Электропривод
Использование: для обеспечения синхронного вращения валов двух электродвигателей , кинематически не связанных друг с другом. Сущность: первый 13 и второй 14 электродвигатели с устройствами управления 11,12 и датчиками положения вала электродвигателей 15, 16 снабжены блоком управления синхронным вращением, что позволяет повысить точность синхронного вращения валов двух электродвигателей. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 Н 02 P 7/68
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (21) 4760508/07 (22) 03.11.88 (46) 07,09.92. Бюл. № 33 (75) И.В.Панченко (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ( С> о
1К) !
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 881199992211, Н 02 Р 5/46, 1981.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1372584, Н 02 P 7/68, 1988, Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для обеспечения синхронного вращения валов двух электродвигателей, кинематически не связанных друг с другом.
Известны устройства для управления двухдвигательными электроприводами, обеспечивающие синхронное вращение валов электродвигателей, кинематически не связанных друг с другом — авт,св. 1418883; авт.св. 984163; авт.св. 904163; авт.св.
896735.
Достижение синхронного вращения происходит за счет применения роторных обмоток, соединения обмоток электродвигателей в определенной последовательности, введение в схему полупроводниковых приборов и т.п. Ввиду высокой инертности вышеуказанных систем, трудно добиться высокой точности синхронного вращения.
Лучшими показателями в этом отношении обладают электронные устройства. Наиболее близким к предлагаемому является устройство, обеспечивающее синхронное,, Я2„, 1760623 А1 (57) Использование: для обеспечения синхронного вращения валов двух электродвигателей, кинематически не связанных друг с другом. Сущность: первый 13 и второй 14 электродвигатели с устройствами управления 11, 12 и датчиками положения вала электродвигателей 15, 16 снабжены блоком управления синхронным вращением, что позволяет повысить точность синхронного вращения валов двух электродвигателей, 1 ил. вращение валов двух электродвигателей, авт,св, 1372584, с датчиками частоты вращения и устройствами управления электродвигателями, а также реализующее режим автоматического поддержания синхронного вращения валов двух электродвигателей.
Недостатком известного устройства является невозможность определения конкретной величины рассогласования синхронного вращения валов двух электродвигателей и установки ее минимального значения.
Цель изобретения — повышение точности синхронного вращения валов двух электродвигателей.
Эта цель достигается тем, что разработан и введен в устройство блок управления синхронным вращением, обеспечивающий автоматическое поддержание синхронного вращения валов двух электродвигателей, позволяющий определить конкретную величину рассогласования синхронного вращения и установку ее в минимальное, для данных параметров системы, значение.
1760623
На чертеже приведена принципиальная электрическая схема устройства, содержащая устройство управления г1ервым электродвигателем 11; первый электродвигатель 13, устройство управле- 5 ния вторым электродвигателем 12; второй электродвигатель 14; датчик положения ва",а первого электродвигателя 15; датчик положения вала второго электродвигателя 16, а также блок управления синхронным вра- 10 щением, включающий узел гальванической развязки 1; первый одновибратор 2; второй одновибратор 3; логическую схему синхронизации 4; реверсивкый счетчик 5; сумматор 6; дешифратор 7; узел индикации 8; 15 первый цифроаналоговый преобразователь
9; второй цифроаналоговый преобразователь 10; задатчик интенсивности 17.
Задатчик интенсивности 17 формирует параллельный цифровой код, поступающиЙ 20 на вход первого цифроаналогового преобразователя 9 и на первый вход сумматора 6.
На второй ход сумматора б поступает параллельный цифровой код с выхода реверсивного счетчика 5. С выхода сумматора б 25 параллельный цифровой код поступает на вход второго цифроаналогового преобра=..oâàòåëÿ 10. Выходы первого 9 и вгорого
10 цифроаналоговых преобразователей, являющиеся выходами блока управления 30 сик>,poHHblM вращением, соедикень соотВетственно со входами первого 11 и второго
12 устройств управления первым 13 и Вторым 14 электродвигателями, валы которых имеют >KBGTKóþ кинематическую связь с 35 датчиками положения вала 15, 16. Выходы датчиков положения вала первого 15 и второго 16 электродвигателей соединены соответственно с первым и вторым входами узла гальванической развязки 1, являю- 40 щихся входами блока управления синхронным вращением. Выходы узга гальванической разВязки 1 поступают на входы одновибраторов 2, 3, выходы которых Х1 и Х2 поступают на вход логической 45 схемы синхронизации 4, Причем импульсы
Х1 характеризуют положение вала первого электродвигателя, а импульсы Х2 характеризуют положение вала второго электродвигателя. 50
Логическая схема синхронизации 4 реализует функцию
Y2 = /X1 + X2/ËX2, где У1 и Y2 — выходы логической схемы синхронизации 4, поступающие соответственреверсивного счетчика 5, Выход реверсивного счетчика 5. Выход реверсивного счетчика 5 поступает на Вход дешифратора 7, выход которого соединен с выходом узла индикации 8.
Блок управления синхронным вращением реализует функцию автоматического поддержания синхронного вращения валов двух электродвигателей по положению одного вала электродвигателя относительно другого, Цифровой код, поступающий с задатчика интенсивности ",7, при отсутствии информации на реверсивном счетчике, поступает без изменений на входы первого 9 и второго
10 цифроаналоговых преобразователей, на выходах которых Образуется аналоговое напряжение, заставляющее враща ься валы электродвигателей с определен;-.Ой частотой.
С момента начала вращения информация О положении вала каждого электродвигателя поступает через узел гальвакиче >кой развязки 1, одновибраторы 2, 3, логическую схему синхронизации 4 на суммирующий и вычитающий входы реверсивного счетчи".а
5. Логическая схе- ;а сикхрокизации 4 Обеспечивает Hal1N:ëB вь.со. ;.Ого у >Вкя сиг;1ала на Одном из Входов реверсiii:кого oчетч!1ка при изменекии уров, я сигиana кэ другом входе. В резуль-;ате Обеспе . ;а;.-тс.", сох анекие икфсрмзо и i-,;o,.",:",B, ере.=.;ВВерсиВн ы Й счетч!1К >. 1 р че! ": 11 " <,. G з,"ла ц ".я с положении Вала п<.-рвого леii. i :. 1 :."Га еля поступает на сум:;ирующий Вход певаосивного счетчика 5, а 1кформгция о поло>кении вала второго электродвигателя поступает ка вычитающий вход pBBBpcèçíoro с етчика 5, На выходе реверсивного счетчика 5 образуется параллельный цифровой код, величина и знак которого соответствует Величине рассогласования синхронного вращения между первым и вторым валами электродвигателей 13, 14, Таким Образом на входе второго цифроаналогового преобразователя формируется параллельный цифровой код по закону
U2 = 01+ 0ош, где U2 — параллельный цифровой код, формирующийся на входе второго цифроаналогового преобразователя 10;
01 — параллельный цифровой код, сформированный задатчиком интенсивности 17 и поступающий на вход первого цифроанаY1 = /X1 + X2/ Х1 логового преобразователя 9;
55 0>> — параллельный цифpoвой код, сформированный на выходе реверсивного счетчика 5. Причем если вал первого электродвигателя вращается быстрее, то знак
Ui>tti будет положительным. В противном но на суммирующий и вычитающий входы случае знак U В связи с тем, что устройство управления электродвигателями 11, 12 и электродвигатели 13, 14 отличаются параметрами, блок синхронного вращения адаптивно устанавливает параллельный цифровой код, Jp<„i, при котором физи еская величина рассогласования синхронного вращения валов электродвигателей „.авняется нулю. При этом величина < <о«< будет отооражена на f è ЛИpOBGTb ЕЕ ПС Г/ôрОЬОМу ТдЫЛО узла Индикации 8, Формула изобрет".íèÿ Злектропривод, содеожащий два эле ::тгодвигателя, каждь и из которых снабжен устройством, правления и дат икг . положения Вяла электродвигателя, о T л и ч а юш и и с я тем, что, с <целью повышения точности синхронного вращения валов электродвигателей, в него введен блок управления синхронным вращением, включающий в себя узел гальванической развязки, два одновибратора, реверсивный счетчик, дешифратор, узел индикации, задатчик интенсивности, сумматор, первый и второй цифроаналоговые преобразователи и логическую схему синхронизации, причем первый и второй входы узла гальванической 5 развязки являются первым и вторым входами блока управления синхронным вращением, а первый и второй выходы узла гальванической развязки подключены соответственно к входам первогс и второго одновибраторов, Вхо10 ды логической схемы синхронизации соединены с выходами-одновибраторов, а выходы подключены соответственно к суммирующему и вычитающему входам реверсивного счетчика, выход реверсивного счетчика под15 ключен через дешифратор к узлу индикации и к первому входу сумматора, к второму входу которого подключен выход задатчика интенсивности, вход первого цифроаналогового преобразоват ля соединен с выходом за20 датчика инте:-сивности, вход второго цифроаналогово<-о преобразователя соединен с вь<ходом сумматора. выходы первого и второго цифроаналоговых преобразователей являются выходами блока управления синх:5 pQHHblM вращением и подключены соответственно к устройствам;поавления первого и второго электрод: игател:-й. а дат:-:ики-положения первого и второгс электродвигателей соединены с первым и вторым входами 30 блока управления синхронным вращением, логическая схема синхронизации реализуе1 функцию Y1 = (Х -<- Х2) Х", и Yg = (Х i + Xp) р. X" 35 где Х1 и Х вЂ” сигналы соответственно на первом и втором входах логической схемы синхронизации; У1 и Yz — сигналы соответственно на 40 первом и втором выходах логической схемы синхронизации. 1760623 Составитель И, Панченко Редактор М. Стрельникова Техред М.Моргентал Корректор Т. Палий Заказ 3192 Тираж Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101