Нагрузочно-уравновешивающий блок держателя образца машины трения

 

Изобретение относится к технике испытаний материалов и смазывающих масел на трение, износ, заедание и контактную прочность и может быть использовано в отраслях промышленности, производящих или применяющих узлы трения или материалы для них, Цель изобретения - расширение диапазона прикладываемых нагрузок и размеров образцов и повышение точности путем обеспечения возможности

союз советских социАлистических

РЕСПУБЛИК (19) (1 1) (si)s G 01 и 3/56

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4857720/28 (22) 06.08,90 (46) 30,10.92. Бюл. N 40 (71) Институт машиноведения им, А.А.Благонравова (72) Ю.Н.Дроздов, Н.И.Смирнов и С,Ф.Мугнсцян (56) 1. Геллер Л.И. и др, Машина для испытания металлов на трение и износ, M., ЦНИИТЭ Н и ри бор остр о ения, 1974 г.

2. Авторское свидетельство СССР

N 1045073, кл, G 01 N 3/56, 1979 г. — прототип. (54) НАГРУЗОЧНО-УРАВНОВЕШИВАЮЩИЙ БЛОК ДЕРЖАТЕЛЯ ОБРАЗЦА МАШИНЫ ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к технике испытаний материалов и смазывающих масел на трение, износ, заедание и контактную прочность и может быть использовано в отраслях промышленности, производящих или применяющих узлы трения или материалы для них, Цель изобретения — расширение диапазона прикладываемых нагрузок и размеров образцов и повышение точности путем обеспечения возможности

1772686 непрерывного нагружения испытуемых образцов. Устройство содержит узел 17 нагружения, узел 18 уравновешивания и два упругих элемента 9 и 11. Корпус узла нагружения 14 выполнен в виде полого цилиндра с фланцем. Механизм сжатия первого упругого элемента 11 выполнен в виде планетарного редуктора 15 с приводом 16.

Устройство снабжено полым цилиндром 8 с фланцем. Механизм уравновешивания выполнен в виде резьбовой пары, содержащей шток 5 с резьбой, установленный соосно цилиндру 8 с воэможностью осевого перемещения, и регулировочных гаек 10 и 7,.Использование для сжатия упругого элемента

11 электродвигателя 16 с планетарным реИзобретение относится к технике испытаний материалов и смазывающих масел на трение, износ, заедание и контактную прочность и может быть использовано в отрас- лях промышленности, производящих или применяющих узлы трения или материалы для них.

Известна машина для испытаний материалов и смазывающих масел на трение и износ, содержащая основание, закрепленную на нем бабку, размещенный на ней шпиндельный узел с валом, предназначенным для закрепления на нем первого испытуемого образца, привод шпиндельного узла, кинематически связанный с ним про-. межуточный вал, установленную с возможностью поворота относительно оси шпиндельного вала каретку с валом, кинематически связанным с промежуточным ва лом и предназначенным для закрепления на нем второго испытуемого образца, закрепленный на каретке механизм нагружения образцов, выполненный в виде пружины, штока и рычага. один конец которого соединен с кареткой. а другой — со штоком, датчик момента трения, счетчик числа циклов нагружения и блок управления.

Недостатком известной машины являются низкие.точность и эффективность иСпытаний материалов и смазывающих масел, что обусловлено значительной погрешностью создания и измерения нормальной нагрузки, сложность уравновешивания каретки при переходе на различные размеры образцов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявленному нагрузочно-уравновешивающему дуктором 15 позволяет автоматизировать процесс нагружения, задавая угол вращения поршня 13 с выступами, а также повысить надежность и точность нагружения за счет применения планетарного редуктора с большим передаточным числом. Регулирование напряжения питания электродвигателя 16 позволяет проводить непрерывное нагружение по заданному закону, При использовании на машине трения образцов различного диаметра корпус. фиксатора каретки машины трения при испытаниях занимает различную высоту относительно корпуса машины трения, Для уравновешивания веса каретки при разной высоте ее положения служат регулировочные гайки 10 и 7, t ил..блоку является машина для испытаний материалов и смазывающих масел на трение и износ; включающая узел нагружения в виде корпуса с механизмом нагру>кения. и узел

5 уравновешивания в виде корпуса с механизмом уравновешивания, содержащий уравновешивающий элемент.

Недостатком машины-прототипа являются низкие точность и эффективность, 10 большая трудоемкость испытаний материалов и смазывающих:масел, что обусловлено ступенчатым изменением параметров нагружения; значительной погрешностью создания нормальной нагрузки и сложностью

15 уравновешивания каретки при переходе на различные размеры образцов.

Цель изобретения — расширение диапазона прикладываемых нагрузок и размеров испытываемых образцов,ф также повыше20 ние точности.

