Гидромеханическая коробка передач транспортного средства

 

Использование: з области транспортного машиностроения, а более конкретно, в трансмиссиях транспортных средств. Сущность изобретения, коробка передач содержит входной вал 2, промежуточные валы 4, 5, б и 7, выходной вал 3. связанные между собой посредством шестерен и шести, фрикционных муфт 22, 26, 13, 19, 11 и 15. При включении одной из двух муфт 22 или 26 и одной из четырех муфт 13, 19, 11 или 15 обеспечивается кинематическая связь входного вала 2 и выходного вала 3 и передача крутящего момента на последний 2 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Is )s В 60 К 17/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ KOMVITET

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 ) О ! !

М > (21) 4893241/11 (22) 21.12.90 (46) 07,09.92. Бюл. М 33 (71) Московское научно-производственное обьединение по строительству и дорожному машиностроению (72) В,И.Страж, В.И,Силяков, П.M.Ãàðáåð и

Г.А,Козлов (56) Авторское свидетельство СССР

N1207826,,кл. В 60 К 18/08, 1986.

Патент США

N . 4145935, кл. F 16 Н 3/08, 1977. (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПбРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств.

Известна гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы с закрепленными на них шестернями и муфтами включения передач.

Недостатком известной конструкции является невозможность изменения передач в широком диапазоне и, как следствие, невозможность ее применения в тяжелых транспортных средствах.

Известна также гидромехэническая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, нэ последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, установленной на первом промт>куточном валу

„„!Ю „„1759668 (57) Использование: в области транспортного машиностроения, а более конкретно; в трансмиссиях транспортных средств Сущ ность изобретения; коробка передач содержит входной вал 2, промежуточные валы 4, 5, 6 и 7, выходной вал 3, связанные между собой посредством шестерен и шести фрикционных муфт 22, 26, 13, 19, 11 и 15. При включении одной из двух муфт 22 или 26 и одной из четырех муфт 13. 19, 11 или 15 обеспе ивается кинематическая связь входного вала 2 и выходного вала 3 и переда а крутящего момента на последний. 2 M/l. и соединенной с ним посредством первой фрикционной муфты, и с третьей шестерней, установленной на втором промежуточном валу и соединенной с ним посредством второй фрикционной муфты, на первом промежуточном валу установлена четвертая шестерня, связанная с валом посредством третьей фрикционной муфты и жестко закреплена пятая шестерня, кинематически связанная с шестой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, на котором также установлена седьмая шестерня, связанная с валом посредством четвертой фрикционной муфты, на третьем проме>куточном валу жестко закреплена восьмая шестерня, кинематически связанная с шестой шестерней, а также установлена девятая шестерня, связанная с валом посредством пятой фрикционной муфты, на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня и одиннадцатую шестерню.

Недостатком данной коробки передач является невозможность изменения пере1759668

40

55 дач в широком диапазоне. и поэтому невозможность ее применения в трансмиссиях тяжелых машин.

Целью изобретения является устранение отмеченных недостатков, а именно, расширение кинематического диапазона передач, Укаэанная цель достигается тем, что гидромеханическая коробка передач транспортного средства, содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, нэ последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная со второй шестерней, установленной на первом промежуточном валу и соединенной с ним посредством первой фрикционной муфты и с третьей шестерней. установленной на втором промежуточном валу и соединенной с ним посредством второй фрикционной муфты, на первом промежуточном валу установлена четвертая шестерня, связанная с валом посредством третьей фрикционной муфты и жестко закреплена пятая шестерня, кинематически связанная с шестой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, на котором также установлена седьмая шестерня, связанная с валом посредством четвертой фрикционной муфты, нэ третьем промежуточном валу жестко закреплена восьмая шестерня, кинематически связанная с шестой шестерней, а также установлена девятая шестерня, связанная с валом посредством пятой фрикционной муфты, на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня, и одиннадцатую шестерню, снабжена двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой шестернями, четвертым промежуточным валом и шестой фрикционной муфтой, двенадцатая шестерня установлена на третьем промежуточном валу, соединена с ним посредством шестой фрикционной муфты и кинематически связана стринадцатой шестерней,,жестко закрепленной на четвертом промежуточном валу, на котором также жестко закреплена четырнадцатая шестерня, кинематически связанная с девятой шестерней, десятая шестерня кинематически связана с тринадцатой шестерней, а одиннадцатая шестерня жестко закреплена на входном валу и кинематически связана с четвертой и седьмой шестернями.. Наличие в совокупности существенных признаков формулы указанных отличительных признаков является доказательством соответствия заявляемого технического решения критерию "новизна", Что касается совокупности признаков, изложенных в отличительной части формулы изобретения, то не найдено аналогов, использующих такие признаки, поэтому следует считать, что предложенное техническое решение соответствует критерию "существенные отличия", При использовании обьекта в народном хозяйстве, по сравнению с прототипом, обеспечивается расширение функциональных возможностей коробки передач, что обуславливает соответствие предложения критерию изобретения "положительный эффект", На фиг. 1 представлена схема гидромеханической коробки передач, На фиг. 2 — гидравлическая схема управления фрикционными муфтами коробки передач.

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства содержит установленные в корпусе 1 — входной вал 2, выходной вал 3, промежуточные валы 4, 5, 6 и 7.

Валы 2, 3, 4, 5, 6 и 7 установлены в корпусе

1 параллельно в подшипниках 8, На входном валу 2 жестко закреплена первая шестерня 9, кинематически связанная со второй шестерней 10. установленной на первом промежуточном валу 4 и соединенной с ним посредством первой фрикци.онной муфты 11 и с третьей шестерней 12, установленной на втором промежуточном валу 5 и соединенной с ним посредством второй фрикционной муфты 13. На первом промежуточном валу 4 установлена четвертая шестерня 14, связанная с валом 4 посредством третьей фрикционной муфты 15 и жестко закреплена пятая шестерня 16, кинематически связанная с шестой шестерней

17, жестко закрепленной на втором промежуточном валу 5, на котором также установлена седьмая шестерня 18, связанная с валом 5 посредством четвертой фрикционной муфты 19. На третьем промежуточном валу 6 жестко закреплена восьмая шестерня

20, кинематически связанная с шестой шестерней 17, а также установлена девятая шестерня 21, связанная с валом 6 посредством пятой фрикционной муфты 22. На выходном валу 3 жестко закреплена десятая шестерня

23. Одиннадцатая шестерня 24 жестко закреплена на входном валу 2 и кинематически связана с четвертой 14 и седьмой 18 шестернями, Двенадцатая шестерня 25 установлена на третьем промежуточном валу

6. соединена с ним посредством шестой фрикционной муфты 26 и кинематически связана с тринадцатой шестерней 27. жестко закрепленной на четвертом промежуточном валу 7. на котором также жестко закреплена четырнадцатая шестерня 28, кинематически связанная с девятой шестер1759668 ней 21. Десятая шестерня 23 кинематически связана с тринадцатой шестерней 27.

Каждая из фрикционных муфт 13 и t9 обеспечивает включение двух передач пере- 5 днего хода, а каждая из двух муфт 11 и 15— двух передач заднего хода. Фрикционные муфты 21 и 26 обеспечивают включение первой или второй передач и каждая из них включается совместно с включением одной 10 из муфт 11, 13, 15 и 19, Включение каждой из шести фрикционных муфт осуществляется посредством гидросистемы управления коробкой передач, включающей насос 29, всасывающая линия 15 которого соединена с гидробаком 30, а нагнетательная — с двумя группами последовател bH0 соединенных гидрораспределителей 31 — 36, первые два из которых — гидрораспределители 31 и 32 20 гидравлически соединены с фрикционными муфтами 22 и 26, соответственно, а четыре последующих — гидрораспределители 33, 34, 35 и 36 — cмуфтами 13,,19, 11 и 15, соответственно. Защита насоса 29 осущест- 25 вляется посредством предохранительного клапана 37, установленного в напорной линии насоса 29.

Работа гидромеханической коробки передач транспортно"o средства осуществля- 30 ется следующим образом.

