Муфта включения

 

Использование: область машиностроения , в частности для соединения валов в трансмиссии транспортного средства. Сущность изобретения: муфта служит для соединения валов 1,8 и 9 посредством втулки 3. На шлицевом участке 4 втулки 3 выполнена проточка 10, а шлицы 2 вала 1 выполнены различной толщины, при этом ширина утолщенной части 13 шлиц 2 вала 1 выполнена меньшей ширины проточки 10 шлиц 4 втулки 3, а расстояние отторцев 14,15 утолщенной части 13 шлиц 2 вала 1 до упоров 16,17 выполнены большими расстояний отторцев 18,19 шлиц 4 втулки 3 до противолежащих ее торцев 20,21. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si>s F 16 0 11/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ

1 и

4 о

О

Ы (21) 4707350/27 (22) 19.06,89 (46) 15.09,92, Бюл. N. 34 (71) Белорусский политехнический институт (72) О.К.Довнар, В.С.Давыдов, М.И.Трофимович, А.И.Бобровник и О,Н.Протасеня (56) Авторское свидетельство СССР

N 1355791, кл. F 16 D 11/00, 1986. (54) МУФТА В КЛ Ю Ч Е Н И Я (57) Использование: область машиностроения, в частности для соединения валов в трансмиссии транспортного средства. СущИзобретение относится к машиностроению, в частности к элементам деталей машин, Известна муфта включения, содержащая жестко смонтированную на первом валу одну полумуфту с наружным зубчатым венцом, установленную с возможностью осевого перемещения на втором, соосном первом валу, вторую полумуфту в виде ступенчатой втулки с внутренним зубчатым венцом на ступени большего диаметра и шлицевым участком на ступени меньшего диаметра.

Недостатком данной муфты является пониженная надежность из-за возможности самовыключения при работе под нагрузкой, Известна муфта включения, содержащая смонтированную на первом валу одну полумуфту с наружным зубчатым венцом, установленную с возможностью осевого перемещения на втором, соосном первому валу, вторую полумуфту в виде ступенчатой втулки с внутренним зубчатым венцом на ступени большего диаметра и шлицевым участком на ступени меньшего диаметра, „,. Ы„„1762021 А1 ность изобретения: муфта служит для соединения валов 1,8 и 9 посредством втулки 3.

На шлицевом участке 4 втулки 3 выполнена проточка 10, а шлицы 2 вала 1 выполнены различной толщины, при этом ширина утолщенной части 13 шлиц 2 вала 1 выполнена меньшей ширины проточки 10 шлиц 4 втулки 3, а расстояние от торцев 14,15 утолщенной части 13 шлиц 2 вала 1 до упоров 16,17 выполнены большими расстояний отторцев

18,19 шлиц 4 втулки 3 до противолежащих ее торцев 20,21. 4 ил. при этом внутренний зубчатый венец втулки входит в зацепление с наружным зубчатым венцом полумуфты на первом валу, а шлицевой участок втулки входит в зацепление с шлицевым участком, выполненным на втором валу.

Недостатком данной муфты является пониженная надежность, обусловленная возможностью ее самовыключения при работе под нагрузкой от действия осевых усилий, возникающих от неточности изготовления, зазоров и износов шлицевых венцов, Кроме того, данная муфта обеспечивает только две различные связи валов (соединение или разъединение), что сужает ее эксплуатационные возможности.

Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена дополнительной полумуфтой с наружным зубчатым венцом, свободно установленной на первом валу, на шлицевом участке втулки выполнена кольцевая канавка, шлицевой участок второго вала в его средней части выполнен с утолщенными шлицами, длина канавки в осевом направлении больше длины утолщенных шлицев, 1762021 длина шлицевого участка втулки меньше длины шлицевого участка второго вала, а втулка установлена с возможностью зацепления внутреннего зубчатого венца с наружным венцом дополнительной полумуфты и взаимодействия торцевых стенок и стенки канавки с торцами утолщенных шлицев.

Ма фиг.1 дан общий вид муфты в первом варианте связи валов; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.1, по шлицам вала, на фиг,3 — общий вид муфты во втором варианте связи валов; на фиг.4 — общий вид муфты в третьем варианте связи валов, Муфта включения содержит вал 1 со шлицевым участком 2, установленную на валу 1 ступенчатую втулку 3 с внутренним шлицевым венцом 4 и внутренним зубчатым венцом 5, и два наружных зубчатых венца

6,7, выполненных на соосных валу 1 других валах 8,9. На шлицевом участке 4 ступенчагой втулки 3 выполнена проточка 10, а шлицы 2 вала 1 выполнены различной толщины, т.е. на участках 11,12 утонены, напоимер, за счет выжигания или пластической деформации (образуя "замки") по сравнению с участком 13 (фиг.2), при этом ширина "e>" утолщенного участка 13 шлиц 2 вала 1 выполнена меньшей ширины "ez" проточки 10 шлиц 4 втулки 3, а расстояния "m1", "п ", от торцев 14,15 утолщенной части 13 шлиц 2 вала 1 до прилежащих упоров 16,17 (упор 16 образуется валом 8, хотя возможно его выполнение и на валу 1) выполнены большими расстояний "mz", "п " от торцев 18,19 шлиц

4 втулки 3 до противолежащих ее торцов

20,21, Предложенная муфта включения обеспечивает три варианта связи валов 1,8,9.

В первом варианте (фиг,1), т.е. при связи вала 1 с валом 8, фиксация втулки 3 от самовыключения под нагрузкой относительно вала 1 осуществляется за счет взаимодействия торца 18 шлиц 4 и торца 20 с торцом 15 утолщенной части 13 шлиц 2 и упором 17. Во втором варианте (фиг,3), т.е. при одновременной связи вала 1 с валами

8,9 (возможна и нейтральная позиция, т.е. разъединение связи вала 1 с валами 8,9), фиксация втулки 3 относительно вала 1 осуществляется за счет взаимодействия торцев проточки 10 шлиц 4 с торцами 14,15 утолщенной части 13 шлиц 2. И в третьем варианте (фиг.4), т,е, при связи вала 1 с валом 9, фиксация втулки 3 относительно вала 1 осу5

50 ществляется за счет взаимодействия торца

19 шлиц 4 и торца 21 с торцем 14 утолщенной части 13 шлиц 2 и упором 16, Таким образом, снабжение муфты включения дополнительной полумуфтой свободно установленной на первом валу, выполнение на шлицевом участке втулки кольцевой канавки, выполнение шлицевого участка вала в era средней части с утолщенными шлицами, выполнение длины канавки в осевом направлении больше длины утолщенных шлицев, а длины шлицевого участка втулки меньше длины шлицевого участка второго вала, установление втулки с возможностью зацепления внутреннего зубчатого венца с наружным венцом дополнительной полумуфты позволяют расширить эксплуатационные возможности муфты включения путем увеличения числа соединяемых кинематических цепей, Формула изобретения

Муфта включения, содержашая жестко смонтированную на первом валу одну полумуфту с наружным зубчатым венцом, установленную с возможностью осевогс перемещения на втором соосно с первым валу, вторую полумуфту в виде ступенчатой втулки с внутренним зубчатым венцом на ступени большего диаметра и шлицевым участком на ступени меньшего диаметра, при этом внутренний зубчатый венец втуг:ки входит в зацепление с наружным зуоча ык венцом полумуфты на первом валу. а шлицевой участок втулки входит в зацепление с шлицевым участком, выполненным на втсром валу, о тл и ч а ю щ аяс я тем, что. с це,ь расширения эксплуатационных возможностей путем увеличения числа соединяемых кинематических цепей, она снабжена дo полнительной полумуфтой с наружным зуочатым венцом, свободно установленной на первом валу, на шлицевом участке втулки выполнена кольцевая канавка, шлицевой участок второго вала в его средней часги выполнен с утолщенными шлицами. длина канавки в осевом направлении больше длины утолщенных шлицев, длина шлицевого участка втулки меньше длины шлицевого участка второго вала, а втулка установлена с возможностью зацепления внутреннего зубчатого венца с наружным венцом дополнительной полумуфты и взаимодействия торцевых стенок и стенки канавки с торцами утолщенных шлицев.

1762021

nz

5 3 пи f3 „г 2K

УФd ZS5

1762021

5 б

Я И у

Фиг.g

/ /5 20

Составитель О.Протасеня

Редактор Н.Сильнягина Техред М.Моргентал . Корректор Н,Бучок

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3246 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Муфта включения Муфта включения Муфта включения Муфта включения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к муфтам сцепления

Изобретение относится к машиностроению , а именно к конструкциям муфт кулачкового типа, и может быть использовано в различных зажимных устройствах,в частности в тисках, зажимные патроны и т.п

Изобретение относится к области машиностроения, и объект изобретения может быть использован в качестве составного узла в различных механизмах и агрегатах, например, в качестве сцепной муфты в автомобилестроении

Муфта // 2169300
Изобретение относится к нестандартному оборудованию и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для приведения в действие механизмов зубчатых передач или соосного соединения тяг, валов и т.д

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в устройствах для очистки поверхностей нагрева котла от отложений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов в кинематической цепи, не допускающей относительного проскальзывания

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин и механизмов
Наверх