Способ дуплексации подшипников качения

 

Использование: машиностроение в производстве высокоточных шпиндельных узлов . Сущность изобретения: нагружают кольцо каждого подшипника осевым регулируемым усилием, при котором установленное между торцами наружного кольца и нажимного элемента технологическое кольцо смещается эталонным усилием Замеряют направление и величину взаимного смещения торцов подшипника Подбирают подшипники с равными разнонаправленными величинами смещения, Между подшипниками устанавливают технологические однотолщинные кольца и при нагружении монтажным осевым усилием одноименных колец контролируют соответствие величины усилия смещения колец эталонной величине . При отклонении один из подшипников заменяют предварительно отобранным. При достижении эталонного усилия сдвигания кольца подшипники сопрягают непосредственно друг с другом. 3 ил СО с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУбЛИК

s F 16 С 43/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4825856/27 (22) 14.05.90 (46) 23,10.92. Бюл. М 39 (71) Проектно-технологическое и конструкторское бюро станкостроения (72) И.С.Люцин, Л.В,Капительман, С.M.Хомутов и M.È.Íåìèðîâñêýÿ (56) Авторское свидетельство СССР

N - 1594362, кл, G 01 M 13/04, 1988. (54) СПОСОБ ДУПЛЕКСАЦИИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ (57) Использование: машиностроение в производстве высокоточных шпиндельных узлов. Сущность изобретения; нагружают кольцо каждого подшипника осевым регулируемым усилием, при котором установИзобретение относится к машиностроению. конкретно к производству высокоточных шпиндельных узлов.

Известен способ комплектования последовательно сдвоенных и строенных радиально-упорных подшипников, состоящий в установке между ними дистанционных колец или же в подшлифовке торцов, Толщину колец или величины подшлифовки торцов устанавливают в соответствии с величинами взаимного смещения торцов у каждого подшипника (см. например, P.Ä,Áåéçåëüìàí, Б.В,Цыпкин. Подшипники качения, справочник, издание четвертое. — М.: Машгиз.

1960, с, 238-248).

Недостаток способа состоит в большой суммарной погрешности измерения и изготовления дистанционных колец либо подшлифовки торцов, которая соизмерима с величиной осевого натяга подшипников, „„5LI 1770628 А1 ленное между торцами наружного кольца и нажимного элемента технологическое кольцо смещается эталонным усилием. Замеряют направление и величину взаимного смещения торцов подшипника. Подбирают подшипники с равными разнонаправленными величинами смещения. Между подшипниками устанавливают технологические однотолщинные кольца и при нагружении монтажным осевым усилием одноименных колец контролируют соответствие величины усилия смещения колец эталонной величине, При отклонении один из подшипников заменяют предварительно отобранным.

При достижении эталонного усилия сдвигания кольца подшипники сопрягают непос- редственно друг с другом. 3 ил, Известен также гринятый в качестве

I прототипа способ дуплексации подшипников качения по схемам "О-дуплекс" и "Xдуплекс" посредством установки

l дистанционных колец разной толщины (см. а. с, N. 1594362). Способ включает нагружение комплекса подшипников с дисганционными кольцами осевым усилием, равным ! Р монтажному нагружению в узле, и смещение динамометром дистанционногс кольца в радиальном направлении.

Недостаток прототипа состо т в том., д что дистанционные кольца создают в опоре дополнительные стыки, снижающие ;осткость. Кроме того, погрешности формы колец вносят погрешность в базирование подшипников, что Снижает точность вращения.

Целью изобретения является повышение точности и жесткости опоры.

1770628

Укаэанная цель достигается тем, что предварительно нагружают кольцо каждого подшипника осевым регулируемым усилием величиной, при которой установленное между торцами наружного кольца и нажим° ного элемента технологическое дистанционное кольцо смещено эталонным усилием, и замеряют направление и величину взаимного смещения торцов подшипника, после чего подбирают подшипники, имеющие равные разнонаправленные величины смещения, затем перед нагружением между этими подшипниками устанавливают технологические однотолщинные наружное и внутреннее дистанционные кольца и при нагружении монтажным осевым усилием воздействуют на одноименные подшипниковые и технологические дистанционные кольца и контролируют величину усилия смещения технологических дистанционных колец на соответствие ее эталонной величине усилия смещения и, в случае ее отклонения, один из подшипников заменяют другим из числа предварительно отобранных, и проверку повторяют до достижения эталонной величины усилия сдвигания коль-ца, после чего подшипники непосредственно сопрягают друг с другом.

Сопоставительный анализ заявляемого решения с прототипом показывает, что заявляемый способ отличается от известного предварительным замером взаимного смещения торцов подшипника при воздействии осевого усилия, соответствующего эталонному усилию сдвигания технологического дистанционного кольца; последующим комплектованием подшипников по результатам замеров с установкой между ними однотолщинных технологических дистанционных колец и окончательным контролем величины усилия сдвигания одного из дистанционных колец на соответствие эталонной величине усилия сдвигания; удалением однотолщинных колец из сдуплексированной опоры и непосредственным сопряжением подшипников друг с другом.

Таким образом, заявляемый способ соответствует кри1 ерию "новизна".

Известны технические решения, в которых для дуплексации необходимо установить разнотолщинные дистанционные кольца. Однако погрешности изготовления этих колец и увеличение количества стыков снижают точность и жесткость опоры, Сборка опоры с применением предварительного замера каждого подшипника и окончательным контролем дуплексации посредством однотол щин н ых технологических колец, позволяют создать опору качения с непосредственным взаимным контактом подшипников, что повысит точность и жесткость. Это позволит реализовать высокие частоты вращения и нагрузки.

Из этого следует сделать вывод о том, что заявляемое решение соответствует критерию "существенные отличия".

На прилагаемых чертежах схематично изображен пример способа дуплексации по схеме "О-дуплекс" согласно изобретению: фиг, 1 — контроль взаимного смещения торцов подшипника; фиг. 2 — контроль усилия дуплексации подшипников по схеме "О-дуплекс" посредством однотолщинных технологических дуплексационных колец; фиг. 3— подшипники, сдуплексированные по схеме

"О-дуплекс".

Осуществляется способ следующим образом, На оправку 1 (фиг. 1) устанавливают подшипник 2, внутреннее кольцо которого прижимают к торцу 3 оправки 1 усилием Рм, равным монтажному нагружению в узле, Затем нагружают предварительно наружное кольцо подшипника 2 осевым усил ем Pper, регулируемым до величины, при которой технологическое дистанционное кольцо 4, установленное между торцами нажимного элемента 5 и наружного кольца подшипника

2, сдвигается посредством динамометра 6 эталонным усилием Ðe.

Усилие Рэ определяется по эталонно сдуплексированным подшипникам, т.е, собранным с экспериментально найденным оптимальным усилием предварительного натяга, удовлетворяющим требованиям по допустимой температуре нагрева и необходимой для процесса резания жесткости, а также по долговечности сохранения точности и быстроходности.

Далее замеряют направление и величину смещения h торцов подшипника при помощи индикатора 7, Затем подбирают в опору подшипник 8, у которого имеется смещение торцов й, равное смещению в подшипнике 2, но противоположного направления, Между подшипниками 2 и 8 (фиг. 2) устанавливают технологические отнотолщинные кольца 9 и 10, надевают весь комплект на оправку 11 и нагружают их по внутренним кольцам усилием Р . Сдвигают наружное кольцо 10 посредством динамометра 6 не менее, чем в трех радиальных направлениях и контролируют величину усилия сдвигания на соответствие ее усилию Р1, В случае. если усилие сдвигания отличается от Рэ, один из подшипников заменяют другим из числа предварительно проконт1770628 ролированных подшипников, и проверка повторяется, По дОстижении равенства усилия сдвигания эталонному усилию Рэ подшипники считаются сдуплексированными. Технологические однотолщинные кольца 9 и 10 удаляют(фиг. 3), а подшипники сопрягают друг с другом с непосредственным взаимным контактом по торцам колец.

Технические преимущества по сравнению с существующими способами заключаются в повышении точности и жесткости опоры за счет исключения погрешностей дистанционных колец опоры.

Общественно-полезные преимущества, производные от технических, заключаются в повышении точности обработки посредством шпиндельных узлов, собранных на опорах с применением заявляемого способа.

Формула изобретения

Способ дуплексации подшипников качения, включающий нагружение пары подшипников с технологическими дистанционными кольцами между ними осевым усилием, равным монтажному нагружению в узле, и смещение динамометром дистанционного кольца в радиальном направлении, отличающийся тем, что, с целью повышения жесткости и точности опоры. предварительно нагружают наружное кольцо каждого подшипника осевым регулируемым усилием величиной, при которой

5 установленное между торцами наружного кольца и нажимного элемента технологическое дистанционное кольцо смещено эталонным усилием, и замеряют направление и величину взаимного смещения торцов

10 подшипника, после чего подбирают подшипники, имеющие равные разнонаправленные величины смещения, затем перед нагружением между этими подшипниками устанавливают технологические однотол15 щинные наружное и внутреннее дистанционные кольца и и ри нагружении монтажным осевым усилием воздействуют на одноименные подшипниковые и технологические дистанционные кольца и контролируют

20 величину усилия смещения технологических дистанционных колец на соответствие ее эталонной величине усилия смещения и, в случае ее отклонения, один из подшипников заменяют другим из числа предварительно

25 отобранных и проверку повторяют до достижения эталонной величины усилия сдвигания кольца, после чего подшипники непосредственно сопрягают друг с другом.

1770628

Составитель Л.Капительман

Редактор О.Стенина Техред М.Моргентал Корректор П.Гереши

Заказ 3726 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ дуплексации подшипников качения Способ дуплексации подшипников качения Способ дуплексации подшипников качения Способ дуплексации подшипников качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ремонту подвижных соединений и может быть использовано для восстановления шаровых соединений механизмов навески тракторов

Изобретение относится к машинострЬению и может быть использовано в подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению , в частности к автоматам для сборки шарикоподшипников

Изобретение относится к машиностроению, а именно к операциям комплектования изделий типа подшипников качения перед их сборкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологическим операциям комплектования подшипников кольцами и телами качения перед операцией сборки

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам селективной сборки подшипников качения, например радиально-упорных двухрядных шарикоподшипников, и может быть использовано в подшипниковой промышленности

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству радиально-упорных шарикоподшипников

Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству радиально-упорных подшипников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте роликовых подшипников

Изобретение относится к области производства радиально-упорных шарикоподшипников, в частности к определению диаметров шариков по результатам измерения дорожек качения наружных и внутренних колец перед сборкой подшипника
Наверх