Включением одной из фрикционных муфт 13, 19, 11 или 15 осуществляется выбор требуемого диапазона.

Например, при включении фрикцион- 35 ной муфты 13 крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 9 и 12, муфту 13 передается на второй промежуточный вал 5 и через шестерни 17 и 20 — на третий промежуточный вал 6. 40

При включении муфты 19, осуществляемой включением гидрораспределителя 34, крутящий момент от вала 2, через шестерни

24 и 18, муфту 19 передается на вал 5, после чего через шестерни 17 и 20 передается на 45 третий промежуточный вал 6.

Включение муфт 13 или 19 осуществляет возможность включения коробки передач для движения транспортного средства, например, передним ходом, муфт 11 и 15 — 50 задним ходом, При включении муфты 11, крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 9 и

10, муфту 11 передается на первый промежуточный вал 4, после чего через шестерни 55

16, 17 и 20 — на третий промежуточный вал

6.

При включении муфты 15. крутящий момент от входного вала 2 через шестерни 24 и 14. муфту 15 передается на первый промежуточный вал 4, после чего через шестерни

16, 17 и 20 — на третий промежуточный вал

6.

Таким образом, при включении любой из муфт 13, 19, 11 или 15 крутящий момент от входного вала 2 поступает на третий промежуточный вал 6.

Включением фрикционной муфты 22 или 26 в дополнение к включению одной из муфт 13, 19, 11 или 15 добываются возможности соединения третьего промежуточного вала 6 с выходным валом 3 с одним или другим передаточным отношением.

При этом, при включении, например, муфты 22, осуществляемом при включении гидрораспределителя 31, происходит фиксирование шестерни 21 на валу 6 и передача крутящего момента от него на шестерню 28, вал 7, шестерни 27 и 23 — на выходной вал

3.

При включении муфты 26, крутящий момент передается от вала 6 через муфту 26, шестерни 25, 27 и 23 на выходной вал 3.

Технико-экономический эффект предложенного технического решения заключается в расширении кинематического диапазона переда гидромеханической коробки передач транспортного средства, что позволяет расширить функциональные возможности ее применения, на транспортных средствах.

Формула изобретения

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства. содержащая установленные параллельно в корпусе выходной, промежуточные и входной валы, на последнем из которых жестко закреплена первая шестерня, кинематически связанная с второй шестерней. установленной на первом промежуточном валу и соединенной с ним посредством первой фрикционной муфты, и с третьей шестерней, установленной на втором промежуточном валу и соединенной с ним посредством второй фрикционной муфты, на первом промежуточном валу установлена четвертая шестерня. связан-. ная с валом посредством третьей фрикционной муфты и жестко закреплена пятая шестерня, кинематически связанная с шестой шестерней, жестко закрепленной на втором промежуточном валу, на котором также установлена седьмая шестерня, связанная с валом посредством четвертой фрикционной муфты, на третьем промежуточном валу жестко закреплена восьмая шестерня, кинематически связанная с шестой шестерней, а также установлена девятая шестерня, связанная с валом посредством пятой фрикционной муфты, на выходном валу жестко закреплена десятая шестерня, и 1759668

1/ Ф 18 f4 15

Составитель В.Страж

Техред M.Moðãåíòàë Корректор С.Лисина

Редактор И.Николаева

Заказ 3145 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 одиннадцатую шестерню, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью расширения кинематического диапазона передач, она снабжена двенадцатой. тринадцатой и четырнадцатой шестернями, четвертым промежуточным валом и шестой фрикционной муфтой, двенадцатая шестерня установлена на третьем промежуточном валу, соединена с ним посредством шестой фрикциокной муфты и кинематически связана с

"тринадцатой шестерней, жестко закрепленной на четвертом промежуточном валу, на котором также жестко закреплена четырнадцатая шестерня, кинематически связан5 ная с девятой шестерней, десятая шестерня кинематически связана с тринадцатой шестерней, а одиннадцатая шестерня жестко закреплена на входном валу и кинематически связана с четвертой и седьмой шестер10 нями.

Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов, бульдозеров и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх