидроцилиндра 12 поворота и с гидробаком 13. При этом водная линия 14 приоритетного клапана соединена с основным насосом 15, выполненным с приводом

16 от двигателя 17 транспортного средства, а линия дополнительного потребителя 18— с входом 19 гидрораспределителя 20, выполненного с разгрузкой насоса 15 в нейтральном его положении, выход 21 которого соединен с гидробаком 13.

В объединенной гидравлической системе рулевого управления и дополнительного потребителя транспортного средства размещены дополнительный гидрораспределитель 22, насос 23 и приоритетный клапан 24, выходная линия 25 последнего из которых гидравлически соединена с выходной линией 4 приоритетного клапана 1, его полость управления 26, в которой расположена пружина 27, — с аналогичной полостью 6 управления приоритетным клапаном 1, его противоположная полость 28 — с напорной линией 3 гидроруля 2, и его входная линия

29 и линия 30 с дополнительным насосом

23 и с входом 31 дополнительного гидрораспределителя 22, выполненного с разгрузкой дополнительного насоса 23 в нейтральной позиции.

Имеются также дроссельные шайбы 32 и 33 и обратные клапаны 34 и 35, усгановленные попарно в гидролиниях между напарной линией 3 гидроруля 2 и выходными линиями 4 и 25 клапанов 1 и 24. средства.

Объединенная гидравлическая система рулевого управления работает следующим образом.

В исходном положении при отсутствии подачи насосов 15 и 23 подвижные элементы приоритетных клапанов 1 и 24 находятся в положении проказанном на чертеже, При включении насоса 15 и 23 и при нейтральном положении гидроруля 2 рабочая жидкость от насоса 15 и 23 подается к гидролинии 4 и соответственно к полостям

8 и 23 управления. При этом, давлением подведенным к полостям 8 и 28 управлени1 приоритетными клапанами 1 и 24, их золотники переместятся в другую (правую по чертежу) позицию, соединяя насос 16 и 23 через линии 18 и 20 с гидрораспределителем 20 и

1729876

15

30

40

55 дополнительным гидрораспределителем

22, При повороте вала гидроруля 2 последний соединяет линию управления 5 и одну из рабочих линий 9 с напорной линией 3.

При этом золотники приоритетных клапанов 1 и 24 находятся под разностью давлений до и после дросселя гидроруля 2.

B результате приоритетный клапан 1 переходит в положение, при котором гидролиния 18, ведущая через вход 19 к гидрораспределителю 20, отсоединяется, а напорная линия 3 подсоединяется к насосу 15 через выходную и входную линию 4 и 14, а дополнительный приоритетный клапан 24 переходит в положение, при котором гидролиния

30, ведущая через вход 31 к дополнительному гидрораспределителю 22, отсоединяется, а напорная линия 3 подсоединяется к насосу 23 через выходную линию 25 и входную линию 29. При большей частоте вращения вала гидроруля 2 под действием пружин

7 и 27 золотники приоритетных клапанов 1 и 24 перемещается вправо (по чертежу), увеличивая расход рабочей жидкости, подаваемой в гидроцилиндр 12.

Значительным преимуществом предлагаемой схемы совместной работы двух приоритетных клапанов 1 и 24 от двух насосов

15 и 23 является то, что дублируется работа приоритетного клапана 1, работоспособность системы рулевого управления при выходе из строя насоса 15 или 23, а так же при заклинивании одного из приоритетных клапанов 1 или 24. В результате наблюдается высокая надежность работы системы рулевого управления.

Объединенная гидравлическая система рулевогоуправления идополнительного потребителя транспортного средства по второму варианту содержит те же, что и в первом варианте элементы, за исключением того, что дополнительный насос 23 выполнен с приводом от трансмиссии транспортного средства. В результате при сохранении всех преимуществ первого варианта можно сохранить управляемость транспортного средства при движении с заглохшим двигателем (аварийная ситуация).

При использовании дополнительных приоритетного клапана 24 и насоса 23 с приводом от трансмиссии транспортного средства повышается надежность за счет возможности работы системы рулевого управления при заклинивании золотника приоритетного клапана 1 и 24, при выходе из строя одного из насосов 15 или 23, а также при заглохании двигателя.

Поскольку изготовление совершенно одинаковых приоритетных клапанов практически невозможно, то благодаря корректировке проходных сечений дросселей 32 и

33 можно получить необходимые расходные характеристики приоритетных клапанов 1 и

24.

Обратные клапаны 34 и 35 обеспечивают работоспособность рулевого механизма при выходе из строя какого-либо приоритетного клапана 1 или 24, а также насоса 15 или

23.

Технико-экономический эффект заключается в повышении надежности работы системы рулевого управления в случае заклинивания золотника приоритетного клапана, выхода из строя насоса, заглохании двигателя транспортного средства за счет дублирования работы приоритетного клапана дополнительным приоритетным клапаном, соединенным с насосом, имеющим привод от трансмиссии.

Формула изобретения

1. Объединенная гидравлическая система рулевого управления и дополнительного потребителя на транспортном средстве, содержащая основной насос, два гидрораспределителя дополнительного потребителя, в центральной позиции которых их напорные линии соединены со сливными, приоритетные клапаны, гидроруль, напорная линия которого через обратный клапан, установленный с возможностью перепуска рабочей жидкости к гидрорулю, соединена с первой выходной линией первого приоритетного клапана, линия управления гидроруля — с полостью управления первого приоритетного клапана, в которой расположена пружина, противоположная полость последнего соединена с напорной линией гидроруля, а его рабочие и сливная линии соответственно — с полостями гидроцилиндра поворота и гидробаком, при этом входная линия первого приоритетного клапана соединена с основным насосом, выполненным с приводом отдвигателя транспортного средства, а вторая выходная линия второго приоритетного клапана соединена с входом второго гидрораспределителя, дросселя, и второй обратный клапан,отл ича ю щая ся тем,что. с целью повышения надежности работы объединенной гидравлической системы путем обеспечения ее функционирования в аварийном режиме, она снабжена дополнительным насосом, первая выходная линия второго приоритетного клапана гидравлически через второй обратный клапан, установленный с возможностью перепуска рабочей жидкости к гидрорулю, соединена с первой выходной линией первого приоритетного клапана, полость управления второго приоритетного клапана, в которой расположена

1729876 между напорной линией гидроруля и первой выходной линией каждого приоритеного клапана.

45

Составитель А. Харкун

Редактор Л. Народная Техред М,Моргентал Корректор М, Кучерявая

Заказ 1475 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 пружина, — с одноименной полостью управления первого приоритетного клапана, его противоположная полость — с напорной линией гидроруля, его входная линия — с дополнительным насосом, а вторая выходная линия первого приоритетного клапана соединена с входом первого гидрораспределителя, причем каждый дроссель установлен

5 2. Система по и, 1, отличающаяся тем, что дополнительный насос выполнен с приводом от трансмиссии транспортного средства.

Объединенная гидравлическая система рулевого управления и дополнительного потребителя на транспортном средстве Объединенная гидравлическая система рулевого управления и дополнительного потребителя на транспортном средстве Объединенная гидравлическая система рулевого управления и дополнительного потребителя на транспортном средстве Объединенная гидравлическая система рулевого управления и дополнительного потребителя на транспортном средстве 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в безрельсовых колесных машинах, преимущественно автомобилях с гидравлическими усилителями приводомтормозов и рулевого управления

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных 75 /7 }.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к системам рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , в частности к рулевому управлению самоходных сельскохозяйственных машин для уборки технических культур

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к системам рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым управлениям транспортных средств с гидравлическим усилителем

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами с гидроприводом

Изобретение относится к распределителям гидравлического усилителя рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к городскому и межгородскому троллейбусам, может быть использовано в других транспортных устройствах и позволяет повысить надежность рулевого управления троллейбуса и безопасность его эксплуатации

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств с передними и задними управляемыми колесами и гидроприводом
Наверх