Поставленная цель достигается обеспечением возможности непрерывного нагружения;для чего.нагрузочно-уравновешивающий блок держателя образца машины трения

25 снабжен полым цилиндром с фланцем, предназначеннымдля крепления к станине машины трения, регулировочной гайкой, установленной в цилиндре с возможностью перемещения вдоль его оси и связанной с ним при помощи резьбового соединения, вторай регулировочной гайкой, установленной с зазором rro отношению к поверхности фланца и связанной со штоком при помощи резьбового соединения, и контргайкой, 35 предназначенной для фиксации от проворота второй регулировочной гайки на штоЯе. который расположен в цилиндре вдоль его оси, второй упругий элемент охватывает шток и установлен между двумя регулировсчными

1772686

10 гайками, механизм сжатия первого упругого элемента выполнен в виде корпуса, закрепленного в нем электродвигателя с планетарным редуктором, связанного с последним поршнем с выступами на боковой поверхности и связанного со штоком цилиндра с винтовым пазом, в котором расположены выступы поршня, первый упругий элемент размещен между корпусом механизма сжатия и фланцами цилиндра, а средство крепления штока к держателю образца выполнено s виде штифта. связанного с держателем образца при помощи байонетного соединения и серьги с отверстием в ее стенке, в котором установлен штифт.

На чертеже представлена схема предложенного нагрузочно-уравновешивающего блока держателя образца машины трения, Предложенный нагрузочно-уравновешивающий блок держателя образца машины трения состоит из следующих основных элементов: 1 — штифт, 2 — серьга; 3 — отверстие; 4 — держатель образца; 5 — шток; 6— контргайка; 7 — вторая регулировочная гайка;. 8 — полый цилиндр с фланцем; 9 — второй упругий элемент; 10 — регулировочная гайка; 11 — первый упругий элемент; 12 — шток цилиндра с винтовым пазом; 13 — поршень с выступами на боковой поверхности; 14— корпус; 15 — планетарный редуктор; 16— электродвигатель; 17 — узел нагружения; 18 — узел уравновешивания; 19 — средство крепления штока к держателю образца.

Нагрузочно-уравновешивающий блок держателя образца машины трения содержит узел нагружения 17, включающий шток

12, охватывающий его упругий элемент 11 и механизм сжатия упругого элемента, средство крепления штока к держателю образца

19 и узел уравновешивания держателя 18, включающий второй упругий элемент 9. Он снабжен полым цилиндром с фланцем 8, предназначенным для крепления к станине машины трения, регулировочной гайкой 10, установленной в цилиндре 8 с возможностью перемещения вдаль его.оси и связанной с ним при помощи резьбового соединения. второй регулировочной гайкой

7, установленной с зазором по отношению к поверхности фланца 8 и связанной со штоком 5 при помощи резьбового соединения и контргайкой 6, предназначенной для фиксаций от проворота второй регулировочной гайки 7 на штоке 5, который расположен в цилиндре вдоль его оси, второй упругий элемент 9 охватывает шток 5 и установлен между двумя регулировочными гайками 7 и 10, механизм сжатия первого упругого элемента выполнен в виде корпуса 14, закреплен15

55 ного в нем электродвигателя 16 с планетарным редуктором 15, связанного с последним поршнем с выступами на боковой поверхности 13 и связанного со штоком 12, в котором расположены выступы поршня

13, первый упругий элемент 11 размещен между корпусом 14 механизма сжатия и фланцами цилиндра 8. а средство крепления штока к держателю образца 19 выполнено в виде штифта 1, связываемого с держателем образца 4 при помощи байонетного соединения и серьги 2 с отверстием 3 в ее стенке, в котором установлен штифт 1.

Заявленный нагрузочно-уравновешивающий блок держателя образца машины трения работает следующим образом.

Перед проведением испытаний производится кинематическое соединение серьги

2 средства крепления штока к держателю образца 19 с держателем образца 4 машины трения. Для чего серьга 2 накидывается на держатель образца 4 машины трения, штифт 1 вставляется в отверстие 3 и поворачивается вокруг своей оси на 90 при одновременном подьеме держателя образца машины трения на необходимую для удобства работы высоту. После этого держатель образца машины трения опускается под действием собственного веса до тех пор, пока его вес не будет равен силе сжатия второго упругого элемента 9.

Затем включается электродвигатель 16 механизма сжатия первого упругого элемента. его вращательное движение с помощью планетарного редуктора 15 передается поршню с выступами на боковой поверхности 13 и кинематически связанному с ним штоку цилиндра с винтовым пазом 12. Причем цилиндр с винтовым пазом 12 имеет возможность перемещаться только в осевом направлении, Вследствие вращение поршня с выступами на боковой поверхности 13 в винтовом пазе штока цилиндра 12 происходит осевое перемещение последнего в корпусе 14 узла нагружения 17.

Шток цилиндра 12, кинематически соединенный через шток 5, с серьгой 2, которая жестко связывается без возможности относительного перемещения с держателем образца 4 машины трения, находится в неподвижном относительно корпуса машины трения состояния. Поэтому перемещается вверх корпус 14, сжимая заранее тарированный первый упругий элемент 11.

