Пружинная муфта сцепления
Использование: в механизмах, предназначенных для передачи крутящего момента. Нажимная ленточная пружина выполнена конической, в результате чего обеспечивается синхронное возрастание усилия прижатия фрикционных дисков муфты при возрастании передаваемого крутящего момента . 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) ()! ) (si)s F 16 0 11/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
2 (21) 4794034/27 (22) 19.02.90 (46) 07.06.92. Бюл. ¹ 21 (71) Киевский институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) Н.И. Конончук, Ю.И. Луговец и Б.С. Бычков (53) 621,825.5(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
N977858,,кл,,F 16 D 11/00, 1981.
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в механизмах, передающих вращение.
Преимущественной областью применен ия я вля ются механизмы, нагруженные нестационарными нагрузками.
Известная пружинная муфта сцепления содержит соосные валы, соединенные друг с другом и с ведущим валом наружной втулки, в которой расположены две пружины, соединенные концами между собой штифтом, Другие концы пружин навиты соответственно на вал и во втулке и являются свободными. 3а счет трения î san с ним зацепляется пружина, а эа счет трения с внутренней. поверхностью втулки происходит зацепление с нею, Недостатком конструкции является низкая надежность.
Также известна пружинная муфта сцепления, содержащая два соосно расположенных фрикционных диска, связанных соответственно с ведомым и ведущим звеньями, При этом ведомый диск связан с ведомым звеном с возможностью осевого перемещения относительно последнего на шлицах. Ведущий диск сцентрирован относительно ведущего звена посредством акси(54) ПРУЖИННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Использование: в механизмах, предназначенных для передачи крутящего момента, Нажимная ленточная пружина выполнена конической, в результате чего обеспечивается синхронное возрастание усилия прижатия фрикционных дисков муфты при возрастании передаваемого крутящего момента, 1 ил, ального цилиндрического выступа, Ведущий диск связан с ведущим. звеном в окружном направлении посредством ленточной пружины. Недостатком конструкции является низкая надежность при нестационарных нагрузках.
Наиболее близкой по технической сущности является пружинная муфта сцепления, содержащая два соосно расположенных фрикционных диска, связанных соответственно с ведомым и ведущим звеньями, при этом ведомый диск связан с ведомым звеном с возможностью осевого перемещения относительно последнего посредством шлицевого соединения. Ведущий диск сцентрирован относительно ведущего звена посредством жестко соединенного с ведущим диском аксиального цилиндрического выступа, расположенного в ответном отверстии соответствующего элемента ведущего звена, и связан с ведущим звеном в окружном направлении посредством спиральной ленточной пружины, выполненной из полосы прямоугольной формы в поперечном сечении, с, перекрытием смежных витков в рабочем положении, один конец указанной пружины жестко связан с
1739121 ведущим звеном, а второй ее конец, расположенный на витке большего диаметра, жестко связан с ведущим фрикционным диском посредством установки указанного витка в выполненную со стороны ведущего 5 звена кольцевую проточку, образующую охватывающий внешний виток пружины кольцевой выступ, ширина которого не менее ширины указанного витка, а наружный диаметр кольцевой проточки равен большему 10 диаметру пружины, Надежность сцепления муфты низкая, особенно для механизмов, работающих при нестационарных нагрузках.
Целью изобретения является повыше- 15 ние надежности сцепления за счет синхронного возрастания осевого усилия прижатия дисков при возрастании передаваемого крутящего момента, Сущность изобретения заключается s 20 том, что ленточная пружина выполнена конической, Этот отличительный признак от прототипа обеспечивает синхронное возрастание осевого усилия прижатия дисков при возрастании передаваемого крутящего мо- 25 мента, -!а чертеже показана пружинная муфта . сцепления..
Пружинная муфта сцепления состоит из ведущего фрикцион ного диска 1 и ведомого 30 фрикционного диска 2, связанных соответственно с ведущим звеном 3 и ведомым звеном 4. Ведомый диск 2 связан с ведомым звеном 4 посредством шлицевого соединения 5, Ведущий диск 1 сцентрирован отно- 35 сительно ведущего звена 3 посредством жестко соединенного с ведущим диском 1 аксиального цилиндрического выступа б, расположенного в ответном отверстии 7 ведущего звена 3. Ведущий диск 1 связан с 40 ведущим звеном 3 в окружном направлении посредством спиральной ленточной конической пружины 8, Конец пружины 9 со стороны ее меньшего диаметра жестко связан с
45 ведущим звеном 3, а второй ее конец 10, расположенный на витке большего диаметра, жестко связан с ведущим фрикционным диском 1 посредством установки указанного витка в выполненную со стороны ведущего звена 3 кольцевую проточку, образующую кольцевой выступ 11.
Формула изобретения
Пружинная муфта сцепления, содержащая два соосно расположенных фрикционных диска, связанных соответственно с ведомым и ведущим звеньями, при этом ведомый диск связан с ведомым звеном с возможностью осевого перемещения относительно последнего посредством шлицевого соединения, ведущий диск сцентрирован относительно ведущего звена посредством жестко соединенного с ведущим диском аксиального цилиндрического выступа, расположенного в ответном отверстии соответствующего элемента ведущего звена, и связан с ведущим звеном в окружном направлении посредством спиральной ленточной пружины, выполненной из полосы прямоугольной формы в поперечном сечении с перекрытием смежных витков в рабочем положении, один конец указанной пружины жестко связан с ведущим звеном, а второй ее конец, расположенный на витке большего диаметра, жестко связан с ведущим фрикционным диском посредством установки указанного витка в выполненную со стороны ведущего звена кольцевую проточку, образующую охватывающий внешний виток пружины кольцевой выступ, ширина которого не менее ширины указанного витка, а наружный диаметр кольцевой проточки равен большему диаметру пружины, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности сцепления за счет синхронного возрастания осевого усилия при>катия дисков при возрастании передаваемого крутящего момента, ленточная пружина выполнена конической, 1739121
Составитель Н,Конончук
Редактор С.Кулакова Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор M.Максимишинец
Заказ 1991 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101