Вариатор

 

СОЮЗ СОВЕТСКИХ сОциАлистических

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 Н 13/12

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

8 9 юг. 7

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВ (21) 4866563/28 (22) 10.08,90 (46) 23.09,92. Бюл. М 35 (75) B.Я.Капилиович (56) Авторское свидетельство СССР

М 1036979, кл. F 16 H 1/00, 1983.

Кожевников С,Н. и др. Механизмы, Справочное пособие; М.: Машиностроение, 1976, с. 342, рис.5.31, (54) ВАРИАТОР (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения. числа оборотов в приводах, Я2 1763765 А1

2 транспортных устройств и систем. Целью изобретения является расширение диапазона регулирования, Положительный эффект достигается за счет выполнения ведущего 3 и ведомого 5 звеньев в виде цилиндров и выполнения .промежуточного звена 8 в виде ползуна и роликов 17 и 18.

При вращении ведущего звена 3 выступы 11 взаимодействуют с роликами 18 промежуточных звеньев. Под действием выступов 11 последние перемещаются в радйальном направлении и ролики 17 начинают взаимодействовать с внутренней поверхностью ведомого звена, обеспечивая его поворот . 4 ил.

1763765

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения числа оборотов в приводах транспортных устройств и систем.

Известна передача с промежуточными звеньями содержащая ведущее и ведомые звенья, размещенную между ними обойму с пазами, в которых размещены промежуточные звенья. Ведомое звено снабжено зубьями (1).

Габариты известной передачи определяются размерами зубьев ведомого звена, размерами промежуточных звеньев и ведущего звена, необходимость увеличения передаточного отношения может приводить к увеличению габаритов передачи.

Наиболее близким к изобретению является трехступенчатый шариковый вариатор, содержащий ведущее и ведомое звенья, которые выполнены в виде конусов,и две обоймы, размещенные между кими, причем обоймы имеют сквозные пазы и установленные в пазах с возможностью перемещения вдоль них шарики, которые предназначены для взаимодействия с ведущим и ведомым звеньями, а одна иэ обойм имеет возможность поворота относительно другой (2), Нед6статком укаэанного вариатора является то, что увеличение диапазона регулирования достигается с обязательным увеличением либо осевых, либо радиальных, либо и тех,и других габаритов вариатора.

Целью изобретения является расширение диапазона регулирования при сохранении габаритов.

Для достижения указанной цели в вариаторе, содержащем ведущее и ведомое звенья, две обоймы, размещенные между ними, одна из которых имеет по крайне мере три сквозных паза и промежуточные звенья по числу пазов, установленные в соответствующем пазу с возможностью перемещения вдоль него, обойма с пазами установлена подвижно в осевом направлении, ведущее и ведомое звенья выполнены в виде цилиндров, установленных коаксиально, причем на наружной поверхности ве дущего звена размещены по крайней мере два выступа, имеющих переменную в осевом направлении толщину по хорде, а промежуточное звено выполнено в виде полэуна и размещенных в нем с воэможнОстью вращения вокруг осей двух роликов, один из которых предназначен для взаимодействия с ведущим звеном, другой — с ведомым.

На фиг.1 изображен продольный разрез передачи; на фиг.2 — вид А на фиг,1 (стрелками показаны направления вращения

11, вызывает его вращение вокруг оси 16 и перемещение (вместе с промежуточным

55 звеном) вдоль паза 7 обоймы 6. Промежуточное звено 8 под действием этой силы перемещается вдоль раза 7, преодолевая сопротивление пружины 9. В процессе этого перемещения промежуточного звена 8 ролик 17, в результате взаимодействия с

40 звеньев); на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг,1; на фиг.4 — разрез В-В на фиг.1.

Вариатор содержит обойму 1, на которой на подшипниках 2 установлено ведущее звено 3. Коаксиально с ним на подшипниках

4 установлено ведомое звено 5. Ведущее 3 и ведомое 5 звенья выполнены в виде цилиндров. В обойме 1 с возможностью осевоro перемещения по резьбе установлена подвижная обойма 6 с пазами 7. Пазы 7 выполнены в виде винтовых участков. В паза 7 размещены промежуточные звенья 8.

Каждое промежуточное звено выполнено в виде ползуна, установленного в соответствующем пазу 7 с воэможностью перемещения вдоль него. Промежуточные звенья 8 снабжены пружинами 9 возврата в исходное положение, На наружной поверхности

10 ведущего звена 3 размещены выступы 11, имеющие каждый переменную в осевом направлении толщину по хорде. На внутренней поверхности ведомого звена 5 установлена цилиндрическая- накладка 12 из эластичного материала, Выступы 11 также выполнены из эластичного материала.

Каждое промежуточное звено 8 снабжено окнами 13 и 14, в которых на осях 15 и 16 с возможностью вращения вокруг них установлены ролики 17 и 18. Ролик 17 предназначен для взаимодействия с внутренней поверхностью накладки 12 ведомого звена

5, а ролик 18 — с наружной поверхностью 10 и выступами 11 ведущего звена 3. Оси 15 и

16 вращения роликов расположены под углом к Оси вращекия ведущего звена 3. Механизм перемещения (поворота) подвижной обоймы 6 может быть выполнен известным образом — в виде. рукоятки,--установленной на торце обоймы 6, в видя-, шарнирно соединенной одним концом с торцем обоймы, а другим с рычагом управления или иным образом — и на чертеже на показан.

Вариатор работает следующим образом.

При вращении ведущего звена 3 выступы 11 взаимодействуют с роликами 18 промежуточных звеньев 8. Под действием выступов 11 промежуточные звенья 8 перемещаются в радиальном направлении,и ролики 17 начинают взаимодействовать с накладкой 12 ведомого звена 5, Сила, действующая на ролик 18 со стороны выступов

1763765 накладкой 12 перекатывается по ней и обес- имеющие каждый переменную в осевом напечивает поворот ведомого звена 5. После правлениитолщинупохорде,апромежуточпрекращения взаимодействия выступов 11 . ные звенья выполнены в виде полэунов и с роликами 10 промежуточные звенья 8 под размещенных в каждом из них с возможнодействием пружин 9 возвращаются в исход- 5 стью вращения вокруг своих осей двух ролиное положение. Одновременное взаимо- ков, один из которых предназначен для действие(по мере поворота ведущего звена взаимодействия с ведущим звеном, другой

3) нескольких промежуточных звеньев 8. c -c ведомым, вариатор обеспечиваетзначивыступом 11 обеспечивает равномерное тельное расширение диапазона регулировращениеведомогозвена5.. 10 вания и может быть выполнен весьма

Для обеспечения бесступенчатого регу- компактным, Зто позволяет использовать лирования передаточного отношенйя осу- вариатор в приводах транспортных устществляется поворот обоймы 6 в резьбу p(}AcTB и систем.обоймы 1. Поворот осуществляется меха- .. Ф ар мул а изобретения низмом перемещения (поворота),выполнен- 15 Вариатор, содержащий ведущее и ведоным известным образом и на чертеже не моезвенья,двеобоймы, размещенныемежпоказанным. При этом обойма 6 смещается ду ними, одна из которых имеет по крайней в осевом направлении.и ролики 18 проме- мере три сквозных паза, и промежуточные жуточных звеньев 8 взаимодействуют с уча- звенья, установленные в соответствующих

Стком выСтупа 11, имеющим другуЮ 20 пазах с возможностью перемещения вдоль толщину по хорде. Обойма 6 удерживается них, отличающийся тем, что; с целью в промежуточном положении от смещения расширения диапазона регулирования при под действием промежуточных звеньев ме- сохранении габаритов, обойма с пазами усханизмом перемещения (на чертеже не по- тановлена с возможностью перемещения в казан). Толщина выступа 11 по хорде 25 осевом направлении, ведущее и ведомое определяет величину перемещения проме- звенья выполнены в виде коаксиально устажуточного звена 8 вдоль паза 7, а переме- новленных цилиндра и охватывающего его щение звена 8 — величину поворота полого. цилиндра, йа торце ведущего звена ведомого звена 5. Перемещение обоймы 6 в . выполнено по крайней мере два симметричположение, когда ролики 18 звеньев 8 не 30 ных относительно оси цилиндра вйступа певзаимодействуютс выступами 11,обеспечи- ременной ширин ы, а каждое вает разъединение ведущего 3 и ведомого5 промежуточное звено: выполнено в виде звеньев. ползуна и размещенных в каждом c âîçìoæБлагодаря тому, что обойма с пазами ностью вращения вокруг своих осей двух установлена .подвижно в осевом направле- 35 роликовых выступов, один иэ которых преднии, ведущее и ведомое звенья выполнены назначен для поочередйого взаимодейств виде цилиндров, установленных коакси- вия с выступами ведущего звена, а другой— ально, причем на наружной поверхности ве- с внутренней поверхностью полого цилинддущего звена размещены выступы, ра.

: 40

1763765

1763765

Составитель В,Кэпилиович

Техред M.Mîðãåíòàë Корректор В.Петрэш

Редактор Т.Куркова

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина 101

Заказ 3443 Тираж

ВНИИПИ Гос а ств

Подписное, осударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/S

Вариатор Вариатор Вариатор Вариатор Вариатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к приводам машин и приборов , и может быть использовано в приводах различного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании зубчатых передач, работающих в экологически чистой среде

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в различных механизмах для увеличения крутящего момента

Изобретение относится к механической трансмиссии транспортного средства

Изобретение относится к технологии изготовления магнитоприводов. Технический результат состоит в расширении эксплуатационных возможностей за счет увеличения количества поочередно взаимодействующих магнитов. Ведомое колесо изготавливают из немагнитного материала в виде диска с центральным отверстием, в котором закрепляют стальную ось и с равномерно выполненными на внешней цилиндрической поверхности диска глухими отверстиями, в которых закрепляют заранее изготовленные постоянные магниты с аксиальной намагниченностью и с чередованием их магнитных полюсов. На изготовленном из стали приводном валу закрепляют заранее изготовленные из немагнитного материала кольца разного внешнего диаметра или втулку из немагнитного материала, имеющую меняющийся внешний диаметр в соответствии с радиусом поверхности ведомого колеса, обеспечивающим равномерное прилегание к ведомому диску с магнитами с выбранным зазором. На внешней цилиндрической поверхности каждого кольца или втулки выполняют по окружности одинаковое четное количество глухих отверстий, в которые помещают и закрепляют заранее изготовленные постоянные магниты с аксиальной намагниченностью и с чередованием их магнитных полюсов. Ведомое колесо и приводной вал устанавливают в одной плоскости и на расстоянии друг от друга, обеспечивающем между их постоянными магнитами магнитное взаимодействие, достаточное для приведения ведомого колеса во вращение с максимальным усилием взаимодействия с приводным валом. 3 ил.
Наверх