Усилие от сжатого таким образом первого упругого элемента передается через корпус

14, закрепленный в нем электродвигатель 16, планетарный редуктор 15, поршень с высту1772686,Заказ 3841 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб,, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент". г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 пами на боковой поверхности 13. шток цилиндра 12, шток 5, серьгу 2; штифт 1 на держатель образца 4 машины трения.

Использование для сжатия первого упpyroro элемента 11 электродвигателя 16 с планетарным редуктором 15 позволяет расширить диапазон прикладываемых нагрузок за счет большого передаточного числа планетарного редуктора 15, Использование же в узле уравновешивания держателя 18 двух регулировочных гаек 7 и 10 позволяет изменять расположение по высоте штока 5, серьги 2 и держателя образца 4 и, соответственно. образца машины трения, относительно станины машины, т.е, изменять его размер.

При использовании на машине трения образцов различного диаметра, держатель. образца 4 машины трения при испытаниях занимает различную высоту относительно станины машины трения; Для уравновешивания веса образца и держателя образца при разной высоте их положения служат регулировочные гайки 10 и 7.

Для грубой настройки высоты положе- ния держателя образца вращают регулировочную гайку 10 в полом цилиндре с фланцем 8. При перемещении регулировочной гайки 10 по резьбе полого цилиндра с фланцем 8 вверх усилие второгО упругого элемента 9 передается на регулировочную гайку 7, кинематически связанный с ней шток 5, серьгу 2, штифт 1 и держатель образца 4, перемещая его вверх до заданной высоты. При этом происходит некоторое сжатие и первогг упругого элемента 11, Для точной настройки используется вторая регулировочная гайка 7, перемещая которую по резьбе штока 5 вверх или вниз и сжимая или ослабляя второй упругий эле-. мент 9, добиваются точного положения держателя образца 4 машины трения по высоте. После окончания процесса регулирования коНтргайкой 6 стопорят вторую регулировочную гайку 7 на штоке 5 от поворота.

В процессе регулирования и в процессе работы блока между второй регулировочной гайкой 7 и полым цилиндром с фланцем 8 поддерживается гарантированный зазор.

Большое передаточное число планетарного редуктора 15 и регулирование напряСоставитель Н

Редактор:.Т.Орлова Техред M.Ìîðã жения питания электродвигателя 16 позволяет задавать малый угол вращения поршня с выступами на боковой поверхности 13 и соответственно, малое приращение пере5 мещения и усилия первого упругого элемента 11, . что повышает точность нагруэочно-уравновешивающего блока держателя образца машины трения, Формула изобретения

10 Нагруэочно-уравновешивающий блок держателя образца машины трения, содержащий узел нагружения, включающий шток, охватывающий его упругий элемент и механизм сжатия упругого элемента, средство

15 крепления штока к держателю образца и узел уравновешивания держателя, включающий второй упругий элемент, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения диапазона прикладываемых нагрузок и раз20 меров испытываемых образцов, а также повышения точности путем обеспечения возможности непрерывного нагружения, он снабжен полым цилиндром с фланцем, предназначенным для крепления к станине

25 машины трения, регулировочной гайкой, установленной в цилиндре с возможностью перемещения вдоль его оси и связанной с ним при помощи резьбового соединения, Второи регулировочной гайкой, установлен30 ной с зазором по отношению к поверхности фланца и связанной со штоком при помощи реэьбового соединения, и контр айкой, предназначенной для фиксации от проворота второй регулировочной гайки на штоке, 35 который расположен в цилиндре вдоль его оси, второй упругий элемент охватывает шток и установлен между двумя регулировочными гайками, механизм сжатия первого упругого элемента выполнен в виде корпу40 са, закрепленного в нем электродвигателя с планетарным редуктором, связанного с последним поршня.с выступами на боковой поверхности и связанного со штоком цилиндра с винтовым пазом, в котором располо45 жены выступы поршня, первый упругий элемент размещен между корпусом механизма сжатия и фланцами цилиндра. а средство крепления штока к держателю образца выполнено в виде штифта, связываемого с

50 держателем образца при помощи байонетного соединения, и.серьги с отверстием в ее стенке, в котором установлен штифт. ,Смирнов ентал Корректор А Ворович

Нагрузочно-уравновешивающий блок держателя образца машины трения Нагрузочно-уравновешивающий блок держателя образца машины трения Нагрузочно-уравновешивающий блок держателя образца машины трения Нагрузочно-уравновешивающий блок держателя образца машины трения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к стендам для испытания материалов на истирание при скользящем ударно-абразивном изнашивании

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к машинам для испытания материалов на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано в железнодорожном транспорте и металлургической промышленности

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при оценке технического состояния двигателя, в частности при измерении величины износа поршнееых колец

Изобретение относится к диагностике и может быть использовано для оценки работоспособности смазочных материалов

Изобретение относится к испытанию материалов и смазок для червячных передач и их несущей способности

Изобретение относится к технике определения триботехнических свойств материалов , например резины на трение и износ

Изобретение относится к износоусталостным испытаниям материалов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к способам приработки пар трения при обкатке узлов трения, например шестеренных гидромашин

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх