Устройство для охлаждения и смазки компрессора

 

Назначение: холодильная техника, охлаждение и смазка герметичных мотор-компрессоров бытовых холодильников . Сущность изобретения: компрессор снабжен поддоном 4 талой воды, ветвь конденсатора 6 термосифона снабжена охлаждающей рубашкой, подключенной к трубопроводу талой воды. 1 з.п. ф., 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5))з F 25 В 31/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4767322/66 (22) 11I ..12.89 (46) 30.08.92. Бюл. М 32 (71) Хмельницкий технологический институт (72) Б,A.Скрипник и К.А.Гончарук (56) Авторское свидетельство СССР

l+ 1453130, кл. F 25 В 31/00, 1989. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛ ЕНИЯ И

СМАЗКИ КОМПРЕССОРА

Ж 1?583?1 А1 (57) Назначение: холодильная техника, охлаждение и смазка герметичных мотор-компрессоров бытовых холодильников. Сущность изобретения: компрессор

11 снабжен поддоном 4 талой воды, ветвь конденсатора 6 термосифона снабжена охлаждающей рубашкой, подключенной K трубопроводу талой воды. 1 3.п, ф., 3 ил.

1758371

Изобретение относится к холодильной технике и направлено на повышение эффек- тивности охлаждения и смазки преимущественно герметичных мотор-компрессоров бытовых холодильников.

Известно устройство. в котором использован способ понижения температуры в картере компрессора при помощи автономного холОдильного контура с целью последующего теплообмена охлажденного масла с нагретыми частями мотор-компрессора.

Указанное устройство содержит испарительно-конденсаторный холодильный контур, состоящий иэ воронкообразного испарителя-маслосборника, помещенного в картер. и конденсатора, расположенного в окружающей среде, а также систему принудительной подачи охлажденного масла, состоящую из поршневого насоса, всасывающего и нагнетательного трубопроводов и разбрызгивателей, расположенных над статорными обмотками.

Недостаток указанного устройства заключается в том, что при размещении воронки испарителя холодильного контура на днище корпуса компрессора возникают трудности при выполнении ее монтажа-демонтажа, возрастают трудоемкость изготовления и масса компрессора. Ухудшаются условия естественной циркуляции масла в картере, поскольку создаются "мертвые зоны" или "карманы", в которых задерживается часть масла, не участвующая в активном теплообмене и смазке поверхностей. Кроме того, всасывающий трубопровод, по которому охлажденное масло подается из воронки испарителя. в цилиндр поршневого насоса, на значительном протяжении проходит внутри корпуса компрессора вблизи статор.ных обмоток электродвигателя; Поэтому масло частично подогревается, снижается его охладительный потенциал вследствие попутных теплопритоков, Неэффективно используется поршневой маслонасос, функции которого ограничиваются перекачкой масла только для охлаждения нагретых частей компрессора, в то время как для смазки кинематических пар (например, пары цилиндр-поршень) параллельно существует своя насосно-смазочная система, Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения. .Поставленная цель достигается тем, что в устройстве охлаждения и смазки компрессора, содержащем испарительно-конденсаторный контур, систему доставки и разбрызгивания холодного масла и систему ,смазки, в качестве испарителя используют днище корпуса самого компрессора, выполненного в виде воронки, помещенное в под45 этот период под действием парожидкостной струи, выходящей иэ отверстия нагнетательного трубопровода, размещенного строго по центру над вершиной конуса дна коллектора, резервное масло отбрасывается от центра к периферии, поднимается выше уровня расположения входных отверстий смазочных патрубков и, стекая по ним, поступает к местам смазки.

В качестве конкретного примера предлагаемого устройства может служить опытный образец герметичного мотор-компрессора для бытового холодильника, выполненный на базе стандартного вертикального компрессора ХКВ-6. Корпус предлагаемого компрессора в верхней части остается без

40 дон с талой водой, и снабженное каналами, внутри которых циркулирует хладагент (например, хладон 12), а в качестве конденсатора — тепловую трубку, расположенную в окружающей среде и имеющую воздушноводяное охлаждение. В системе доставки и разбрызгивания масла, содержащей картер, маслосборник, являющийся одновременно испарителем вышерассмотренного холодильного контура, поршневой насос, расположенный на диаметрально противоположной стороне от компрессора и имеющий общий с ним привод, трубопроводы, патрубки, раэбрызгиватели, в качестве маслосборника используют воронкообразное днище корпуса компрессора, откуда масло поступает по всасывающему трубопроводу, размещенному частично в поддоне с водой, а далее в окружающей среде; в цилиндР поршневого насоса, а оттуда по нагнета; тельному трубопроводу — к разбрызгивателям, и смонтированным над статорными обмотками. Одновременно с помощью вышеупомянутого насоса осуществляют централизованную смазку кинематических пар компрессора. С этой целью нагнетательный трубопровод снабжен коллектором-распределителем, представляющим собой цилиндрическую емкость, диаметром примерно от

20 до 100 мм и высотой примерно от 10 @о

50 мм, с.коническим дном и патрубками, отходящими от ее верхней и боковой поверхностей. Через верхние патрубки масло поступает к разбрызгивателям системы охлаждения статора, а через боковые — к парам трения. Благодаря конической форме дна, между ним и наклонной боковой стенкой коллектора концентрируется резерв масла. Это необходимо, чтобы в начальный период пуска компрессора, когда маслонасос еще не достиг своей расчетной производительности. избежать заклинивания а какой-либо паре трения из-за отсутствия на поверхностях деталей смазочной пленки. В

1758371 существенных изменений. Что касается его нижней части — днища, то оно выполнено в виде конуса и крепится к цилиндрической части корпуса при помощи сварки. Коническое днище с одной стороны выполняет функцию картера, а с другой представляет собой листорубный испаритель со спиралеобразным внутренним каналом, соединенным герметично с тепловой трубкой конденсатора, расположенного в окружающей среде. Система заполнения хладоном12 и представляет собой охладитель масла в картере. Коническое днище помещено в поддон с водой, Последняя периодически стекает туда из камеры холодильника во время автоматического оттаивания снеговой "шубы", проходя при этом теплообменник, расположенный вдоль входной ветви тепловой трубки конденсатора системы охлаждения масла. К концу днища корпуса компрессора припаяна всасывающая трубка диаметром 6 мм, отделенная от картера сетчатым фильтром. Трубка проходит через поддон с водой, а затем идет вертикально вверх вдоль корпуса компрессора так, что между ней и корпусом сохраняется воздушный зазор величиной 3-5 мм. На входе всасывающей трубки в камеру цилиндра поршневого насоса установлен всасываю щий клапан. Поршень насоса диаметром 15 мм, расположенный на диаметрально противоположной стороне от поршня компрессора и имеющий общий с ним привод, припаян к обойме кулисы и движется синхронно с ней. Нагнетательный трубопровод диаметром 3 мм, имеющий у входного отверстия клапан, соединен с коллектороммаслораспределителем. От последнего отходят 6 патрубков диаметром 3 мм. Четыре верхних патрубка ведут к мвслораэбрызгивателям, смонтированным над статорными обмотками. Два боковых патрубка предназначены для смазки. Один из них смонтирован над цилиндром компрессора и разбрызгивает масло, смазывая также кулисный механизм, Второй подает масло к подшипнику вертикального вала;

На фиг.1 схематически изображено устройство, общий вид; на фиг.2 — коллектор масла, разрез; на фиг.3 — устройство, разрез.

Охладительно-смазочное устройство состоит из корпуса 1, коническое днище 2 которого. содержащее внутренние каналы 3 для циркуляции хладагента, помещенного в поддон 4, заполненный водой 5, конденсатора 6, содержащего теплообменник 7. масляного картера 8. связанного со всасывающей трубкой 9 поршневого насоса . 10, расположенного на диаметрально противоположной стороне от компрессорад1 и имеющего общий с ним кулисный привод

12. Входное отверстие всасывающей трубки

9 защищено сетчатым фильтром 13. Поршневой насос 10 и компрессор 11 приводятся

5 в действие от электродвигателя, ротор 14 которого закреплен на вертикальном валу

15, а статор 16 — на вертикальной стенке перегородки 17. Нагнетательная трубка 18 поршневого насоса 10 соединена с коллек10 тором 19, содержащим смазочные патрубки

20 и 21 и патрубки 22 и 23 охлаждения, Под воздействием парожидкостной струи, состоящей из паров хладагента и капель масла, выбрасываемых через входное

15 отверстие нагнетательной трубки 18, отбрасывается к периферии и, попадая в отверстия патрубков 20 и 21, поступает на смазку вышеупомянутых деталей. Такая смазка компенсирует временные перебои в подаче

20 масла насосом 10 в начальный период его работы, пока он не вышел на расчетную производительность.

Предлагаемый способ охлаждения и смазки позволяет понизить температуру

25 статорных обмоток электродвигателя от 80100 С до примерно 50-60 С при одновременном улучшении смазки всех поверхностей трения кинематических пар, Это почти вдвое повышает надежность и

30 долговечность компрессора в целом. Кроме того, существенно упрощается конструкция вертикального вала, снижается вероятность поломки его ексцентричного пальца благодаря отсутствию внутреннего отверстия, 35 Формула изобретения

1. Устройство для охлаждения и смазки компрессора с электродвигателем, имеющим вертикально расположенную ось вращения вала ротора, содержащий

40 автономный холодильно-конденсаторный контур охлаждения масла в картере, состоящий из листотрубного испарителя с каналами, заполненными хладагентом, и конденсатора, расположенного в окружаю45 щей среде, а также контур циркуляций масла, состоящий из поршневого насоса, расположенного на диаметрально противоположной стороне от компрессора и имеющего общий с ним привод; маслопроводов, 50 клапанов и разбрызгивателей, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, компрессор снабжен поддоном талой воды, ветвь конденсатора термосифона снабжена охлаждающей рубашкой, подключенной к трубопроводу талой воды.

2, Устройство по п.1. о т л и ч а ю щ е ес я тем, что нагнетательная трубка контура циркуляции масла снабжена коллектором с выпуклым дном, 1758371 аюла на алла мдена7

Фиг.2 а ая 8о8а

Составитель В. Добротворцев

Техред M.Моргентал Корректор 3. Салко

Редактор Э. Слиган

Заказ 2987 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/8

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Снтка дептлей коилреееара

Ц

Фиг,3

Виадука аадшианма

Устройство для охлаждения и смазки компрессора Устройство для охлаждения и смазки компрессора Устройство для охлаждения и смазки компрессора Устройство для охлаждения и смазки компрессора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к холодильной технике и касается устройства электроприводов герметичных холодильных агрегатов компрессионного типа

Изобретение относится к холодильному компрессоростроению и позволяет повысить эффективность охлаждения компрессора

Изобретение относится к устройствам для кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств

Изобретение относится к холодильной технике, а именно к холодильным установкам, оснащенным компрессором с охлаждаемыми масляной ванной и рубашкой, заполненным жидким хладагентом, который используется для охлаждения компрессора, и может найти применение во всех областях использования искусственного холода, преимущественно в местностях, испытывающих дефицит воды

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к стендам для испытания холодильных компрессоров

Изобретение относится к холодильной технике, а именно к способам охлаждения компрессоров с охлаждаемыми полостями и змеевиком охладителя масла, заполненными жидким хладагентом, который используется для охлаждения, и может найти применение во всех областях использования искусственного холода, преимущественно для аммиачных холодильных установок в местностях, испытывающих дефицит воды

Изобретение относится к герметичным конструкциям и узлам, предназначенным для использования в парокомпрессионных холодильных машинах, преимущественно с использованием рабочих веществ с низкими критическими температурами (например, оксид углерода)

Изобретение относится к холодильной технике и может быть использовано при проектировании, конструировании, изготовлении и эксплуатации герметичных компрессоров
Наверх